Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В тисках санкций и объятьях интеграции: год прошел – неизвестные остались прежними

Фото: pixnio.com
Уходящий год отмечен максимальным за последнее десятилетие усилением санкционной повестки в отношении РБ со стороны стран Запада. Одновременно возросли интеграционные устремления белорусских властей в рамках Союзного государства с Россией. Но, как ни парадоксально, экономический аспект обеих тенденций пока явно не проявился.

Прошедшие с момента президентских выборов в Беларуси почти 17 месяцев стали наиболее напряженным периодом за всю новейшую историю страны в отношениях с ЕС, США и другими западными государствами.

За это время принято 5 пакетов санкций в отношении официального Минска со стороны Евросоюза, готовится шестой. На данный момент они касаются около 170 физических лиц и 15 организаций.

Перспективы калийного экспорта

Впервые, в июне 2021 г., введены секторальные санкции, затронувшие такие чувствительные сферы, как торговля нефтепродуктами, калийными удобрениями и товарами, используемыми для производства табачных изделий.

Кроме того, государственным органам ограничен доступ на рынки капитала ЕС, не допускается страхование и перестрахование правительства, госорганов и учреждений. Европейскому инвестиционному банку запрещено финансировать проекты в госсекторе, а страны – члены ЕС обязаны ограничить участие в белорусской экономике многосторонних банков развития, членами которых они являются.

Однако если финансовая составляющая секторальных ограничений уже проявила себя полноценно, то основной пакет пока остается «котом в мешке». Дело в том, что ограничения в торговле нефтепродуктами и калием, во-первых, коснулись далеко не всех позиций продукции, а во-вторых – относятся только ко вновь заключаемым контрактам с начала следующего года. Поэтому и оценки возможных потерь от их введения до сих пор разнятся – от косметического эффекта до отрицательной динамики ВВП страны в целом.

Правительство обещает искать новые рынки сбыта для потенциально выпадающего экспорта, власти стран ЕС – сталкиваются со сложностями в реализации принятых мер. Как это случилось, например, в Литве, члены правительства которой чуть не ушли в отставку на фоне информации о законтрактованных перевозках Литовской железной дорогой белорусских калийных удобрений на 2022 год.

Правда, в данном случае речь шла не столько о собственно европейских санкциях, сколько о косвенных ограничениях со стороны США. Во многом санкции Вашингтона схожи с европейскими, здесь также речь идет о торговле и доступе к рынку капитала. Но в отличие от мер ЕС гораздо большее значение имеет их косвенный эффект и солидаризация с ними других государств, что и можно наблюдать на примере действий официального Вильнюса.

Пока же, действительно, итоги внешней торговли товарами Беларуси со странами ЕС демонстрируют внушительную положительную динамику. Согласно данным Белстата, за январь-октябрь текущего года товарооборот с Евросоюзом составил около 13,4 млрд USD, увеличившись к аналогичному прошлогоднему периоду более чем на 42%. При этом положительное сальдо превысило 2,5 млрд USD. Импорт вырос на 3,7%, а экспорт – на 90,6%.

Представить подробную информацию по позициям поставок, однако, невозможно, поскольку данные в отношении как раз подсанкционной продукции уже около полугода не публикуются в открытом доступе.

Беларусь дважды отвечала ЕС, и оба раза контрсанкции были гораздо менее масштабными, чем те, после которых они вводились. Так, в мае установлен запрет на ввоз и реализацию косметической и автомобильной продукции ряда производителей, в начале декабря – частичное продуктовое эмбарго (см. статью «Запрет с исключениями: правительство ввело продуктовые контрсанкции», «ЭГ» № 95 за 10.12.2021).

Направления намерений

Из ряда публичных высказываний представителей власти следует, что именно интеграция с Москвой рассматривается в качестве одного из способов противодействия западным санкциям. Но многое здесь пока так и остается на уровне риторики – согласованной антисанкционной политики между двумя странами, по крайней мере пока, нет.

Как нет и ясности в планах дальнейшего развития и реализации утвержденных обеими сторонами в начале ноября 28 интеграционных программ. Известна лишь их тематика (от сближения макроэкономической и денежно-кредитной политики до общих действий в социально-­трудовой сфере), но до сих пор они не опубликованы полностью.

Наиболее конкретным антисанкционным направлением пока является активизация перевалки белорусских экспортных нефтепродуктов через российские порты. Соответствующее межправительственное соглашение подписано в феврале 2021 г. До конца года белорусская сторона рассчитывает пропустить через них до 2,3 млн тонн продукции.

В условиях фактического закрытия западного рынка капитала значительно сузились возможности привлечения внешних заимствований. И Россия, а также евразийские структуры остаются практически безальтернативными вариантами.

Напомним, в июне РБ получила от РФ второй транш межгосударственного кредита на 500 млн USD, первый был перечислен в декабре 2020 г. Сейчас озвучиваются намерения занять еще 3,5 млрд USD. Не исключено, что это станет одной из тем очередных переговоров глав государств, запланированных на 29 декабря.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by