Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Казахстан взял курс на либерализацию экономики

Фото: freepik.com

В послании народу Казахстана президент республики Касым-Жомарт Токаев объявил о масштабном реформировании экономики и системы соцзащиты населения. Приоритетами нового правительственного курса станут сокращение вмешательства государства в экономику, стимулирование предпринимательства и усиление социальной защищенности. Критики назвали реформы, провозглашенные президентом, популистскими предвыборными обещаниями, а сторонники считают, что даже часть анонсированных реформ поможет Казахстану сделать значительный рывок в социально-экономическом развитии.

Как отметил Токаев, структурные экономические преобразования должны стать продолжением политической модернизации казахстанского государства, начатой после событий «трагического января» – так официально в Казахстане называют общественно-политический кризис января 2022 г. Базовая цель анонсированных реформ – качественный и инклюзивный рост благосостояния граждан Казахстана. Приоритетами нового экономического курса объявлены стимулирование частной предпринимательской инициативы, т.е. отход от госкапитализма и чрезмерного вмешательства государства в экономику, развитие конкуренции, т.е. обеспечение равных возможностей, а также справедливое распределение национального дохода.

Отказ от ценового регулирования и контроль за тарифами

Первым направлением реформ назван поэтапный отказ государства от вмешательства в ценообразование при сохранении госконтроля за тарифной политикой монополистов. Токаев заявил, что административное регулирование цен снижает инвестиционную привлекательность целых отраслей, приводит к дефициту товаров и зависимости от импорта. Госконтроль сохранится только в отношении тарифов монополистов. Вместе с тем президент Казахстана обратил внимание на необходимость соблюдения баланса между ограничением прибыли монополий и обеспечением инвестиций в инфраструктуру. В стране изношены 2/3 сетей электроснабжения, 57% тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей. Поэтому необходим переход к политике «тариф в обмен на инвестиции». Такой подход подразумевает, что тариф будет предоставляться в обмен на вложения компании в инфраструктуру. Необходимо постепенно отходить от перекрестного субсидирования тарифов, при котором цены для одних потребителей сдерживаются посредством повышенной стоимости услуг для других, одновременно планируется ужесточить законодательство в отношении монополистов.

Обновленное налоговое законодательство

В целях перезагрузки фискального регулирования в Казахстане будет проведена налоговая реформа: внедрена система с дифференцированными налоговыми ставками для разных секторов экономики. Заявлено о закреплении механизмов снижения налога с прибыли, направленной на технологическую модернизацию и научные разработки. Чтобы минимизировать соблазны для уклонения от уплаты налогов упрощаются специальные налоговые режимы. В то же время редакцией Налогового кодекса 2023 г. будет предусмотрено недопущение намеренного дробления организаций с целью снижения налоговой нагрузки. Для развития торговли планируется расширить применение розничного налога с адекватными ставками и простыми процедурами.

Президент Казахстана высказался о необходимости введения так называемого «налога на роскошь», взимаемого при приобретении дорогостоящих объектов недвижимости, транспортных средств и не затрагивающего средний класс. Отдельный акцент Токаев сделал на обновление процедур налогового администрирования и полную цифровизацию налогового контроля для исключения любого очного взаимодействия инспектора с плательщиком.

Бюджетная реформа

В рамках бюджетной политики на смену управлению бюджетом придет модель «управления результатами». В Бюджетном кодексе закрепят предельные нормативы, обязательные для соблюдения при планировании и исполнении бюджета. Сократится использование средств Национального фонда – трансферты будут производиться только на развитие критической инфраструктуры и проекты общестранового значения. Предлагается разрешить госорганам переносить неосвоенные средства на следующий год.

Продолжится процесс по передаче налоговых поступлений в регионы, проект «Бюджет народного участия» (принятая в Казахстане практика разработки бюджета с привлечением представителей общества) расширяется на уровни городов районного значения и отдельных сел.

Системная поддержка предпринимательства

Для поддержки малого и среднего бизнеса предложено радикально упростить правила работы по принципу «регулирование с чистого листа». Вместо корректировок сотен подзаконных документов и инструкций планируется утвердить новые компактные и понятные правила работы. Такой подход должен быть реализован с 1 января 2024 г.

При оказании финансовой поддержки государство будет отдавать приоритет конкурентоспособным малым и средним предприятиям на конкурсной основе. Базовыми критериями для такой помощи станут рост фонда оплаты труда и увеличение налоговых отчислений. Для решения проблемы нехватки кредитных ресурсов, К.-Ж. Токаев поручил Нацбанку, Агентству по финрегулированию и правительству проработать решения, обеспечивающие стабильное и доступное кредитование реального сектора. Одновременно планируется упростить выделение предпринимателям земельных участков, сделав соответствующие процедуры оперативными, прозрачными и открытыми.

Отказ от госкапитализма и привлечение инвестиций

Объявлен курс на последовательное снижение государственного участия в экономике. Фонд «Самрук-Казына» (холдинг, в котором консолидированы пакеты акций государственных компаний) сохранит за собой лишь те мажоритарные пакеты акций, которые необходимы для сохранения контроля в ключевых секторах экономики. Другие активы Фонда предлагается приватизировать, в т.ч. с использованием механизма «народного IPO». В качестве соинвестора «Самрук-Казына» будет участвовать только в критически значимых для государства проектах, которые не могут быть реализованы частными инвесторами.

Для укрепления транзитного потенциала предполагается ускорить процесс реализации инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических объектов, а также интенсифицировать дорожное строительство. Объявлено об изменении политики развития СЭЗ, где льготы будут предоставляться на диверсифицированной основе по принципу «чем больше вложения, тем больше льготы». С одной стороны, это позволит стимулировать приход крупных инвесторов, с другой – снижает требования к реализации проектов, которым не нужны широкие преференции.

Социальная и миграционная политика

Широкий блок анонсированных изменений касается социальной политики: медицинского обслуживания населения, образования, обеспечения жильем, помощи молодежи.

Так, президентом принято решение поднять уровень минимальной заработной платы с 60 до 70 тыс. тенге, что напрямую затронет доходы 1,8 млн граждан. Одновременно планируется последовательно довести минимальную базовую ставку пенсии до 70% от прожиточного минимума, а максимальную – до 120%. Ожидается, что данные меры вкупе с ранее принятыми решениями позволят к 2025 г. увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%.

Пенсионный возраст для женщин будет зафиксирован на уровне 61 года до 2028 г. Напомним: с 2018 г. в Казахстане проходит пенсионная реформа по повышению пенсионного возраста женщин до уровня мужчин, которые выходят на пенсию в 63 года (раньше женщины выходили на пенсию в 58 лет), однако она вызвала серьезное недовольство населения.

Период выплат по уходу за ребенком будет увеличен до полутора лет с 1 января 2023 г. (ранее – 1 год). Для участников системы соцстрахования выплаты по потере работы повысятся до 45% от среднемесячного дохода. Анонсировано создание единой системы адресной социальной помощи.

Наиболее резонансным нововведением стал запуск национальной программы «Нацфонд – детям», в соответствии с которой 50% от ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда будет перечисляться на специальные накопительные счета детей до достижения ими 18 лет без права досрочного снятия. По достижении совершеннолетия накопленные суммы будут направлены на приобретение жилья и получение образования. Проект заработает с 1 января 2024 г.

Анонсирована возможность получения льготных кредитов на образование по ставке 2–3% годовых, для поддержки молодежного предпринимательства будет запущен отдельный механизм льготного мик­рокредитования под 2,5% годовых.

Миграционная политика будет направлена на снижение дефицита наиболее востребованных и высококвалифицированных кадров, в первую очередь в сфере науки, здравоохранения, промышленности, IT. Государство введет послаб­ления, а визы будут предоставляться с правом получения вида на жительство. У зарубежных бизнесменов, инвестировавших в экономику Казахстана более 300 тысяч USD, появится возможность получить десятилетнюю визу и вид на жительство.

***

Масштаб анонсированных изменений действительно поражает, но одновременно и вызывает скептицизм относительно возможности реализовать все намеченные реформы в текущих социально-экономических условиях. Хоть Казахстан и стал одним из бенефициаров текущей геополитической ситуации, избежав санкций и сохранив экономический рост, реализация такого комплекса нововведений в относительно короткие сроки потребует значительных расходов и инвестиций, прежде всего со стороны государства, а также слаженной работы государственных органов.

Одно можно сказать точно: объявленные реформы действительно могут стать основой для восстановления единства казахстанской нации. И даже если только часть их будет реализована, страна получит дополнительный импульс для развития национальной экономики.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений