Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Франшиза белорусской компании может стать хорошим стартом

Ольга Леонтьева

Нюансами и секретами ведения деятельности с читателями «ЭГ» делится Ольга ЛЕОНТЬЕВА, руководитель ассоциации «Белфранчайзинг» и председатель совета директоров компании «Контрактор», развивающей свою франчайзинговую сеть в регионах.

– Что сегодня представляет белорусский рынок франчайзинга?

– В Беларуси есть своя специфика – до 2005 г. в стране действовали нормы законодательства, которые фактически запрещали франчайзинг. Когда мировые сети активно осваивали рынок постсоветских стран, к нам нельзя было попасть через франшизу. И зарубежным компаниям приходилось решать эту проблему разными способами. Макдональдс, например, в нашей стране управляется иностранным предприятием, и договор франчайзинга им был заключен только в 2015 г.

Многие компании, видя такие трудности, вообще не входили в нашу страну. Поэтому мы долго не прибегали к этому инструменту. Неудивительно, что сегодня популярность франчайзинга в Беларуси не очень велика, многие не знают о его способе применения.

Тем не менее найти для себя бизнес можно в любой сфере и на любую сумму инвестиций. В Беларуси достаточно много концепций представлено. Более половины франшиз – это розничная торговля и общественное питание, потому что они легко масштабируются. А дальше – услуги для населения. Это бизнесы, связанные со здоровым образом жизни, образованием, детским развитием, медицинскими услугами, уходом за собой и т.д.

– Что значит франчайзинг и чем он полезен для бизнеса?

– Франчайзинг за рубежом имеет колоссальное развитие, в сфере ритейла, например, до 40% мирового оборота происходит через франчайзинговые сети. Суть – в объединении трех составляющих: марки, технологии и поддержки. Это способ создания бизнеса, передача прав на использование чужой успешной идеи. За это франчайзи перечисляет часть полученного дохода – через специальные платежи (паушальный взнос и роялти). Другими словами, франшиза позволяет объединить опытную компанию и предпринимателя, который будет развивать ее сеть.

Часто говорят, что нет доказательств того, что франшиза выгодна. Я ни в коей мере не берусь доказывать подобное. Это все равно, что говорить: вести бизнес – выгодно. Кому-то действительно выгодно, а кому-то – нет, грозит разорением.

Очевидно, франшиза нужна не каж­дому предпринимателю. Но верная оцен­ка возможностей франчайзинга позволяет принимать взвешенное решение при запуске и развитии бизнеса. Для тех, у кого нет идеи и уверенности в своих знаниях и навыках, франшиза и вовсе может стать единственной воз­можностью начать собственный бизнес.

– Можно ли рассматривать фран­шизу как легкий старт бизнеса?

– Статистика устойчивости бизнеса, открытого по франчайзингу, на порядок выше аналогичной статистики у бизнесов, открытых самостоятельно. Больше всего ценность франшизы ощущается при запуске, когда у предпринимателя нет опыта. Но эффективная франшиза работает на протяжении всего срока договора, обеспечивая предпринимателю выгоду от работы в сети.

В чем ценность франшизы? В первую очередь – бренд, реальная торговая марка, привлекающая клиентов. Но чем дороже бренд, тем тщательнее бережется репутация. Мировые компании, как правило, не каждому дают возможность получить свою франшизу, да и финансовые условия могут быть непомерно высокими. Также ценность представляют технологии и стандарты ведения бизнеса, коммерческий опыт, ноу-хау и регламенты, которые накоплены компанией и могут привести к коммерческому успеху.

– Многие мечтают придумать свой бизнес и самим продавать фран­шизу. Как здесь можно достичь успеха?

– Выделим два правила для создателя франчайзинговой сети. Во-первых, нельзя создавать франчайзинговый про­дукт, если нет доказанного успеха. Упаковать идею во франшизу нельзя. Если так происходит, это обман потенциального партнера.

Второе – работать внутри сети должно быть выгоднее, чем самостоятельно. Недавно мы изучали франчайзинговые условия одной белорусской компании, продающей одежду. Условия покупки товара для франчайзи ничем не отличались от условий для оптовых покупателей. Сложно объяснить, в чем заключается здесь ценность франшизы для предпринимателя, особенно если он несет дополнительные обязательства в случае работы по франшизе.

Во главе угла любой франшизы должна стоять доходность предпринимателя. Случается, что компании, продающие франшизу, хотят просто получить дополнительный заработок, и вообще думают, что не нужно инвестировать в развитие сети, если это не свои точки, а франчайзинговые. Но это не так, ведь развитие франчайзинговой сети требует четкой организации, автоматизированных решений, систем контроля, развития и поддержки франчайзи.

В то же время и предприниматель, покупая франшизу, часто считает, что успех ему уже обеспечен, и ни о чем заботиться не нужно. Но каждый за свой бизнес несет ответственность сам, а франшиза – лишь способ снизить риски и получить недостающие компетенции, дополнительные активы.

– Предпринимателей во франшизе часто пугает не только необходимость платежей за нее, но и постоянный контроль. Не является ли это слишком тяжелым обременением?

– В разных сетях используются различные методы контроля – от простой ежемесячной отчетности и обработки отзывов до внезапных проверок и «внедрения» тайных покупателей.

Практика показывает, что усиленный контроль – во благо франчайзи, ведь отслеживается развитие их деятельности и можно вовремя увидеть ошибки. Сейчас совершенствуются процессы администрирования, и системы контроля основаны на программных продуктах, которые анализируют не только соблюдение стандартов со стороны франчайзи, но и позволяют самим франчайзи получать всесторонние дан­ные о своих сотрудниках.

Например, российская фран­шиза дискаунт-бара KillFish предоставляет программный продукт, учитывающий и конт­ролирующий все действия со­трудников от повара до бармена и передающий всю информацию франчайзи.

– Как наши предприятия ведут себя на рынке франшиз?

– Франшизы в сфере розничной торговли развивают производители кондитерских изделий и товаров легпрома. Кон­дитерские бренды «Ком­мунарка» и «Красный пищевик» стали в прошлом году лидерами по развитию франчайзинговой сети на внутреннем рынке. Так, «Красный пищевик» открыл 65 франчайзинговых точек в раз­ных городах. Производители одеж­ды, обуви, аксессуаров больше ориентированы на внешние рынки. Успешно раз­виваются «Марк Формель», «Макей», «Femme/Devur».

Также для национального рын­ка много белорусских фран­шиз в сфере услуг – общепит, детские развлекательные и развивающие центры, фитнес, услуги в сфере красоты, обслуживание автомобилей.

– У белорусских компаний жесткие требования к своим франчайзи?

– Учитывая, что нашим компаниям пришлось сразу конкурировать с иностранными франшизами, а бренды их, как правило, локальные, они и стоимость запрашивают дешевле, и по условиям обычно мягче.

– Какие новые франшизы пришли в Беларусь и какие могут быть тренды на следующий год?

– Самые ожидаемые бренды к нам пришли в 2015–2017 гг. – польской группы LPP (Reserved, Cropp, House, Mohi­to), крупные мировые фастфуды (Burger King, KFC и т.д.). Кроме того, российские фран­шизы (например, IL Патио, Шикари) активно ищут партнеров в Беларуси. Думаю, будет продолжаться развитие в регионах с их участием.

– Ведется ли какая-то статистика о том, сколько за­ключено сделок по франшизам?

– По нашей информации, в стране работает больше 500 франчайзинговых объектов. Из них больше 50 национальных франшиз.

– Как вы, например, оцениваете «кофейные» отечественные фран­шизы, которые сейчас предлагаются?

– Такая франшиза может быть хорошей школой запуска, но нужно всегда смотреть на компанию, предлагающую фран­шизу, на ее собственные и франчайзинговые точки. Если нет своих объектов и компания зарабатывает только на франчайзинговых, в какой-то момент встает вопрос о том, что ценности франшизы больше нет.

– На что следует обращать внимание при открытии франшизы?

– Нужно понимать, какую ценность тебе дают и сколько это стоит. Обязательно просчитывать сумму инвестиций в проект и прогноз срока окупаемости вложенных инвестиций. Не менее важна оценка своих способностей и сил. Ведь из франчайзингового договора сложнее выйти. Но главное – вера в бренд, под которым вы планируете работать, и востребованность товаров и услуг на рынке.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by