Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Саморегулируемые организации заменят чиновников

Фото: emco-world.com

В Беларуси под эгидой Совета по развитию предпринимательства подготовлен законопроект «О саморегулируемых организациях». В ноябре прошлого года он прошел процедуру общест­венного обсуждения. И сегодня рассматривается уже не пер­вая версия проекта – документ был значительно сокращен и переработан.

Будет ли рамочный закон в случае принятия в белорусских условиях реально работать?

 

Взять все – и поделить

Под саморегулированием в проекте закона понимается самостоятельная и инициативная деятельность организации по регулированию определенной предпринимательской или профессиональной деятельности ее членов.

По сути речь идет о передаче отраслевым объединениям ча­сти или полноты полномочий по регулированию вида деятельности.

При этом должен быть определен уполномоченный государственный орган, который бы реализовывал политику в области саморегулирования как такового. Он, согласно проекту, сможет принимать решение о при­своении некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации и утрате ей такого статуса, определять принципы оценки организацией деятельности своих членов, вносить представления о применении к членам организации определенных мер воздействия.

Уполномоченный орган не вправе требовать изменения или отмены решений, принятых органами управления саморегулируемой организации в соответствии с их компетенцией, а также требовать принятия указанными органами решений в отношении члена или членов саморегулируемой организации либо саморегулируемой организации.

Саморегулирование может основываться на добровольном или обязательном членстве. Установление обязательного членства как условия осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности возможно, если оно является единственной формой допуска к осуществлению деятельности. Проще говоря, принят в организацию – с тебя не могут требовать прохождения дополнительных лицензирования, аттестации или ак­кредитации.

Среди принципов саморегулирования – равенство прав и обязанностей членов организации и обеспечение их имущественной ответственности перед потребителями товаров и услуг.

Для реализации второго принципа такие организации дол­ж­ны будут формировать специальный компенсационный фонд и нести солидарную ответственность по обязательствам каждого из своих членов. Если товар или услуга будут признаны некачественными, потребитель впра­ве требовать компенсацию именно из этого фонда.

До обращения за присвоением статуса саморегулируемой некоммерческая организация должна быть зарегистрирована как союз (ассоциация) в соответствии с законодательством о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйст­вования.

Проект закона предполагает, что саморегулируемые организации получат право образовывать третейские суды для разрешения споров; от своего имени оспаривать в установленном законодательством порядке, в т.ч. в судах, любые акты, решения и действия госорганов, нарушающие права и законные интересы организации либо создающие угрозу такого нарушения; участвовать в обсуждении проектов нормативных правовых актов; вносить предложения по вопросам фор­мирования и реализации государственной политики в отношении предмета саморегулирования.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов организации и ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под­готовленные такими организациями и действующие для их членов, не могут содержать положения, направленные на создание условий для ограничения конкуренции и нарушения запретов, установленных антимонопольным законодательст­вом.

Источниками формирования имущества саморегулируемой организации могут быть членские взносы, добровольные пожертвования, доходы, полученные от размещения денежных средств во вклады в белорусских банках, а также другие источники, не запрещенные законом.

 

Почва подготовлена

Проект закона не будет регулировать адвокатскую и нотариальную деятельность, работу налоговых кон­сультантов и Белорусской торгово-промышленной палаты. Эти сферы можно назвать первопроходцами в саморегулировании.

Адвокатура получила значительную самостоятельность в 2017 году, еще в 2014 году на самофинансирование и частичное саморегулирование перешли нотариусы.

Комментируя «ЭГ» результаты такого шага, министр юстиции Олег Слижевский отметил положительную сторону этого подхода. Хотя, признался глава Минюста, у госорганов были опасения, как нотариусы, которые раньше регулировались и обеспечивались государством, смогут существовать самостоятельно.

– Но практика этих лет показала, что саморегулирование – это до­статочно эффективный способ организации деятельности. Сегодня в работе нотариусов госбюджет никоим образом не участвует. Все решается органами самоуправления, даже такие проблемные вопросы, как само­окупаемость и доступность услуг, – подчерк­нул Олег Слижевский.

Министр отметил, что в регионах, где количество обращений к нотариусам незначительное, по решению Белорусской нотариальной палаты им гарантируется определенный уровень оплаты труда, субсидируются организационные расходы, и нотариальные конторы не закрываются.

Около двух лет назад в Беларуси организована Палата налоговых консультантов. Членство в ней обязательное. По словам ее руководителя Павла Царева, пока она является прообразом саморегулируемой организации и зарегистрирована как некоммерческая структура, которая не вписывается ни в одну предусмотренную ГК организационно-правовую форму.

Нам передана лишь часть функций от МНС – оценка качества услуг, обеспечение профессионального обучения. Допуск к профессиональной квалификационной аттестации и ведение реестра налоговых кон­сультантов пока остаются в ведении государства, – отметил председатель палаты на посвященном саморегулированию круглом столе.

В декабре прошлого года зарегист­рирована Аудиторская палата. Она действует также – как некоммерческая организация без права занятия предпринимательской деятельностью.

 

Дебюрократизация или создание барьеров?

По мнению одного из разработчиков законопроекта заслуженного юриста Беларуси Валерия Фадеева, основной проблемой при введении полноценного саморегулирования, исходя из зарубежного опыта, может стать появление новых барьеров для входа на рынок.

Разделение рынка между членами саморегулируемой организации, совместное бизнес-планирование и, как апогей, контроль над отраслью – это никак не способствует развитию конкурентной среды.

Саморегулирование является весьма перспективной формой. Зачастую оно заменяет собой госрегулирование. Его достоинство в том, что самостоятельно устанавливаются стандарты и правила профессиональной деятельности и обеспечивается их соблюдение, – подчеркнул юрист. – Но возникают и определенные проблемы в части соответствия законам рыночной экономики, обеспечения свободного до­ступа на рынок и законодательства о конкуренции.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считает саморегулирование хорошим инструментов в том, чтобы

«разгрузить государство», однако «если мы неосторожно этим инструментом воспользуемся, то крупные игроки и монополии укрепятся на порядок сильнее, чем при типичном государственном регулировании».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений