Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Семь важных аспектов договора франчайзинга

«ЭГ» и «Белфранчайзинг» продолжают цикл статей о фран­чайзинге (см. «ЭГ» №60 от 14.08.2018). Сегодня председатель ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга ЛЕОНТЬЕВА рассказывает о предъявляемых требованиях к франшизам и фран­чайзинговым сделкам, о белорусском рынке франшиз и его перспективах, а также делится практическим опытом.

При растущем интересе к фран­шизам многие предприниматели отмечают, что основной проблемой является сложность и многогранность договора фран­чайзинга. Такие договоры трудно оценить без специалистов, в результате чего процесс заключения сделки становится долгим и дорогостоящим.

Справочно. Сегодня в Беларуси действует более 500 франчайзинговых предприятий в самых разных отраслях. Более 50 национальных компаний предоставляют франшизы для развития своих сетей, в их числе такие известные белорусские бренды, как «Свитанок», «Коммунарка», Femme, «Марк Формель»,  «Шаговита», «Красный пищевик», «Макей». Через франчайзинг в нашей стране развиваются многие известные международные бренды, например, Burger King, McDonald’s, KFC, Reserved.

Выделим 7 основных аспектов в белорусском законодательстве о франчайзинге в помощь потенциальным франчайзи (лицам, приобретающим франшизу) и франчайзерам (лицам, предоставляющим свою франшизу).

1. Отношения франчайзинга в нашей стране регулируются гл. 53 Гражданского кодекса – 12 статей определяют предмет договора, основные права и обязанности сторон, порядок изменения и расторжения договора, некоторые другие базовые условия. Договор по приобретению франшизы называется договором комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

2. По договору франчайзинга передаются права на использование интеллектуальной собственности и ценной конфиденциальной ком­мерческой информации. То есть приобретаются права на объекты, которые не существуют в материальном виде. Именно этим и объясняется, в первую очередь, многостраничность договоров франчайзинга. Ведь в нем нужно описать, передать и урегулировать то, что нельзя «пощупать».

3. По договору франчайзинга передаются права на использование не одного, а нескольких объектов, т.е. комплекс прав. Обязательно нужно предоставить право ис­пользовать фирменное наименование – название, которое при­своили фирме при ее регистрации.

Второй обязательный объект для передачи по договору франчайзин­га – информация, которая обе­спечивает фирме успех на рын­ке. Такая информация обязательно должна быть тайной (не известной другим лицам, не раз­мещенной в открытом доступе), цен­ной (действительно определять успех в работе фирмы), не относиться к государственным секретам.

Важно помнить, что, если по договору не передали какой-то из этих двух обязательных элементов или передали только один из них (не комплекс), то договор будет считаться незаключенным.

Кроме обязательных, в договор можно включить и другие объекты. Чаще всего стороны включают в договор право использовать товарный знак.

4. Комплекс прав предоставляется для того, чтобы организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность.

Например, я создала ООО «Нож­ницы-расчески», открыла парикмахерскую, которая стала приносить мне доход, потом еще и еще. Из другого города ко мне обратилась девушка, которая также хотела бы открыть парикмахерскую. Я по договору фран­чайзинга на какой-то срок разрешаю ей пользоваться названием «Ножницы-расчески», а также предоставляю важную информацию о том, как вести этот бизнес (требования к помещению, оборудованию, работникам, порядок привлечения и удержания клиентов, определения цены на услуги и т.д.).

В договоре указываем: «Лицензионный комплекс, включающий право на фирменное наименование и использование нераскрытой информации, используется для организации предпринимательской деятельности в области парикмахерских услуг». Это значит, что стричь людей девушка по моей франшизе может, а вот торговать чем-то – нет.

Итак, цель приобретения фран­шизы – организация какого-либо бизнеса. Отрасль бизнеса в договоре должна быть указана.

5. Из пунктов 3 и 4 следуют требования к сторонам сделки. Предоставить франшизу может только коммерческая организация, т.к. только у нее есть фир­менное наименование. И не может индивидуальный предприниматель (ИП). А приобрести фран­шизу может коммерческая организация или ИП, т.к. франшиза нужна для предпринимательской деятельности. И не может физическое лицо.

6. Договор франчайзинга подлежит регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности. Без регистрации договор будет недействительным. А значит, стороны не смогут защитить свои права по такому договору в случае их нарушения.

Стандартный срок регистрации договора – один месяц. Госпошлина – 10 базовых величин (плюс 5 базовых величин за каждый дополнительный объект). Обязанность регистрации договора обычно воз­лагается на владельца прав.

7. Чтобы договор прошел регистрацию, в нем обязательно дол­жны быть указаны:

– предмет договора (включая права на фирменное наименование и нераскрытую информацию);

– определенная сфера предпринимательской деятельности, в которой франшиза будет использоваться;

– минимальный и максимальный объемы использования предоставленных прав и информации.

Также в договоре нужно предусмотреть оплату за использование предоставленного комплекса и срок использования. Если срок не определен, то каждая из сторон вправе расторгнуть договор, предупредив другую сторону за 6 месяцев.

Изменение и расторжение договора также подлежат регистрации в патентном органе.

Таким образом, грамотное ис­пользование франчайзинга позволяет сторонам эффективно со­трудничать в создании и раз­витии бизнеса, при этом значительно снизив риски.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений