Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Санкции, введенные против России и Беларуси, сказались на странах Балтии

Фото: pexels.com

Страны Балтии поддержали санкции, введенные после начала «специальной военной операции» России в Украине, как в отношении РФ, так и Беларуси. Но Литва, Латвия и Эстония также ощутили на себе в некоторых сферах экономики негативный эффект от ограничений, ведь быстро переориентироваться на другие рынки сбыта и найти новых поставщиков непросто.

Литва

Министр экономики и инноваций Литвы Аушрине Армонайте призвала отечественных предпринимателей уходить из России и Беларуси и не покупать там товары, а также сообщила, что правительство готово оказать помощь всему бизнесу, в т.ч. в поиске новых рынков, клиентов и партнеров в других регионах мира. Она напомнила, что компании, которые не отреагируют на изменившуюся ситуацию, могут столкнуться с репутационными рисками, а в будущем, по мере наращивания зарубежных санкций, понести серьезный финансовый ущерб.

Потери национального бизнеса (в связи со спецоперацией РФ в Украине), которые поступают от двухсторонней торговли, вице-президент Литовской конфедерации бизнеса Марюс Дубниковас оценил примерно в 300 млн евро. Проблемы могли быть значительнее, но сказалось то, что в 2014 г., когда против РФ были введены санкции, связанные с крымскими событиями, Литва смогла переориентироваться и найти новые рынки сбыта на Западе. А тогда торговля была намного интенсивнее.

События в Украине в конце февраля привели к тому, что литовский бизнес стал по собственной инициативе разрывать отлаженные связи в РФ и РБ.

Так, крупные торговые сети в Литве, Латвии и Эстонии в знак солидарности с Украиной изъяли из продажи товары российского и белорусского производства и решили отказаться от их закупок в дальнейшем. Доля такой продукции в общем ассортименте была сравнительно невелика, их решили заменить местными или украинскими.

Но литовские компании-поставщики, которым вернули изъятое, понесли серьезные убытки. Ведь за скопившиеся на их складах товары (на миллионы евро) они с россиянами и белорусами рассчитались. Огромные средства оказались замороженными. Сегодня обсуждается вопрос о возможности сбыта этой продукции хотя бы со скидками.

Также заявили о приостановке или ограничении деятельности несколько литовских предприятий, зарегистрированных и работающих в Беларуси. Сообщил об отказе от торговли товарами российских и белорусских производителей интернет-магазин Pigu.lt.

Правительство страны возлагает определенные надежды на программу финансовой помощи Expo Certificate LT, которая начала действовать с конца февраля 2022 г. Она призвана помочь микро-, малым и средним предприятиям сократить расходы на сертификацию, испытания и исследования продукции для экспорта. Это особенно актуально для предприятий, работающих на рынках Беларуси, России, Украины и Китая, которые сейчас ищут новые возможности для экспорта своей продукции.

Кроме того, в целях борьбы с ростом цен обсуждается возможность на 50 евро увеличить необлагаемый налогами минимум, ввести льготный НДС на отопление, а также снизить НДС на продукты питания.

Латвия

Транспортники первыми ощущают последствия изменений в мире. Напомним, что спад литовско-белорусского сотрудничества в сфере экономики начался еще несколько лет назад, а запрет с 01.02.2022 калийного транзита по территории Литвы и приостановка с 07.02.2022 железнодорожного транзита литов­ских грузов через Беларусь уже стали свершившимся фактом. В Латвии же ситуация более неопределенная: сейчас обсуждаются несколько сценариев развития событий на железнодорожном транспорте. Непонятно, сохранится ли возможность для третьих стран, например, Казахстана, Узбекистана, Китая, везти свои грузы в порты Латвии через Россию. При самом плохом прогнозе перевозки из РФ по железной дороге могут сократиться на 85%.

В связи с этим заговорили о перспективе возможных увольнений в этой сфере. Понятно, что в любом случае сохранят свои места те работники, в обязанность которых входит поддержание железнодорожной инфраструктуры в хорошем состоянии.

Что касается портов, то, как сообщил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс, в Рижском порту возможно снижение грузооборота примерно на 45%, в Вентспилсском – на две трети, в Лиепайском – на 20–30%.

Грузоперевозки легче приспосаб­ливаются к внешним шокам, но и здесь сказывается рост цен на топ­ливо и кадровый голод. Компании, работающие в этом сегменте, балансируют на грани банкротства, признал Александр Черкасов, член правления ассоциации Latvijas Auto. Санкционные ограничения – это 140-страничный документ с перечнем запрещенных товаров. А Latvijas auto как раз и создавалось как бизнес перевозчиков с Украиной, Беларусью и Россией.

Есть еще одна проблема. Из стран Балтии в конце февраля – начале марта уехали домой тысячи украинцев, занимавшихся грузоперевозками, освободилось много вакансий. У большинства транспортных предприятий свыше 50% водителей – это россияне, белорусы, узбеки и украинцы. Но Латвия, в отличие от соседей, ввела запрет и по трудовым визам, т.е. если у водителя заканчивается виза – его надо увольнять. То есть кадровый голод обострился.

Появилась у транспортников и еще одна головная боль: из-за банков, которые опасаются нарушить санкции, стало сложно получить деньги даже за те перевозки, которые были выполнены до их введения.

Для того, чтобы не импортировать электричество и не зависеть от стоимости газа, в стране вспомнили о залежах торфа, планируют дальнейшее развитие ветропарков и солнечных панелей. Однако, как отметил министр сообщения, ни резкий взлет цен на газ, ни удорожание автомобильного топлива не повлияли на потребительские привычки основной массы жителей Латвии. Пока статистика не фиксирует, что люди пересели на общественный транспорт.

Эстония

Минфин Эстонии издал инструкцию о том, как в рамках действующего закона исключить российские и белорусские компании и производимые там товары из госзакупок.

Действующий закон не допускает дискриминации в отношении предприятий, созданных в Эстонии и других странах ЕС, у собственников или косвенных бенефициаров которых российское либо белорусское гражданство. Заказчик также не может запрещать привлекать таких работников к исполнению договора о закупке.

Вице-канцлер Министерства финансов Каур Каяк сообщила, что для предпринимателей, проживающих или находящихся в этих двух странах, может быть установлен прямой запрет на участие в госзакупках. Конечно, для этого придется корректировать законодательство. Всего с 2015 по 2021 год эстонские поставщики заключили 44 договора с российскими предпринимателями и 9 – с белорусскими.

Экономисты отмечают, что на строительном рынке возникла нехватка рабочей силы и материалов. Из-за резкого повышения цен на энергоносители и материалы строительство подорожало, его объемы сокращаются. Так, строительный металл прибавил в цене 20–30% (на 10.03.2022). Древесина, как и все сырье, которое поставлялось из Беларуси, России и Украины, сейчас под большим воп­росом. Для поиска новых поставщиков понадобится время.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by