Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

С мягким сыром да в премиальный ряд

Директор ОАО «Туровский молочный комбинат» Ольга Луцко

ОАО «Туровский молочный комбинат» реализовало инвестпроект стоимостью 26 млн. EUR, направленный на расширение производственной мощности в три раза. Окупиться он должен в 2023 году.

Этот процесс уже начат – в январе запущена в эксплуатацию вторая производственная очередь, которая позволит увеличить переработку молока с 410 т в сутки в этом году до 760 т в 2020-м. Чтобы нарастить загрузку до запланированной, комбинат параллельно инвестирует в развитие собственной сырьевой зоны.

Сейчас предприятие является учредителем в хозяйствах в ОАО «Приозерское-Агро» и ОАО «Дяковичи» Житковичского района, а также заключило договора управления в Лоевском районе: с КСУП «Урожайный» и КСУП «Колпень-Агро», в Докшицком районе – с ОАО «Торгуны». Из структуры акционерного общества выделено предприятие «Молочная правда», в задачи которого входит развитие сырьевой зоны, проведение работ по повышению качества молока, управление с привлечением высококвалифицированных специалистов. Поставлена задача – добиться обеспечения собственным сырьем на 51% к 2021 г. Для сравнения: в 2017 г. этот показатель составил всего 23%. Чтобы повысить его, комбинат планирует построить в «Дяковичах» и «Торгунах» две фермы на 5 тыс. голов, стоимостью 62 млн. BYN каждая. Кроме того, ведется реконструкция 4 молочно-товарных ферм в хозяйствах, которые взяты в управление.

Как поясняет директор ОАО «Туровский молочный комбинат» Ольга Луцко, сырья пока недостаточно, поэтому комбинат ищет дополнительные объемы в других областях, предлагая сельхозпредприятиям комфортные условия сотрудничества по договорным ценам.

Секреты финансового благополучия

Как это ни неожиданно прозвучит, но возможность брать на финансовое оздоровление неблагополучные сельхозпредприятия, оказалась более выгодной, чем возить молоко из Латвии и Литвы, как это было в 2014 г., когда предприятие завершило год с отрицательным для себя результатом. Более высокий уровень загрузки мощностей позволил улучшить все основные показатели. Так, если выручка в 2014 г. составляла всего 28 млн. BYN, то в 2017-м она достигла уже 110 млн., план на 2020 г. – 319 млн. BYN. Выход продукции с тонны сырья в денежном выражении вырос с 692 BYN в 2014 г., до 1139 BYN в 2017-м, план на 2020 г. – 1420 BYN.

Прибыль от реализации увеличилась с 2 млн. BYN в 2015 г. до 8 млн. в 2016-м и до 22 млн. в 2017-м, план на 2018 г. – 43 млн., на 2020 г. – 78 млн. BYN. Динамика рентабельности также была впечатляющей: она выросла с минус 5% в 2014 г. до 11,5% в 2016-м, и до 20% в 2017-м, план на 2020 г. – 24%.

Для сравнения: среднеобластные значения рентабельности молочных предприятий в Могилевской области – 6%, Минской –11%, Гомельской – 12%, Витебской – 12%, Брестской – 13%, Гродненской – 16%.

Технологии в ассортименте

По оценке директора, хорошие результаты подтверждают правильность выбранной корпоративной стратегии. Напомним, Туровский молочный комбинат специализируется на выпуске полутвердых и мягких сыров. За 2017 год предприятие изготовило 10,5 тыс. т сыра, план на 2018 г – 20 тыс. т, на 2020 г. – 30 тыс. т. Выгоды приносит выбранная технология с коротким циклом изготовления, длящимся 2–3 дня, после чего сыр охлаждается и отгружается, без каких либо затрат на хранение.

Сегодня на производстве установлены 4 автоматических линии, на каждой из которых производится свой вид мягкого сыра. Технологии поддерживаются разные – итальянские и немецкие, так белорусские технологи и инженеры попытались сделать производственный процесс более интересным, чем в Италии, откуда заимствовали специализацию и опыт производства.

Выход из тонны молока полутвердых сыров достиг в 2017 г. европейского уровня – 12,5%. Предприятие ориентировано на глубокую переработку и производство уникального продукта. Поэтому и решение Минсельхозпрода снизить с 12 января минимальные рекомендуемые экспортные цены никак не затронуло его интересов. «Мы сами исследуем рынок, – говорит Ольга Луцко. – И выстраиваем ценовую стратегию исходя из того, что наш продукт уникален. Это моцарелла для пиццы, рикотта, маскорпоне – специфичные сыры, которые продаются недешево и мы больше смотрим на рынок, конъюнктуру и сами устанавливаем цены».

Накормим ближних и дальних

Сегодня экспорт комбината достиг 77% объема производства, хотя в бизнес-плане изначально этот показатель закладывался на уровне 65%. У предприятия 12 экспортных рынков. Начаты пробные поставки в Китай, планируется, что продажи в эту страну будут поддерживаться на уровне 10% объема выпуска. Договоренности с партнерами позволяют рассчитывать на достаточную прибыль.

Высокомаржинальным остается российский рынок – на нем самые высокие цены и лучшая логистика, он дает больше преимуществ для выведения новых брендов, ориентированных как на ритейл, так и на канал HоRеCa (термин, обозначающий сегмент сферы услуг общественного питания и гостиничного хозяйства), тут удается демонстрировать ценовое преимущество перед импортными товарами. Туровский молочный дорожит наградами, завоеванными на российском рынке – дипломами «Импортозамещение» и «Выбор России». И работает над комплексным продвижением брендов в офлайн и онлайн-каналах. Сегодня доля комбината на российском рынке сыров – 2,7–2,8%. В планах увеличить ее за 5 лет до 4–4,5%, как у основных конкурентов.

Реализованный инвестпроект позволит и в целом улучшить показатель экспорта. Напомним, в 2014 г. отгрузки туровских молочников на внешний рынки составили около 16 млн. USD, в 2017 г. – уже 43 млн., план на 2018 г. – 82 млн., на 2020 г. – 123 млн. USD.

Отвечая на вопрос, насколько велики риски невозврата выручки, О. Луцко отметила, что предприятие работает только по предоплате. Именно поэтому основной акцент во внешнеэкономической деятельности сделан не на Европу, а на страны Азии и Востока: Сингапур, Иорданию, ОАЭ.

Рассуждая об актуальности диверсификации рынков, директор обращает внимание на то, что для предприятия очень ценен и внутренний рынок, на котором запланирован поступательный рост. «Мы начинали с того, что продавали на белорусском рынке 100 т продукции в месяц, в 2017 г. потребление возросло до 200 т, задача на 2018 г. – продавать по 300 т в месяц. Наши продукты представлены во всех крупных сетях».

Продуктовый портфель, в котором уже 75 товарных позиций, специалисты предприятия еще не считают оптимальным. В соответствии с разработанной стратегией будет происходить коррекция структуры производства и продаж в сторону высокомаржинальных продуктов.

Когда все складывается

Подводя итоги развития в прошлом году, специалисты предприятия отмечают, что 2017 г. стал годом, когда удалось полностью загрузить производственные мощности сырьем. Объем переработки молока возрос на 34%, отгруженной продукции – на 15%, в отпускных ценах – на 61%, экспорт – на 52%. Расширился ассортимент – выпущено 26 новых продуктов, коэффициент обновления ассортимента составил 35%. Было создано 70 рабочих мест, в текущем году планируется принять на работу еще 90 человек, а в 2019-м – 50. Кроме того, новые рабочие места будут создаваться на молочно-товарных фермах. Сегодня Туровский молочный комбинат занимает в объеме промышленного производства своего района 75%, в объеме экспорта района – 40%, в выручке – 40%.

Таковы промежуточные итоги проекта, автором которого считается Сергей Румас, именно он предложил организовать в Беларуси производство мягких сыров по итальянской технологии. Так правительства решало 2 задачи – развития Припятского Полесья и повышения эффективности переработки молока. Для воплощения идеи в жизнь оставалось найти бизнесмена, с которым можно заключить инвестдоговор. Взялся помочь правительству бизнесмен Игорь Чернявский, который и сегодня является акционером предприятия.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений