С 26 июля 2019 г. внесены изменения в форму аудиторского заключения
Постановлением № 311 внесены изменения в форму аудиторского заключения по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности) (далее – аудиторское заключение) и Инструкцию о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию отчета по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности).
С 26 июля 2019 г. постановление № 31 вступило в силу.
Общие вопросы и правовое регулирование
К иным аудиторским услугам относится проведение аудита финансовой информации в рамках выполнения специальных аудиторских заданий, в т.ч. услуги по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) при их ликвидации (прекращении деятельности) (абз. 3 ст. 21 Закона № 56-З2).
Услуга по независимой оценке деятельности юридического лица (ИП) при его ликвидации (прекращении деятельности) предусмотрена подп. 2.8 п. 2 Декрета № 13. При этом требования к оказанию таких услуг и порядок их оказания устанавливаются Совмином.
Постановлением № 5004 утверждено Положение о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве ИП, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (ИП) при их ликвидации (прекращении деятельности) (далее – Положение № 500).
Постановлением № 225 были утверждены:
– Инструкция о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию отчета по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности) (далее – Инструкция № 22);
– Форма аудиторского заключения по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (ИП) при его ликвидации (прекращении деятельности) (далее – Форма № 22).
Справочно: аудиторское заключение по результатам оказания аудиторских услуг в случаях, предусмотренных законодательством, составляется в соответствии с требованиями законодательства. В иных случаях требования к аудиторскому заключению определяются условиями договора оказания аудиторских услуг (п. 1 ст. 26 Закона № 56-З).
Изменения в постановлении № 500 и Положении № 500
В постановление № 500 внесены изменения постановлением № 4846, которые вступили в силу 27.07.2019. Данные изменения носят как технический характер, так и (некоторые) связаны с изменениями в законодательстве.
Так, из п. 2 постановления № 500 исключен абзац следующего содержания: «в аудиторском заключении и (или) отчете по результатам оказания услуг по независимой оценке содержится информация о совершении проверяемым юридическим лицом (ИП) сделок с коммерческими организациями и ИП, включенными в реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере» и добавлен абзац следующего содержания: «налоговым органом в периоде, установленном в п. 5 Положения № 500, принимались решения без проведения выездной проверки о зачете и (или) возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, на общую сумму более 3000 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на дату представления в установленном законодательством порядке в регистрирующий орган заявления о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности ИП)».
Справочно: пунктом 1 Указа № 4887 предусматривалось, что при наличии одного или нескольких оснований, приведенных в п. 1 Указа № 488, коммерческие организации и ИП подлежали включению в реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр). Однако Указ № 488 утратил силу в связи с изданием Указа № 1518, вступившим в силу 23.04.2019.
Аналогично скорректирован п. 6 Положения № 500. Указанное изменение распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.
Изменения в Форме № 22
Пунктом 6 Положения № 500 предусмотрено, что по результатам оказания услуг по независимой оценке аудитором составляются аудиторское заключение по форме, установленной Минфином, и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке.
Следует отметить, что в связи с принятием ряда документов в рамках действия Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) по гармонизации законодательства государств – членов ЕАЭС в Беларуси активно унифицируется терминология. В первую очередь это касается таких важных основополагающих документов, как Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Таможенный кодекс Таможенного союза.
В связи с этим в НК9 был введен термин «таможенное законодательство» – регулирующие таможенные правоотношения международные договоры, акты, составляющие право Евразийского экономического союза, и законодательство РБ о таможенном регулировании (подп. 2.25 п. 2 ст. 13 НК). Аналогичный термин введен в подп. 2.3 в тексте Формы № 22.
По тексту Формы № 22 вместо «руб.» осуществлена замена на текст «белорусских рублей».
Изменения в Инструкции № 22
Из текста Инструкции № 22 исключен текст о Реестре.
Изменен текст в абз. 2 подп. 9.1.2 п. 9 Инструкции № 22 в части технических средств, с помощью которых осуществляется прием денежных средств (кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров) на кассовое оборудование.
В подп. 9.4 п. 9 Инструкции № 22 добавлены следующие аспекты, подлежащие независимой оценке аудитора в ходе оказания такой услуги и отражению в аудиторском заключении с исключением их из подп. 9.1 п. 9 Инструкции № 22:
– результаты проверки соблюдения законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности; предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи, иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи; действия с простыми и (или) переводными векселями; осуществление валютных операций;
– результаты проверки ведения кассовых операций;
– результаты проверки соблюдения порядка учета, хранения и использования документов с определенной степенью защиты.
Часть изменений вступила в силу с 26.07.2019, а часть – с 27.07.2019.
___________________
1Постановление Минфина от 01.07.2019 № 31 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 1 августа 2017 г. № 22» (далее – постановление № 31).
2Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (в редакции от 18.07.2019 № 229-З) (далее – Закон № 56-З).
3Декрет Президента от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
4Постановление Совета Совмина от 04.07.2017 № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» (далее – постановление № 500).
5Постановление Минфина от 01.08.2017 № 22 «Об оказании аудиторских услуг при ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
6Постановление Совмина от 24.07.2019 № 484 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 и от 4 июля 2017 г. № 500».
7Указ Президента от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).
8Указ Президента от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».
9Налоговый кодекс.