Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №74(2571) от 30.09.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4803
EUR:
2.3956
RUB:
4.2813
Золото:
130.7
Серебро:
1.49
Платина:
68.52
Палладий:
174
Назад
Факты, комментарии
18.08.2022 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Российский рынок электроники делят китайцы

Фото: freepik.com

На фоне введенных Евросоюзом и США в отношении России санкций, идет жесткий передел рынка бытовой техники и другой потребительской электроники в РФ. Корейские, японские, европейские и американские бренды добровольно сдают свои позиции в России. Кто занимает их место?

Санкции и поставки

США, страны Евросоюза, Япония на фоне начавшейся 24 февраля 2022 года «спецоперации» России на территории Украины ввели ограничения на поставку ряда товаров в РФ.

Американцы запретили поставлять не только компьютеры и телекоммуникационное оборудование, но то, что есть во всей потребительской электронике – микросхемы и датчики. Но саму потребительскую электронику формально вроде бы продавать в РФ можно.

Под ограничения со стороны ЕС попали электротовары для домашнего использования дороже 750 EUR, а также устройства для записи видео или звука стоимостью более 1 тыс. EUR.

Далее некоторые другие государства (например, Южная Корея и Сингапур) в той или иной форме ввели если не абсолютно такие же, то очень похожие меры. Кто-то это сделал добровольно, по политическим мотивам. Кто-то – из страха перед возможными вторичными санкциями со стороны США.

Но почти одновременно прекращать отгрузки товаров в Россию начали и отдельные крупные фирмы. При этом очень многие производители перестали продавать товары, торговлю которыми ни США, ни одна другая страна формально никак не ограничивали.

В частности, уже в марте об остановке поставок вообще всей своей продукции заявили корейские компании Samsung и LG. Правда, их заводы в Калужской и Московской областях тогда имели запасы комплектующих на складах и смогли как-то продолжить работу еще несколько месяцев.

Очевидной причиной стали опасения за свою репутацию в глазах потребителей, властей и инвесторов из наиболее богатых и развитых стран.

Помимо того, вокруг поставок в Россию возникло множество юридических и операционных рисков, дополнительных расходов. Таможня гораздо внимательнее должна проверять такие грузы. А как банк может понять, за какую именно электронику поступили деньги? За подпавшую под санкции или за разрешенную? Поэтому он или тормозит платежи и долго их проверяет (разумеется, взимая за это плату), или вообще отказывается проводить такие операции.

А еще у многих азиатских брендов есть постоянный страх перед возможными вторичными санкциями со стороны США в перспективе (прямо сейчас американцы ничего подобного не применяют, но уже намекали, что готовы к подобным мерам).

Больше всех рынок удивила китайская компания Huawei. Она начала закрывать магазины в Москве и других городах, сократила до половины российского персонала, и, как сообщают специализированные порталы, молча игнорирует запросы из РФ по поводу поставок любого оборудования. Вроде бы какие-то неприятные вопросы есть даже по уже заключенным контрактам.

Дело в том, что сама Huawei находится под жесткими санкциями со стороны США и Канады. Этой компании вроде бы поздно чего-то такого бояться.

Но и здесь есть объяснение: китайская фирма таким образом пытается показать американцам, что она не враг, и что не просто готова выполнять нормы их законодательства, а уже выполняет.

Россиянам нельзя продать даже выпущенное в РФ

Да, компании LG и Samsung, два главных поставщика бытовой техники и электроники в страны бывшего СССР, очень боятся американских и европейских санкций. Им есть что терять в США и ЕС.

А Россия – заметный, важный, но вовсе не ключевой рынок для этих гигантов. Например, по оценкам аналитиков группы FINAM, наша восточная соседка забирает примерно 3,2% всех телевизоров, выпущенных компанией Samsung.

И этот производитель теперь не только не обеспечивает поставки товаров в прежних масштабах из Кореи и других стран Азии. Это было бы проблемой только для рынка смартфонов – там все импортное.

Все гораздо сложнее (и хуже):

Примерно 90% до сих пор продававшихся в РФ телевизоров, холодильников и стиральных машин были собраны на российских же заводах. Это данные ассоциации РАТЭК, объединяющей всех крупных продавцов электроники в России.

Почти все отечественное! Made in Russia! Тогда в чем проблема?

Но даже изделия собственных заводов в РФ компания Samsung прекращает продавать на внутренний рынок России.

Чтобы не попасть под санкции за ввоз чипов и других запчастей для своих производств, решено готовую продукцию (телевизоры, холодильники, стиральные машины) сначала отгружать в другие страны ЕАЭС.

То есть возможные варианты для экспорта: Казахстан, Армения, Киргизия и, здесь нам, пожалуй, повезло, Беларусь.

А уже потом эти товары в рамках параллельного импорта, видимо, без прямого участия головной компании реализуют в Россию. Ибо такое количество холодильников и телевизоров в рамках ЕАЭС больше продать некому.

К чему это приведет? Ну, как минимум, все станет дороже. Да уже стало. Расходов новых возникает немало: фирмы-посредники, логистика, страховки, юристы, таможенные агенты и прочие административные издержки.

Когда не хватает ни товаров, ни покупателей

Российский рынок телевизоров в целом ощутимо просел. Так, за 6 месяцев 2022 г. россияне купили 2,73 млн новых телевизоров. Это на 17% меньше, чем год назад. Такие данные приводит «КоммерсантЪ» со ссылкой на оценки крупного продавца электроники – компании «Марвел-Дистрибьюция».

И фундаментальных проблем здесь сразу три:

1. Дефицит привычных марок и моделей. Многие еще не готовы вместо хорошо знакомых LG и Samsung покупать Haier, TCL, Hyundai, или, простите, Novex.

2. Падение доходов населения. Все большая часть зарплаты среднего россиянина уходит на продукты, а продажи почти всех товаров длительного пользования падают. Особенно это заметно в регионах.

3. Телевизоры дорожают. Продано (в штуках) меньше, а в пересчете на деньги рынок растет.

Таким образом, свою долю в продажах добровольно потеряли два прежних лидера. Их доли на российском рынке телевизоров упали: у LG с 21,6% до 10,1%, у Samsung было 24,8%, стало 7,6%.

Кто выиграл?

Прежде всего китайцы. Всех остальных на рынке телевизоров РФ обогнал бренд Xiaomi, доля которого выросла с 4,8% до 11,7%.

За покупателей в РФ решила побороться и главная компания китайского рынка электроники и бытовой техники Haier. Например, крупный интернет-магазин Holodilnik.ru сообщает, что у него каждый пятый проданный телевизор – именно этого бренда.

Многие федеральные сети, продающие данный ассортимент, говорят о росте доли товаров китайской же TCL и условно корейской Hyundai. У последней на телевизорах чаще всего тоже написано «made in China».

А еще крупные российские торговцы электроникой очень успешно продвигают собственные «карманные» бренды.

К сожалению, про белорусские Horizont и «Витязь» никто из продавцов и экспертов, опрошенных «Коммерсантом», даже не вспомнил. Хотя на рынке РФ они присутствуют, их продают крупные специализированные сети.

Кто и как еще продает смартфоны в Россию?

Это гораздо больший рынок, чем телевизоры. Правда, большинство его участников говорит о сильном падении продаж. Если опираться на данные мобильных операторов, то у МТС купили на 30% меньше смартфонов, у «Билайна» – на 34%, а у Tele2 – на 12%.

Ситуация очень похожа на рынок телевизоров: покупателей стало меньше, а продавцы часто не могут предложить им желаемую марку и модель.

Даже при этом, по данным МТС, только в июле текущего года россияне купили 2,3 млн смартфонов.

42% из них – это техника под брендом Xiaomi и его дочерней компании Poco. За ними безусловное первое место. И это сравнительно давнее лидерство.

Например, еще в январе в ТОП-5 самых популярных моделей телефонов у одного из крупнейших розничных продавцов такой продукции в РФ, компании «Ситилинк», было две модели Xiaomi и две – Poco.

На втором месте по количеству проданных аппаратов оказался китайский же бренд Realme (17%). Кроме него в ТОП-5 попали Samsung (8,5%), Tecno (тоже из КНР, 7,5%) и Apple (7%). Но это в штуках.

По объему выручки, в деньгах у «яблочной компании» второе место, ведь iPhone – дорогая вещь, и он стал еще дороже.

Откуда такие цифры, ведь с марта товары Apple и Samsung в Россию официально не поставляются?

Во-первых, продавцы утверждают, что еще реализовывали старые запасы.

Во-вторых, уже есть параллельный импорт, т.е. электронику везут через третьи страны. Но с такими схемами все не так просто.

В июне на российском рынке появилось достаточно много смартфонов Samsung, предназначенных для рынка Казахстана (в названии модели есть соответствующий идентификатор). Их охотно покупали.

Но в итоге каждым пятым из них невозможно было пользоваться. Если при первом включении в аппарат ставили не казахстанскую, а российскую sim-карту, он блокировался.

Снять блокировку может официальный сервис-центр Samsung в России. Вот только надо заплатить 5000 российских рублей и ждать до месяца. Так что некоторые покупатели «параллельно импортированных» телефонов были очень расстроены.

Что касается продаж продукции Apple, то тоже якобы есть старые запасы. И точно уже работают «серые» схемы с закупками через третьи страны. Прежде всего эксперты называют Гонконг.

А еще крупные розничные сети (например, такой гигант как «М.Видео») начали предлагать бэушные iPhone. Это так называемые «рефарбиши» или «перекрашенные» – аппараты, возвращенные после гарантийного ремонта, или которые «просто не понравились» покупателю в другой стране.

Внешне они выглядят практически как новые. Неопытный человек не отличит. Функционально по ним тоже вопросов нет, к продаже их готовят специальные фирмы, тестируют, меняют детали при необходимости.

Но еще недавно такими аппаратами торговали втихаря никому неизвестные индивидуальные предприниматели. А теперь ими не брезгуют главные общероссийские продавцы электроники.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by