Семь важных аспектов договора франчайзинга

«ЭГ» и «Белфранчайзинг» продолжают цикл статей о франчайзинге (см. «ЭГ» №60 от 14.08.2018). Сегодня председатель ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга ЛЕОНТЬЕВА рассказывает о предъявляемых требованиях к франшизам и франчайзинговым сделкам, о белорусском рынке франшиз и его перспективах, а также делится практическим опытом.
При растущем интересе к франшизам многие предприниматели отмечают, что основной проблемой является сложность и многогранность договора франчайзинга. Такие договоры трудно оценить без специалистов, в результате чего процесс заключения сделки становится долгим и дорогостоящим.
Справочно. Сегодня в Беларуси действует более 500 франчайзинговых предприятий в самых разных отраслях. Более 50 национальных компаний предоставляют франшизы для развития своих сетей, в их числе такие известные белорусские бренды, как «Свитанок», «Коммунарка», Femme, «Марк Формель», «Шаговита», «Красный пищевик», «Макей». Через франчайзинг в нашей стране развиваются многие известные международные бренды, например, Burger King, McDonald’s, KFC, Reserved.
Выделим 7 основных аспектов в белорусском законодательстве о франчайзинге в помощь потенциальным франчайзи (лицам, приобретающим франшизу) и франчайзерам (лицам, предоставляющим свою франшизу).
1. Отношения франчайзинга в нашей стране регулируются гл. 53 Гражданского кодекса – 12 статей определяют предмет договора, основные права и обязанности сторон, порядок изменения и расторжения договора, некоторые другие базовые условия. Договор по приобретению франшизы называется договором комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
2. По договору франчайзинга передаются права на использование интеллектуальной собственности и ценной конфиденциальной коммерческой информации. То есть приобретаются права на объекты, которые не существуют в материальном виде. Именно этим и объясняется, в первую очередь, многостраничность договоров франчайзинга. Ведь в нем нужно описать, передать и урегулировать то, что нельзя «пощупать».
3. По договору франчайзинга передаются права на использование не одного, а нескольких объектов, т.е. комплекс прав. Обязательно нужно предоставить право использовать фирменное наименование – название, которое присвоили фирме при ее регистрации.
Второй обязательный объект для передачи по договору франчайзинга – информация, которая обеспечивает фирме успех на рынке. Такая информация обязательно должна быть тайной (не известной другим лицам, не размещенной в открытом доступе), ценной (действительно определять успех в работе фирмы), не относиться к государственным секретам.
Важно помнить, что, если по договору не передали какой-то из этих двух обязательных элементов или передали только один из них (не комплекс), то договор будет считаться незаключенным.
Кроме обязательных, в договор можно включить и другие объекты. Чаще всего стороны включают в договор право использовать товарный знак.
4. Комплекс прав предоставляется для того, чтобы организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность.
Например, я создала ООО «Ножницы-расчески», открыла парикмахерскую, которая стала приносить мне доход, потом еще и еще. Из другого города ко мне обратилась девушка, которая также хотела бы открыть парикмахерскую. Я по договору франчайзинга на какой-то срок разрешаю ей пользоваться названием «Ножницы-расчески», а также предоставляю важную информацию о том, как вести этот бизнес (требования к помещению, оборудованию, работникам, порядок привлечения и удержания клиентов, определения цены на услуги и т.д.).
В договоре указываем: «Лицензионный комплекс, включающий право на фирменное наименование и использование нераскрытой информации, используется для организации предпринимательской деятельности в области парикмахерских услуг». Это значит, что стричь людей девушка по моей франшизе может, а вот торговать чем-то – нет.
Итак, цель приобретения франшизы – организация какого-либо бизнеса. Отрасль бизнеса в договоре должна быть указана.
5. Из пунктов 3 и 4 следуют требования к сторонам сделки. Предоставить франшизу может только коммерческая организация, т.к. только у нее есть фирменное наименование. И не может индивидуальный предприниматель (ИП). А приобрести франшизу может коммерческая организация или ИП, т.к. франшиза нужна для предпринимательской деятельности. И не может физическое лицо.
6. Договор франчайзинга подлежит регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности. Без регистрации договор будет недействительным. А значит, стороны не смогут защитить свои права по такому договору в случае их нарушения.
Стандартный срок регистрации договора – один месяц. Госпошлина – 10 базовых величин (плюс 5 базовых величин за каждый дополнительный объект). Обязанность регистрации договора обычно возлагается на владельца прав.
7. Чтобы договор прошел регистрацию, в нем обязательно должны быть указаны:
– предмет договора (включая права на фирменное наименование и нераскрытую информацию);
– определенная сфера предпринимательской деятельности, в которой франшиза будет использоваться;
– минимальный и максимальный объемы использования предоставленных прав и информации.
Также в договоре нужно предусмотреть оплату за использование предоставленного комплекса и срок использования. Если срок не определен, то каждая из сторон вправе расторгнуть договор, предупредив другую сторону за 6 месяцев.
Изменение и расторжение договора также подлежат регистрации в патентном органе.
Таким образом, грамотное использование франчайзинга позволяет сторонам эффективно сотрудничать в создании и развитии бизнеса, при этом значительно снизив риски.