Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

С надеждой на внешние факторы: прогноз на будущий год не отличается скромностью

Коллаж: neg.by
Официально утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Беларуси, а также основные направления денежно-кредитной политики на 2022 год. Документы нацелены на восстановительный рост экономики, но в них не уточняется, за счет чего это должно произойти.

В соответствии с Указом от 09.12.2021 № 481 рост валового внутреннего продукта запланирован в будущем году на 2,9% к уровню текущего года, реальных располагаемых денежных доходов населения – на 2%, инвестиций в основной капитал – на 3,3%. Предполагается, что экспорт товаров и услуг увеличится на 6,3%.

Экспортный оптимизм сохраняется

Собственно, документом утверждены только эти четыре показателя. С каждым годом их количество сокращается. Для сравнения, на текущий год официально планировались шесть параметров, включая уровень официальной безработицы, долю инвестиций в основной капитал к ВВП, но не их рост, ввод в эксплуатацию жилья и уровень реальной безработицы по методологии Международной организации труда.

Появление в этот раз среди прогнозных ориентиров роста экспорта наталкивает на мысль о том, что разработчики НПА вдохновились наблюдаемым в этом году «экспортным бумом» (за январь-сентябрь текущего года внешние поставки товаров выросли на 36% к аналогичному прошлогоднему периоду) и рассчитывают на его продолжение, пусть и в меньшем масштабе.

В целом прогнозы правительства выглядят весьма оптимистичными. Но стоит напомнить, что при планировании республиканского бюджета в его основу обычно закладывается не прогнозный, а базовый сценарий экономического развития, гораздо более скромный и приближенный к реальности.

Можно, конечно, порассуждать о заведомой невыполнимости планов белорусского правительства. Тем не менее, каким бы качество прогнозирования ни выглядело, руководителям организаций согласно Указу № 481 запрещено доводить показатели, не определенные Сов­мином в соответствии с ним.

Запланированный документом рост ВВП должен превзойти и прогнозный, и реальный показатель этого и прошлых годов. Напомним: за 10 месяцев 2021 г. экономика выросла на 2,4%, за 2020 г. – упала на 0,9%.

Реальные располагаемые денежные доходы за январь-сентябрь этого года, согласно данным Белстата, показали рост на 2,6%, за весь минувший год – на 4,7%. То есть увеличение доходов закладывается более умеренное.

Инвестиции и инфляция – в зоне риска

Картина с инвестициями в основной капитал не радует: за 10 месяцев 2021 г. здесь зафиксировано падение на 7,8%, за весь минувший год – на 6%. Поэтому, чтобы выбраться в положительную зону, нужно преодолеть сложившийся разрыв, что выглядит сложно выполнимой задачей. Отдельно стоит учитывать и негативную динамику в строительстве – там объем вложений за январь-октябрь упал на 4% (их доля в общем объеме инвестиций – 20,3%).

Что интересно, индекс потребительских цен в перечень важнейших параметров не включен, однако Нацбанку и Совмину поручено «принять необходимые меры по ограничению в 2022 г. инфляции на уровне 6%».

Пожалуй, это самое слабое место официального прогноза. Напомним, инфляция в стране за январь-ноябрь составила 9%, а в годовом выражении – 10,3%. В прошлом году потребительские цены выросли на 7,4%.

Поэтому для ограничения роста цен над установленным уровнем предстоит приложить немалые усилия. Особенно учитывая, что на реальное реформирование экономики в краткосрочном периоде наложено негласное табу.

Ставку рефинансирования могут повысить

Что касается денежно-кредитной политики, то помимо уровня инфляции здесь утверждено еще семь параметров: годовой прирост широкой денежной массы на 7–13%, прирост рублевой денежной массы в пределах 8–13%, объем международных резервных активов – не менее 7 млрд USD (золото-валютные резервы Беларуси на 1 декабря составили около 8,5 млрд USD), ставка рефинансирования в среднем за 2022 год не должна превысить 10% (сейчас она равна 9,25%, т.е. речь в перспективе идет об ужесточении монетарной политики), прирост требований банков к экономике на год заложен в диапазоне 7–11%, доля необслуживаемых банковских активов – не более 10%. Также установлен коэффициент доступности автоматизированной системы участника платежной системы, посредством которой обеспечивается проведение расчетов по платежам, на уровне не ниже 99,8%.

«Курсовая политика, как и ранее, будет проводиться в режиме плавающего курса, при котором валютный курс формируется под действием спроса и предложения на валютном рынке», – отмечается в документе.

Для недопущения резких колебаний курса белорусского рубля, а также пополнения золотовалютных резервов допускается проведение валютных интервенций.

Нацбанку поручено поддерживать ценовую и финансовую стабильность, формировать устойчивую и предсказуемую среду для планирования бизнеса. Последнее должно выражаться в развитии нормативной базы для деятельности финансового сектора, совершенствовании системы валютного регулирования и валютного контроля, расширении форм и инструментов оказания финансовых услуг, использовании информационных технологий.

Кроме того, среди задач – повышение социальных стандартов и уровня защиты населения в финансовой сфере через совершенствование системы защиты прав потребителя, усиление кибербезопасности, совершенствование правового поля.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений