Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Цены
22.02.2022 8 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №14 (2511) от 22.02.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

В поисках альтернативы всему, что есть. Регулированию цен обещаны новшества

МАРТ намерено осуществлять дополнительные меры для сдерживания инфляции – за пределами инструментов антимонопольного и ценового регулирования. При этом сам высокий рост потребительских цен продолжают объяснять преимущественно внешними факторами. Об этом на минувшей неделе было заявлено на заседании коллегии ведомства.

На мероприятии было отмечено, что уже отрабатываются новые меры, в т.ч. «формируются планы и по насыщению внутреннего рынка, и по совершенствованию порядка создания стабилизационных фондов продукции растениеводства».

Снижение затрат и «альтернативные меры»

Антиинфляционные «задачи» по итогам коллегии были обозначены сразу для всех – и госорганов, и производителей, и торговых сетей.

Речь о разработке отраслевых программ по снижению затрат, принятию «действенных мер» и проведению «исчерпывающей работы с предприятиями» по оптимизации расходов, а также по сдерживанию роста цен на сырье и материалы.

Рост регулируемых цен и тарифов на товары и услуги намерены ограничить прогнозным значением инфляции (6% по итогам 2022 г.), прорабатывая «альтернативные способы ценового регулирования». В чем их суть, пока не поясняется.

МАРТ намерено совершенствовать порядок создания стабилизационных фондов овощей и фруктов, активнее привлекать правоохранительные органы к выявлению и доказыванию ограничивающих конкуренцию правонарушений, а также актуализировать свои рекомендации по соблюдению Доктрины национальной продовольственной безопасности.

Глава министерства Алексей Богданов признал, что «негативное влияние мировой инфляции сохранится в ближайшее время», и для его сдерживания регулятор продолжит принимать «точечные меры реагирования в зависимости от вызовов».

Одновременно самым важным инструментом снижения инфляции названы замещение импорта отечественными товарами и работа по сокращению затрат.

Беларусь: на третьем месте в СНГ и на втором среди соседей

О высоком росте потребительских цен в нашей стране и в странах-соседях в 2021 г. ранее было сказано много. Инфляционное давление сохраняется. И аналитики пока не видят предпосылок для снижения темпов ценового роста.

Чтобы понять, на каком свете Беларусь находится в плане инфляционных процессов, обратимся к официальным статданным стран СНГ и наших соседей.

Белстат публиковал данные о годовом росте потребительских цен на 9,97%. Округлим их до 10%. И увидим, что среди всех стран СНГ Беларусь по темпам прошлогоднего подорожания находится на третьем месте после Молдовы (13,9%) и Кыргызстана (11,2%). Причем это место делится еще с двумя государствами, где зафиксирован аналогичный итог, – Украиной и Узбекистаном.

Далее идут Казахстан и Россия (в обеих странах рост цен в 2021 г. отмечен на уровне 8,4%), Таджикистан (8%), Армения (7,2%) и Азербайджан (6,7%).

В целом можно говорить о том, что инфляционные процессы закономерно оказались активнее в странах с более слабым развитием экономики. Исключение составляет разве что Армения, но и там ценовой скачок оказался наиболее сильным за последние годы.

Что важно, практически во всех случаях (не обо всех странах удалось найти подробную информацию) цены на продовольствие росли быстрее, чем на непродовольственные товары.

Если обратиться к информации о странах-соседях, не входящих в Содружество, то картина будет следующей: на первом месте Литва (10,6%), далее Польша (8,6%) и Латвия (7,9%).

Это тоже сплошь рекорды, но обусловленные не столько структурным, сколько конъюнктурным фактором – взрывным ростом цен на энергоресурсы, выразившимся для конечных потребителей в подорожании и топлива, и жилищно-коммунальных услуг, и в целом товаров повседневного спроса.

На наш взгляд, при всей значимости «импортной» составляющей белорусской инфляции не стоит игнорировать внутренние факторы, которые генерирует высокозатратная и недореформированная структура экономики.

Да, Литва обогнала Беларусь по итоговой цифре. Но сложно себе представить, на сколько потребительские цены выросли бы у нас, столкнись страна с почти 30-процентным годовым подорожанием импортируемого природного газа.

За месяц – четверть годового прогноза

Январская инфляционная картина в Беларуси продолжает быть насыщенной. В течение месяца потребительские цены выросли на 1,5%, в годовом выражении (январь 2022 г. к январю 2021 г.) – на 10,4%. Продовольственные товары за месяц подорожали на 2% (в годовом выражении – на 12%), непродовольственные – на 0,8% (9,3%), услуги – на 1,7% (9,1%).

По данным аналитиков МАРТ, основным фактором здесь по-прежнему остается «удорожание продовольственных товаров преимущественно мясомолочной и плодовоовощной группы», что обусловлено ростом затрат на их производство из-за «увеличения мировых цен на сырье и материалы».

Ведомство приводит данные, согласно которым прирост мировых цен на продовольствие в годовом выражении несколько замедлился, но сохранился на повышенном уровне – он составил 17,5%.

В январе к предыдущему месяцу отмечается удорожание товаров, которые в стране не производятся или производятся в недостаточном количестве: крупа и бобовые подорожали на 1,3%, обувь – на 1,4%, рыба и рыбопродукты – на 1,8%, фрукты и овощи – на 6,7% и 13,3% соответственно. Отмечен рост цен на кондитерские изделия, масло и жиры (на 1,8%), мясо и мясопродукты (на 1,5%), молоко и молочные продукты (на 0,9%).

Что интересно, аналитики Нацбанка со своей стороны отдельно приводят данные о росте цен на овощи и фрукты с учетом сезонности, и они значительно обгоняют показатель по позиции в целом – увеличение за январь составило 23,8%.

Однако третий месяц подряд замедляется годовой прирост цен и тарифов, постоянно регулируемых государством – 8,8% в январе против 9% месяцем ранее.

***

Судя по информации, озвученной на коллегии, к ограничению роста регулируемых цен в этом году стремиться будут (регулируемые цены в прошлом году увеличились на 9,1%, что очень близко к уровню общей инфляции), но прежде попробуют усилить административное влияние на ценообразование в целом.

Одним из «альтернативных» методов здесь можно назвать подписанное в январе соглашение между торговыми сетями и МАРТ о предоставлении ритейлерами 10-процентной скидки для уязвимых категорий населения, в т.ч. пенсионеров, многодетных семей и малообеспеченных.

При достижении за первый месяц 2022 г. четвертой части от официально прогнозируемого годового показателя по инфляции уже сейчас его выполнимость можно обоснованно подвергать сомнению. Поэтому намерение искать «нестандартные» варианты понятно, но они так или иначе будут оплачиваться из кошельков потребителей перекрестно – за счет роста цен на товары, до которых регулирование не дотянется.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений