Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Запрет с исключениями: правительство ввело продуктовые контрсанкции

Фото: freepik

В Беларуси определен перечень товаров, запрещенных к ввозу и реализации на территории страны. Ограничения касаются продукции из государств, которые ранее ввели санкции в отношении официального Минска. Они в релизе правительства названы «недружественными странами».

Решение содержится в постановлении Совмина от 06.12.2021 № 700 «О применении специальных мер в отношении отдельных видов товаров» (далее – постановление № 700). Контрсанкции начнут действовать с 1 января 2022 г. Они введены сроком на 6 месяцев.

Документ принят на основании Указа от 30.03.2021 № 128 «О применении специальных мер», который, напомним, установил рамочный запрет на ввоз продукции из стран, принявших решение о введении специальных мер в отношении белорусских юридических или физических лиц, а также присоединившихся к ним государств и объединений.

Ограничения касаются продукции из Европейского союза и его государств-членов, США, Канады, Норвегии, Албании, Исландии, Северной Македонии, Великобритании, Черногории и Швейцарии.

В списке запрещенной продукции фигурируют 17 позиций товарной номенклатуры продовольствия, в т.ч. мясо, молоко и молочная продукция, овощи и фрукты, орехи, кондитерские изделия, соль.

В документе уточняется, что ограничения не будут распространяться на товары, ввозимые:

– для личного пользования;

– для переработки и помещаемые под таможенные процедуры выпуска;

– для внутреннего потребления в рамках установленных тарифных квот при наличии лицензии, выданной МАРТ, свободной таможенной зоны, переработки для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории;

– в рамках установленных тарифных льгот;

– в рамках квот, установленных в соответствии с Положением о квотировании ввоза, утв. постановлением № 700 (далее – Положение);

– для обеспечения сбалансированности на потребительском рынке.

То есть запрет не является безоговорочным, изъятием из него станут поставки в рамках разрешенных правительством квот. Согласно документу такая возможность вводится «для обеспечения сбалансированности на потребительском рынке». Поэтому, хотя в НПА и фигурирует определение «запрещенные товары», точнее говорить об ограничениях, нежели о запрете.

Кто и как будет устанавливать квоты

Ответственным за квотирование определен МАРТ. Уполномоченный орган совместно с заинтересованными должен проводить постоянный анализ складывающейся ситуации с товарами на внутреннем рынке и их наличием в розничной торговой сети.

По результатам анализа, в т.ч. при получении от контролирующих органов информации о недостатке или избытке товаров на внутреннем рынке, регулятор сможет принимать решение об установлении квот, их увеличении либо уменьшении.

Министерство будет самостоятельно устанавливать порядок распределения частей квот и их размеры, распределять их между заявителями на основании поступивших письменных заявлений на выделение квоты. Информация об этом должна обновляться на сайте МАРТ.

В Положении перечислены документы, необходимые для предоставления в уполномоченный орган, определен порядок перераспределения и лишения выделенных квот, порядок взаимодействия госорганов в этом вопросе.

Опять импортозамещение?

На товары из установленного перечня распространяется действие Положения о порядке действий в отношении запрещенных товаров, утв. постановлением Совмина от 23.04.2021 № 240 «О применении специальных мер».

Минсельхозпроду, концерту «Белгоспищепром», облисполкомам и Мингорисполкому поручено «обеспечить насыщение внутреннего рынка широким ассортиментом продовольственной продукции производства Республики Беларусь».

Кроме того, госорганам, товаропроизводителям, импортерам и торговым организациям постановление № 700 предписывает «обеспечить соблюдение установленного параметра индекса потребительских цен, в т.ч. на товары для переработки и квотируемые товары».

На что ответили

Ограничительные меры – ответ на новый, 5-й по счету после президентских выборов в августе минувшего года пакет санкций против официального Минска, введенный ЕС 2 декабря, а также на новые запреты со стороны США, принятые в этот же день.

Новые индивидуальные запретительные меры ЕС против белорусских физических и юридических лиц введены «в связи с гибридными действиями Беларуси по использованию мигрантов для оказания давления на государства Евросоюза». В соответствующий перечень включены 17 человек и 11 компаний. В их числе – авиакомпания «Белавиа», туркомпания «Центр-Курорт», гостиницы «Минск» и «Планета», а также предприятия «Гродно Азот» и «Белоруснефть». Таким образом, на данный момент в санкционный список, включающий и предыдущие четыре пакета ограничений ЕС, включены 166 физических лиц и 15 организаций Беларуси.

Новые санкции со стороны США коснулись 20 физлиц, 12 организаций и 3 воздушных судов. Ограничения распространены на производителей калийных удобрений («Белорусская калийная компания», «Славкалий»), Президентский спортивный клуб, туроператора «Центр-Курорт», авиа­перевозчика «ТрансавиаЭкспорт», ОАО «Агат – электромеханический завод», ООО «Агророзквит», ОАО «140 ремонтный завод», ОАО «Кидма тек», ООО «ГардСервис», ОАО «Пеленг» и ЗАО «Белтехэкспорт».

Санкционные меры в обоих случаях касаются запрета физическим лицам въезда на территорию ЕС или США, заморозки активов и блокирования предоставления средств физическим и юрлицам.

Кроме того, новые санкции ввели Великобритания и Канада.

Выбран не столь жесткий вариант

Официальный Минск назвал санкционное давление на нашу страну незаконным. МИД Беларуси сделал заявление, в котором подчеркивалось, что «в качестве ответа будут приняты жесткие асимметричные, но адекватные меры».

На деле пока все оказалось гораздо мягче.

Решение схоже с ранее принятым в РФ: именно продукты, происходящие из стран, которые вводили санкции, с 2014 г. запрещены для ввоза и реализации в России. Но там и стран-производителей гораздо больше, и перечень товаров значительно шире. К тому же в РФ запрет является полным, а такая продукция, попавшая в страну, уничтожается.

В Беларуси же появятся квоты для ввоза подсанкционных товаров. Будет ли этот механизм действительно использоваться для «обеспечения сбалансированности на потребительском рынке» либо как возможность для получения своеобразных привилегий отдельными импортерами и торговыми организациями – вопрос риторический.

Со стороны представителей госорганов (МАРТ и Минсельхозпрода) уже прозвучали заявления, общий смысл которых можно свести к следующему: потребитель ограничений заметить не должен. К тому же они не касаются критического импорта, например, детского питания и сырья для его производства. Дефицита явно не будет, но выбор может стать более скудным. Как, в принципе, и произошло в России 7 лет назад, на начальном этапе действия ограничений. Затем, собственно, импорт был благополучно замещен продукцией под теми же марками, но локализованной на территории страны.

Наиболее чувствительной позицией среди «запретных» выглядят как раз фрукты – например, мы никак не можем обойтись без импортных яблок, значимую долю среди которых занимают польские. Или без некоторых видов цитрусовых, частично испанских.

Но в целом товары действительно выбраны таким образом, чтобы, если о контрсанкциях ничего не слышал, на потребительском уровне их не заметить.

Не первые и не последние?

Введенные ограничения можно условно назвать «вторым пакетом» контрсанкций. Первый начал действовать в мае текущего года, он коснулся косметической и автомобильной продукции ряда производителей, в т.ч. Nivea и Skoda. Все они, напомним, отказались выступать спонсорами чемпионата мира по хоккею, который мог пройти в Минске и Риге, но в белорусской столице матчи первенства в итоге не проводились в связи с общественно-политической ситуацией (решение было принято на уровне Международной федерации хоккея).

Безусловно, новые ограничения шире по охвату продукции. Но, на наш взгляд, они, к счастью или нет, не выглядят в полной мере асимметричными.

Тем не менее исключать появления новых контрмер не стоит. Только в следующем году в полную силу заработают введенные в июне и касающиеся нефтепродуктов и калийных удобрений секторальные санкции Евросоюза. Возможно, они вызовут новый ответ.

Недавно были озвучены ожидаемые потери от секторальных санкций – до 300 млн USD в год. Это немногим более 1% от совокупного товарного экспорта страны за январь-сентябрь текущего года (с учетом его рекордного роста на 36%). Объем ощутимый, но некритичный. Однако замену выпадающему экспорту искать все равно придется.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений