Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Резонанс
08.09.2015 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

РОКОВОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ:©

Действие постановления Совмина от 6.08.2015 № 666 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156» должно быть приостановлено, а его последствия надо обсудить с бизнес-сообществом. С таким требованием деловое сообщество обратилось в письме к правительству.

чем хуже легальному бизнесу, тем лучше теневому

Действие постановления Совмина от 6.08.2015 № 666 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156» должно быть приостановлено, а его последствия надо обсудить с бизнес-сообществом. С таким требованием деловое сообщество обратилось в письме к правительству.

Субъекты хозяйствования из всех регионов страны заявляют о проблемах, связанных с реализацией постановления № 666. Некоторые из них были названы на пресс-конференции, прошедшей в Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей (МСПиР).

Например, ОДО «Канпол», поставляющее в республику товары для детей, обеспокоено появлением дополнительной административной процедуры. По мнению руководителя отдела поставок Максима Вола, санитарно-гигиеническая экспертиза не имеет логического смысла. Ведь действующее законодательство, требующее подтверждения соответствия ввозимых товаров техрегламентам Таможенного союза, и так в необходимой и достаточной степени защищает внутренний рынок и население от некачественной продукции.

Беларусь, приняв постановление № 666, сделала «первый шаг» по выходу из ЕАЭС, полагает директор Аналитического центра по проблемам ИП при Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Анатолий Змитрович. По его словам, введение санитарно-гигиенической экспертизы означает, что нормативная правовая база ЕАЭС, регламентирующая выпуск в обращение товаров на его территории, фактически игнорируется одним из государств-членов. Данную меру также можно рассматривать как введение нашей страной своеобразного «санкционного списка товаров», установив на их перемещение в рамках ЕАЭС дополнительный административный барьер.

Действительно, ст. 56 Договора о Евразийском экономическом союзе обязывает страны — участницы союза проводить согласованную политику в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер. Хотя каждое из государств-членов имеет право разрабатывать и вводить такие временные меры, порядок взаимодействия уполномоченных органов государств-членов при их введении утверждается Евразийской экономической комиссией. Поэтому некоторые предприниматели призывают обратиться в ЕЭК, чтобы повлиять на белорусские власти. Впрочем, бизнес-ассоциации толерантно склоняются к тому, чтобы «сор из избы» пока не выносить, а попытаться договориться с правительством без вмешательства союзных органов.

РКП и МССПиР решили начать диалог с письма премьер-министру Андрею Кобякову, в котором выражено «недоумение» по поводу шага, ухудшающего деловой климат в стране. Также напоминается, что санитарно-гигиеническая экспертиза была в свое время отменена в связи с принятием техрегламентов Таможенного союза, причем представители Госстандарта уверяли, что их качество гарантирует безопасность продукции.

Бизнес-сообщество удивлено внезапностью появления постановления № 666, отметил председатель МССПиР Владимир Корягин. В письме особо отмечено нарушение процедуры его принятия. В частности, проигнорированы нормы подп. 9.4 Директивы № 4, требующего обязательного общественного обсуждения проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности. Добавим, что авторы постановления явно забыли, что подп. 9.2 Директивы № 4 призывает при принятии нормативных правовых актов (подготовке соответствующих проектов), закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, устанавливать дату их вступления в силу исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к работе в новых условиях, как правило, не ранее чем через 3 месяца со дня их официального опубликования (за исключением случаев, когда такие нормативные правовые акты направлены на обеспечение экономической безопасности страны и (или) реализацию международных договоров РБ, а также на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности). Вряд ли такие исключения здесь имели место. Но постановление, опубликованное 11 августа, вступило в силу через 15 дней.

Проект постановления не направлялся ни в деловые ассоциации, ни в Совет по развитию предпринимательства, отметила исполнительный директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич. Между тем, именно совет уполномочен прогнозировать последствия решений органов госуправления по вопросам предпринимательства.

Эти последствия, как полагает директор ТЧУП «Бьюти Имидж» Татьяна Трофимова, будут весьма печальными. По информации бизнесменов, моделирование процесса прохождения санэкспертизы показывает, что она затянется не менее чем на 30 дней, что весьма негативно отразится на финансовом положении компаний, которые не смогут в это время продавать данные товары. Серьезным бременем станут и расходы на оплату экспертизы, особенно для предприятий с большой номенклатурой продукции.

Эти расходы лягут на плечи потребителей, уверена Ж.Тарасевич, так что аргументы о защите их интересов не выдерживают никакой критики. В БСПН отмечают, что в Украине, Польше, Литве и Латвии нет подобного дублирования санитарно-гигиенических исследований потребительских товаров. Уже сейчас ряд компаний приостанавливает ввоз в Беларусь новых партий импорта, в т.ч. бытовой электроники, компьютеров, планшетов, телефонов и т.д. Таким образом, первая волна дестабилизации уже надвигается на потребительский рынок.

При этом постановление № 666 осложнит деятельность только легальных участников рынка, создающих инфраструктуру и рабочие места, отметил генеральный директор Ассоциации компаний информационных технологий Дмитрий Ананьев. Не исключено, что если этот нормативный акт не будет в ближайшее время отменен, часть компаний сместит свою деятельность в «теневую» область. Рост нелегальных поставок и, как следствие, снижение налоговых выплат прогнозирует и Ж.Тарасевич. Импортные товары исчезнут только с полок магазинов, но образовавшийся вакуум компенсирует «серый» рынок. В частности, у населения, как это уже не раз бывало, появятся дополнительные стимулы для поездок за покупками за рубеж.

Так что вместо очередного «упорядочивания» государство столкнется с разгулом теневого рынка и вывоза валюты из страны. В свою очередь, деловое сообщество лишний раз убедилось, какова цена декларируемых в директивах обещаний, которые, вместо закрепления в соответствующих законах, подменяются расплывчатыми диспозитивными формулировками.

Иван МИХАЛЕВИЧ

(Продолжение темы — с. 10–12 Информбанка)

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений