Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Кадры
16.04.2019 12 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №28 (2229) от 16.04.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

SAP вместо 1С, начальник в Испании и желание отменить накладные. Карьера и будни главбуха минского офиса крупной международной компании

Ирина Мудрак

Мы начинаем публикацию интервью с главными бухгалтерами крупных отечественных предприятий и местных офисов международных компаний. Сегодня мы даем слово Ирине Мудрак, главбуху ACNielsen Bel, белорусского предприятия транснациональной компании маркетинговых исследований Nielsen.

Справка «ЭГ»: Nielsen – глобальная корпорация, занимающаяся мониторингом рынков, поведения потребителей и маркетинговыми исследованиями. Обслуживает крупнейших мировых производителей товаров повседневного спроса. Оборот – 6,3 млрд. USD. Штат: 44 тыс. сотрудников по всему миру. Основана в 1923г. В Беларуси работает с 1997г.

– Расскажите, с чего начиналась карьера бухгалтера крупной транснациональной компании? Где учились? Какими были первые рабочие места?

– Образование у меня типичное для белорусского бухгалтера: БГЭУ, большинство коллег закончило именно этот вуз. Я училась заочно. Возможно для некоторых профессий дневное образование дает весомое преимущество, но я особой разницы не заметила. Мои аргументы в том, что я иногда лучше преподавателей знала о многих нюансах (поскольку совмещала учебу с работой), последних изменениях, а к концу учебы купила себе первую машину.

– Первое рабочее место нашли без проблем?

– Сначала были какие-то пробные, кратковременные работы. Некоторое время проработала ассистентом аудитора. Пошла на первую проверку в оптовую компанию «Берег», и меня, так скажем, «схантили», если это можно применить к начинающему бухгалтеру. Работодатель легко отпустил. Они понимали, что это обычная история, когда ассистент аудитора переходит в компанию клиента.

Лет 6 проработала в «Береге», и поняла, что нужно идти куда-то дальше. Потому что оптовая торговля – это хорошо и не трудоемко, но, скажем, свою ценность на рынке труда я не увеличиваю.

В какой-то момент развития карьеры начинаешь понимать, что существует два направления: либо идти по увеличению количества подчиненных, увеличивая объемы, к примеру, идти в коллективы, где состав бухгалтерии – 10-20 человек; либо двигаться в направлении развития МСФО, выбирая международные компании.

Я выбрала для себя второй путь и начала искать варианты. Искала долго. Еще пару раз попадала в компании, которые не являлись тем, чего я хотела. Были сложности с английским языком – его учишь-учишь, а потом не можешь найти работу, где его можно применять. Сейчас, думаю, компаний, которым нужны бухгалтера с английским, стало больше.

Потом был очень интересный проект, который на тот момент еще только развивался. Фирма занималась установкой камер фиксации скорости на дорогах. Разработчиком системы была иностранная компания. Они заключали инвестиционный договор с государством на тот момент.

– Нормальная белорусская карьера. Но хорошую работу в большой международной компании она не гарантирует. Как вы стали главбухом Nielsen? Знакомства? Рекомендации?

– Через кадровое агентство «АНКОР». Это крупная компания-хедхантер с главным офисом в России. Мне позвонили, так как я обращалась к ним за 2 года до этого и моя анкета сохранилась у них в базе. Сказали, что есть предложение, которое может мне понравится. И оно мне действительно подошло.

Недавно я обратила внимание, что многие бухгалтера не любят общаться с кадровыми агентствами. Не доверяют, боятся обмана. На мой взгляд, совершенно напрасно. Я иногда сама находила работу через такие структуры, и как работодатель часто вела поиск сотрудников. Самый главный критерий – чтобы агентство не брало денег с кандидатов. Платить должен работодатель. Вообще, таких фирм на белорусском кадровом рынке работает не более десяти. И не так уж много времени надо, чтобы понять где профессионалы, а где случайные люди или даже мошенники.

– Не страшно было?

– Были сомнения, страх. Моему ребенку только исполнилось 8 месяцев. Я ужасно переживала. Потяну ли я такую нагрузку, когда дома малыш, требующий внимания. Сразу в сознании возникли все эти женские штампы! Сходила на женский форум, там стали голосить: «как же так, ты же не будешь видеть, как ребенок растет».

А почему, собственно, я не буду видеть? Я же не в Венесуэлу на год уезжаю! Когда я сказала новому работодателю, что у меня маленький ребенок, то мне сразу выделили ноутбук, чтобы могла работу делать из дома. В сочетании с гибким рабочим графиком это позволило решить все проблемы.

И я уверена, что такой подход работодателя к сотрудницам, имеющим маленьких детей – наиболее правильный. Совсем игнорировать такую ситуацию нельзя. Но и создавать при офисах корпоративные детские сады, как предлагают сегодня некоторые ИТ-компании – неэффективно. Дети очень быстро поймут, что мама рядом и переберутся непосредственно в офис.

– Что у вас с трудовой дисциплиной?

– Соблюдаем конечно. Но для меня особенно ценным моментом является возможность планировать свое время благодаря гибкому графику, когда я могу позже уйти, позже прийти, если необходимо. Есть четкий функционал, который я должна сделать. И в разумных пределах я сама распоряжаюсь своим временем.

Но все-таки это не полная свобода, т.к. необходимо все равно общаться коллегами, а отвечать на их запросы и запросы из других стран.

Также мы следим за тем, чтобы сотрудники не накапливали неиспользованные отпуска. В компании есть понимание, что людям нужно отдыхать

– С какими серьезными вызовами пришлось столкнуться в международной компании?

– Безусловно, работа очень ответственная. Nielsen – компания, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Поэтому кроме белорусской у нас есть обязательная ежемесячная корпоративная отчетность. Искажения, ошибки там недопустимы. Сроки всегда четко выдерживаем.

Но самым большим вызовом для меня лично стало внедрение управленческого программного обеспечения – SAP. Это был большой проект: само внедрение шло год, а спокойно и уверенно я себя почувствовала где-то, наверное, только еще через год, когда уже в с моей точки зрения все процессы были четкими, отлаженными, когда прошли аудит.

Учитывайте, это две большие разницы: прийти в компанию, где уже работает SAP, и внедрять с нуля.

Никто не стал бы тратить время, чтобы поставить SAP только в одной Беларуси. Одновременно внедряли их решения во многих офисах Nielsen в странах Восточной Европы. Была задействована сильная команда, нас всех курировал замечательный специалист из Германии, которая очень помогала. Но даже с учетом этой поддержки представьте масштабы проекта и степень ответственности.

 То есть, сегодня ваш рабочий софт – это SAP, а не 1С или «Галактика»?

– Оплату труда мы ведем в «1С:Зарплата и кадры» и выгружаем данные в SAP. Просто «1С:Бухгалтерию» не используем вообще. Никто не запрещает нам ее установить, но потребности нет. Еще есть задачи, для которых используем MS Excel.

Подчиненных у вас много? Вообще, в белорусском офисе Nielsen много людей работает? Чем они здесь занимаются?

– Всего в Беларуси на нашу компанию работает примерно 80 сотрудников. Почти в каждом городе с населением более 10 тыс. человек есть представитель. Бывает, правда, что один специалист курирует несколько небольших городков или областной центр и ближайшие районные. Эти люди постоянно ведут мониторинг товаров крупных международных компаний в местных магазинах: наличие, цены, сколько продано за месяц. Это информация нужна нашим клиентам – крупнейшим глобальным производителям потребительских товаров.

Зарплаты у нас выше средних по стране и люди за эту работу держатся.

Что касается учета, то сейчас у меня в подчинении один человек. В принципе готовы взять еще одного сотрудника – стажера. Для наших объемов это маленькая бухгалтерия.

Вообще, по корпоративным стандартам Nielsen у нас есть должности главбуха и операционного контролера. Вторая выше, бухгалтер ей подчинен. Но поскольку Беларусь – относительно небольшой рынок, то эти должности совмещаются. Но соответствии с нашим законодательством мне официально называться операционным контролером нельзя. Так что для белорусов я главный бухгалтер, для головного офиса моя должность называется иначе.

Вообще, Nielsen – глобальная сетевая компания и имеет матричную структуру. Что это значит? Есть множество офисов по всему миру. И какие-то потребности несколько таких офисов закрывает общее подразделение в одной из стран.

По некоторым направлениям деятельности мы плотно сотрудничаем с украинским и российским офисом, также с Литвой и Грецией. Иногда даже точно не знаешь, где находится человек, с которым ты разговариваешь.

Постепенно к этому привыкаешь. Работать это не мешает. Мой непосредственный руководитель находится в Испании. Я его за то время, пока он является моим боссом, не видела вживую ни разу. При этом мы регулярно созваниваемся, проводим видеоконференции, просто общаемся.

На самом деле, это разумно. В матричных структурах минимизированы такие случаи, когда уходит директор, руководитель подразделения и уводит с собой всю команду. Потому что это не его личная команда, а сотрудники разбросаны по всему миру.

Есть какая-то профессиональная мечта? Что хочется изменить в белорусской практике работы, законодательстве?

Наша налоговая служба довольно быстро и оперативно внедряет такие современные практики как контроль трансфертного ценоообразования, бенефициарного собственника и так далее.

Хочется, чтобы некоторые специфика бухгалтерии международных компаний, например такая, как cost sharing, тоже нашла отражение в правовом поле нашей страны.

И чтобы глобальным компаниям, работающим в нашей стране, разрешили пользоваться не белорусским планом счетов, а международным. Почему нет? Что мешает? Почему компания не может по желанию вести бухучет только по стандартам МСФО? Проблема стоит в налогообложении? Но ведь этот вопрос как-то решается в других странах.

Ну и бумажные накладные пора отменить. Кому нужны ТН и ТТН, если сейчас есть электронный документооборот и ЭСЧФ ? Кому нужны зелёные пронумерованные бумажки с голограммой, если все данные уже и так есть в электронном виде?

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by