Реклама банковских услуг
![](/upload/slam.image/iblock/2f2/910_450_0/68942-v812c94bdsxbhxncdtvgdtie6m6fxzki-100.jpg)
Ситуация. Банк РБ (далее – банк) получил номера телефонов вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования и осуществил «холодные» звонки по привлечению клиентов, рассказывая о своих новых продуктах.
Правомерны ли действия банка?
Размещение (распространение) рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты, за исключением социальной рекламы и случая, предусмотренного п. 2 ст. 12 Закона № 225-З1, без согласия абонента или адресата на получение рекламы, данного рекламодателю или рекламораспространителю в письменной форме путем составления текстового документа, включая документ в электронном виде (в т.ч. электронный документ), запрещается (п. 1 ст. 12 Закона № 225-З). Рекламодатель обязан по первому требованию абонента или адресата в течение одного рабочего дня со дня поступления такого требования обеспечить прекращение размещения (распространения) рекламы в адрес этого абонента или адресата, а рекламораспространитель – в этот же срок прекратить размещение (распространение) такой рекламы. В случае если согласие абонента или адресата на получение рекламы включается в договор на оказание услуг телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты, заключаемый с абонентом или адресатом в письменной форме, абонент или адресат должен быть проинформирован о праве требовать от рекламораспространителя незамедлительного прекращения размещения (распространения) рекламы в его адрес, о чем в договоре должна содержаться соответствующая отметка, удостоверенная собственноручной подписью абонента или адресата либо подписью абонента или адресата с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что соответствующий текстовый документ подписан абонентом или адресатом и не противоречит законодательству и соглашению сторон.
Минюст в письме № 10-15/5452 разъяснило, что на практике имеют место случаи, когда представители различных банков посредством звонков на абонентский номер или сообщений в мессенджерах предлагают только что зарегистрированным субъектам хозяйствования услуги соответствующего банка.
О данных фактах свидетельствуют звонки и обращения субъектов хозяйствования, поступающие в регистрирующие органы, а также жалоба ИП, рассмотренная в ноябре 2023 г. Национальным центром защиты персональных данных.
Согласно официальному разъяснению МАРТ, полученному на запрос Национального центра защиты персональных данных по вышеуказанной жалобе, информация, представляемая по телефону или посредством мессенджеров с предложением о сотрудничестве с определенным банком, об условиях банковского обслуживания бизнеса с точки зрения Закона № 225-З является рекламой банка и оказываемых этим банком услуг.
В этой связи размещение (распространение) такой рекламы должно осуществляться с учетом требований п. 1 ст. 12 Закона № 225-З – после получения согласия абонента или адресата на получение рекламы, данного рекламодателю или рекламораспространителю в письменной форме путем составления текстового документа, включая документ в электронном виде (в т.ч. электронный документ).
Ответ: Неправомерны.
1Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон № 225-З).
2Письмо от 18.12.2023 №10-15/545 «О рекламе банковских услуг».