В тисках санкций и объятьях интеграции: год прошел – неизвестные остались прежними
Прошедшие с момента президентских выборов в Беларуси почти 17 месяцев стали наиболее напряженным периодом за всю новейшую историю страны в отношениях с ЕС, США и другими западными государствами.
За это время принято 5 пакетов санкций в отношении официального Минска со стороны Евросоюза, готовится шестой. На данный момент они касаются около 170 физических лиц и 15 организаций.
Перспективы калийного экспорта
Впервые, в июне 2021 г., введены секторальные санкции, затронувшие такие чувствительные сферы, как торговля нефтепродуктами, калийными удобрениями и товарами, используемыми для производства табачных изделий.
Кроме того, государственным органам ограничен доступ на рынки капитала ЕС, не допускается страхование и перестрахование правительства, госорганов и учреждений. Европейскому инвестиционному банку запрещено финансировать проекты в госсекторе, а страны – члены ЕС обязаны ограничить участие в белорусской экономике многосторонних банков развития, членами которых они являются.
Однако если финансовая составляющая секторальных ограничений уже проявила себя полноценно, то основной пакет пока остается «котом в мешке». Дело в том, что ограничения в торговле нефтепродуктами и калием, во-первых, коснулись далеко не всех позиций продукции, а во-вторых – относятся только ко вновь заключаемым контрактам с начала следующего года. Поэтому и оценки возможных потерь от их введения до сих пор разнятся – от косметического эффекта до отрицательной динамики ВВП страны в целом.
Правительство обещает искать новые рынки сбыта для потенциально выпадающего экспорта, власти стран ЕС – сталкиваются со сложностями в реализации принятых мер. Как это случилось, например, в Литве, члены правительства которой чуть не ушли в отставку на фоне информации о законтрактованных перевозках Литовской железной дорогой белорусских калийных удобрений на 2022 год.
Правда, в данном случае речь шла не столько о собственно европейских санкциях, сколько о косвенных ограничениях со стороны США. Во многом санкции Вашингтона схожи с европейскими, здесь также речь идет о торговле и доступе к рынку капитала. Но в отличие от мер ЕС гораздо большее значение имеет их косвенный эффект и солидаризация с ними других государств, что и можно наблюдать на примере действий официального Вильнюса.
Пока же, действительно, итоги внешней торговли товарами Беларуси со странами ЕС демонстрируют внушительную положительную динамику. Согласно данным Белстата, за январь-октябрь текущего года товарооборот с Евросоюзом составил около 13,4 млрд USD, увеличившись к аналогичному прошлогоднему периоду более чем на 42%. При этом положительное сальдо превысило 2,5 млрд USD. Импорт вырос на 3,7%, а экспорт – на 90,6%.
Представить подробную информацию по позициям поставок, однако, невозможно, поскольку данные в отношении как раз подсанкционной продукции уже около полугода не публикуются в открытом доступе.
Беларусь дважды отвечала ЕС, и оба раза контрсанкции были гораздо менее масштабными, чем те, после которых они вводились. Так, в мае установлен запрет на ввоз и реализацию косметической и автомобильной продукции ряда производителей, в начале декабря – частичное продуктовое эмбарго (см. статью «Запрет с исключениями: правительство ввело продуктовые контрсанкции», «ЭГ» № 95 за 10.12.2021).
Направления намерений
Из ряда публичных высказываний представителей власти следует, что именно интеграция с Москвой рассматривается в качестве одного из способов противодействия западным санкциям. Но многое здесь пока так и остается на уровне риторики – согласованной антисанкционной политики между двумя странами, по крайней мере пока, нет.
Как нет и ясности в планах дальнейшего развития и реализации утвержденных обеими сторонами в начале ноября 28 интеграционных программ. Известна лишь их тематика (от сближения макроэкономической и денежно-кредитной политики до общих действий в социально-трудовой сфере), но до сих пор они не опубликованы полностью.
Наиболее конкретным антисанкционным направлением пока является активизация перевалки белорусских экспортных нефтепродуктов через российские порты. Соответствующее межправительственное соглашение подписано в феврале 2021 г. До конца года белорусская сторона рассчитывает пропустить через них до 2,3 млн тонн продукции.
В условиях фактического закрытия западного рынка капитала значительно сузились возможности привлечения внешних заимствований. И Россия, а также евразийские структуры остаются практически безальтернативными вариантами.
Напомним, в июне РБ получила от РФ второй транш межгосударственного кредита на 500 млн USD, первый был перечислен в декабре 2020 г. Сейчас озвучиваются намерения занять еще 3,5 млрд USD. Не исключено, что это станет одной из тем очередных переговоров глав государств, запланированных на 29 декабря.