Излишки, недостача, пересортица при годовой инвентаризации: бухгалтерский и налоговый учет
Перед составлением годовой отчетности не только целесообразно, но и необходимо провести инвентаризацию. Инвентаризация – это проверка наличия имущества организации и состояния ее финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.
Излишки
Стоимость излишков активов при принятии их к учету может определяться несколькими способами.
Так, стоимость выявленных излишков активов, которые можно отнести к запасам, согласно п. 46 Инструкции № 1331 при принятии их к бухгалтерскому учету определяется одним из двух вариантов:
-
на основании заключения об их оценке, проведенной юрлицом или ИП, осуществляющими оценочную деятельность;
-
организацией самостоятельно исходя из прейскурантов, бюллетеней, каталогов и иных документов, определяющих стоимость аналогичных активов.
При самостоятельной оценке стоимости излишка активов организацией при принятии их к бухгалтерскому учету оценка производится комиссией, определенной руководителем, с составлением акта произвольной формы, в котором должна быть отражена степень износа оцениваемого актива (ч. 2 п. 39 Инструкции № 1802).
Бухгалтерский учет
НПА, регулирующим порядок отражения в бухучете излишков активов, выявленных при проведении инвентаризации, является Инструкция № 1023. На основании п. 13 Инструкции № 102 в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на субсч....