Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рост цен на морские грузоперевозки разгоняет инфляцию

Фото: pexels.com

МВФ подсчитал, во сколько обходится миру увеличение цены доставки контейнеров по трансокеанским торговым маршрутам.

Море волнуется раз

В настоящее время по морю перевозится более 80% товаров, продаваемых в мире. Пандемия COVID-19 показала, насколько важна морская контейнерная торговля для мировой экономики. От Шанхая до Роттердама и Лос-Анджелеса коронавирус перевернул цепочки поставок. В портах не хватало рабочих, а водители грузовиков и экипажи судов не могли пересекать границы из-за ограничений, которые ввели правительства разных государств.

Помимо задержек с доставкой товаров, стоимость самой транспортировки резко возросла. На это обращает внимание МВФ в обзоре «Shipping Costs and Inflation». Так, стоимость доставки контейнера после марта 2020 г. по мировым трансокеанским торговым маршрутам выросла в 7 раз за 18 месяцев. А цена транспортировки сыпучих грузов – еще больше.

Эксперты Фонда выяснили, что рост стоимости доставки грузов морским путем приводит к росту цен по всему миру. И инфляционное воздействие этих затрат будет продолжать увеличиваться до конца 2022 г. «Наш анализ предшествует конфликту России и Украины, но не изолирован от него – конфликт, скорее всего, усугубит глобальную инфляцию», – отмечается в докладе, опубликованном 25 марта.

Изучив данные из 143 стран за последние 30 лет, МВФ установил, что транспортные расходы являются важным фактором мировой инфляции. Когда фрахтовые ставки (цена морской перевозки партии товара) удваиваются, инфляция увеличивается примерно на 0,7 процентного пункта (п.п.).

Но самое главное, эти эффекты достаточно устойчивые – они достигают пика через год и продолжаются до 18 месяцев. Это означает, что рост стоимости доставки, наблюдаемый в 2021 г., может увеличить инфляцию примерно на 1,5 п.п. в 2022 г.

Когда до покупателя наконец дошло…

Как отмечается в докладе МВФ, хотя эффект переноса на инфляцию меньше, чем эффект, связанный с ценами на топливо или продукты питания, на долю которых приходится большая часть потребительских покупок, стоимость доставки грузов гораздо более изменчива.

В результате вклад в вариацию инфляции из-за глобальных изменений цен на морские перевозки количественно аналогичен вариации, вызванной шоками мировых цен на нефть и продукты питания.

В ходе исследования МВФ выяснил, что более высокие транспортные расходы отражаются на ценах на импортные товары в доках в течение двух месяцев и быстро – на ценах производителей, многие из которых полагаются на импортные ресурсы для производства своих товаров.

Но влияние на конечные цены, которые оплачивают потребители, нарастает постепенно, достигая своего пика через 12 месяцев. Это более медленный процесс, чем тот, что наблюдается после роста мировых цен на нефть – его чувствуют водители на заправке уже через несколько месяцев, поясняет МВФ.

Разные страны справятся с инфляцией по-разному

Рост стоимости доставки влияет на инфляцию в одних странах сильнее, чем в других, доказывает Фонд.

Во-первых, имеют значение структурные характеристики экономики. Страны, которые импортируют больше того, что потребляют, испытывают больший рост цен, как и те, которые более интегрированы в глобальные цепочки поставок.

Точно так же страны, которые обычно платят более высокие фрахтовые расходы (т.е. не имеющие выхода к морю, страны с низким уровнем доходов), сталкиваются с большей инфляцией, когда такие расходы растут.

Во-вторых, «сильная и заслуживающая доверия» основа денежно-кредитной политики может сыграть роль в смягчении вторичных эффектов от цен на импорт и инфляции, отмечается в обзоре МВФ.

Специалисты Фонда заключают, что инфляционное влияние стоимости доставки товаров по трансокеан­ским торговым маршрутам будет продолжать нарастать до конца текущего года.

Кроме того, ситуация в Украине, вероятно, вызовет дальнейшие сбои в цепочках поставок. Это может привести к тому, что глобальные транспортные расходы и их инфляционные последствия будут оставаться высокими в течение длительного времени.

***

Все эти проблемы актуальны и для Беларуси. В условиях санкций и трудностей с доставкой продукции через морские порты Балтии и Одесский порт, белорусским производителям приходится перестраивать логистику и работать по новым схемам.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by