$

2.0511 руб.

2.2768 руб.

Р (100)

3.1859 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Проекты

С чего стоит начать, и что исправить. Мнение эксперта

13.09.2019
С чего стоит начать, и что исправить. Мнение эксперта
Андрей РОЩУПКИН, первый заместитель генерального директора УП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»,фото www.youtube.com

Предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» неоднократно озвучивала свою позицию по данной теме. Мы полностью под­держиваем руководство страны в стремлении снизить объемы захоронения бытовых отходов, повысить собираемость упаковки, создания эффективных мощностей по ее переработке.

Мы не являемся принципиальными противниками или сторонниками ни депозитной (залоговой) системы, ни концепции «зеленая точка», ни многочисленных других технологий и концепций повышения вовлечения в экономику вторичных материальных ресурсов. В том числе и ПЭТ.

Но хочется напомнить, что наша компания является частью «Системы Кока-Кола», которая давно приняла на себя стратегические обязательства по снижению влияния ПЭТ-упаковки на окружающую среду.

«Кока-Кола», как глобальная корпорация, обладает широкими и глубокими компетенциями по решению этих задач в различных странах, которые отличаются по уровню потребления, покупательской способности населения, менталитета покупателей, тер­ритории, плотности проживания и других важных факторов.

Наш опыт не просто подсказывает, а свидетельствует: не существует универсальной системы и подходов, которые были бы одинаково эффективны в каждом государстве.

Так кто же заплатит за сбор банок и бутылок?

Надеюсь, ни у кого не вызывает сомнения, что издержки по внедрению любой системы сбора упаковки в конечном счете оплачивает либо бюджет, либо в той или иной степени издержки делятся между потребителями, производителями и тор­говлей.

Сегодня в стране взят обоснованный курс на сокращение государственных расходов, поэтому принципиальное условие внедрения любой системы – не использование ни бюд­жетных средств, ни заемных ресурсов под государственные гарантии.

Покупательская способность населения тоже весьма ограничена. Более того, руководство страны поставило задачу увеличивать благосостояние людей.

Финансово-экономическое положение и производителей, и организаций торговли также не самое блестящее. Многие компании, которых так или иначе затрагивает депозитная система, имеют рентабельность 2–3%. А то и ниже. Соответственно, на компенсацию внедрения новой системы у бизнеса попросту отсутствуют средства.

С учетом этих объективных реалий очевидно, что Беларусь должна вы­брать наиболее эффективную си­стему сбора и переработки вторичных материальных ресурсов.

Ключевой критерий, по нашему мнению, – сокращение совокупных затрат на захоронение таких отходов на полигонах (попросту говоря, свал­ках). Ведь снижение влияния на окружающую среду – ключевая цель депозитной (залоговой) системы.

Минск – слишком дорогое место для экспериментов

В жилищно-коммунальном хозяйстве, а также в других ведомствах, сложилась очень продуктивная прак­тика: прежде чем внедрять те или иные новации и системные решения, связанных с серьезными инвестициями, издержками на экс­плуатацию системы и административно-организационными усилиями, реализуется пилотный проект на ограниченных территориях.

Исходя из практического опыта, анализируется, насколько результат соответствует первоначальной цели, с какими сложностями и дополнительными издержками приходится сталкиваться, изучается общественное мнение. По результатам пилотных проектов принимается решение о целесообразности внедрения проекта на национальном уровне.

В частности, в стране прошла массовая оценка недвижимости на территории двух районов, в нескольких домах установили счетчики учета коммунальных услуг с функцией удаленного съема показателей и ряд других «пилотных проектов» реализуется в различных отраслях.

По нашему мнению, логично реализовать депозитную (залоговую) систему на территории одного или не­скольких периферийных районов Беларуси, а не в столице.

Недавно Министерство жилищно-­коммунального хозяйства отметило сложность реализации пилотного проекта в Минске. И с этой позицией нельзя не согласиться.

Для тестового запуска системы ДЗС нет необходимости брать круп­ные населенные пункты. Идеально подходят районы с населением 20– 30 тысяч человек. Соответствующую маркировку можно нанести вручную на предприятиях торговли.

И если система продемонстрирует свою эффективность, убежден – исчезнет поле для дискуссии и за нее единогласно проголосуют и потребители, и производители.


Конкретные проблемы проекта Указа о ДЗС

Если говорить о проекте этого документа, недавно проходившем общественное обсуждение, то нас, как производителей, беспокоит ряд моментов, которые четко не прописаны в нем или вообще остались за кадром.

1. Не установлена ответственность предприятий торговли за невыполнение обязательств по организации пунктов приема тары.

2. Не отражены принципы, по которым будут формироваться сети по приему тары, как автоматизированные, так и «ручные». Не проанализирован важный аспект депозитной (залоговой) системы – ее доступности и удобства для жителей каждого уголка нашей страны. Особенно учитывая более низкую плотность населения в Беларуси по сравнению со странами Балтии, опыт которых был положен в основу белорусского проекта.

3. Из проекта Указа непонятно, как будет возвращаться депозит (залог) на тару, которая образовалась в секторе общественного питания.

4. Не учтен важный вопрос, как будет возмещаться производителям залог в случае, когда предприятия торговли по той или иной причине не исполняют свои финансовые обязательства перед поставщиками.

5. В Указе не прописан ряд принципиальных факторов финансово-экономического функционирования системы: инвестиционные и капитальные расходы, издержки, необходимые на техническое обслуживание системы и так далее.

Даже такой принципиальный вопрос, как стоимость участия в депозитной (залоговой) системе. Она в ходе обсуждения, неоднократно осуждалась и изменялась. Но в итоге будет устанавливаться постановлением Совмина.

Соответственно, когда еще остается достаточно много неизвестных, то сложно сегодня говорить о целесообразности и эффективности системы.

Автор публикации: Андрей РОЩУПКИН, первый заместитель генерального директора УП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия»


Менеджмент: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы