Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №72(2569) от 23.09.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5452
EUR:
2.5133
RUB:
4.2199
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Отстранение от участия в закупках: как происходит и к чему приводит

Наталия ЖУК, Советник GRATA International, Belarus

Нарушения, допущенные участником процедуры закупок как на этапе проведения процедуры, так и на стадии исполнения договора, могут привести к включению его в список или реестр субъектов хозяйствования, временно не допускаемых к закупкам. Последствия попадания в подобную базу данных могут иметь долговременный негативный эффект.

Одним из основных принципов гражданского законодательства является добросовестность участников гражданских правоотношений. Однако субъекты хозяйствования порой действуют недобросовестно, пытаются ввести контрагента в заблуждение относительно своей готовности и способности выполнять принятые на себя обязательства. Следствием такого поведения становится неисполнение либо ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

Чтобы минимизировать риски участия таких недобросовестных субъектов в процедурах закупок – как государственных, так и проводимых за счет собственных средств – в Беларуси созданы специальные информационные ресурсы. В них аккумулируются сведения о юридических и физических лицах, в т.ч. индивидуальных предпринимателях, которыми ранее были допущены нарушения либо на стадии участия в процедурах закупок, либо позднее, при заключении или исполнении договора в качестве участника-победителя.

За ведение обоих ресурсов отвечает Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Связанные с этим вопросы регулируются двумя нормативными актами:

– Инструкцией о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утв. постановлением МАРТ от 29.12.2018 № 92 (далее – Список);

– Инструкцией о порядке формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, утв. постановлением МАРТ от 28.06.2017 № 33 (далее – Реестр).

Поставщик (подрядчик, исполнитель) (далее – поставщик) включается в Список или Реестр по заявлению организации, проводившей закупку, поданному в МАРТ, при наличии установленных законодательством оснований и их документальном подтверждении.

Оказался в Списке – выпал из процедур госзакупок на два года

На основании ст. 17 Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) подача заявления и представление другой необходимой информации для включения в Список – прямая обязанность заказчика (организатора) закупок, которую он должен исполнить в течение одного месяца со дня истечения срока для заключения договора, если участник-победитель уклонился от его заключения, либо со дня расторжения договора.

Основаниями для включения в Список служат:

1) уклонение участника-победителя от заключения договора госзакупки;

2) неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора в случае его расторжения. Если договор не был расторгнут, а с поставщика, например, лишь взысканы штрафные санкции, включить его в Список по данному основанию нельзя;

3) расторжение договора в случае одностороннего отказа заказчика от его исполнения по той причине, что поставщик не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам процедуры госзакупок, или предоставил недостоверную информацию о соответствии им, что позволило ему стать победителем процедуры и заключить договор.

Субъекты хозяйствования не подлежат включению в Список в случаях, если:

1) юрлицо определено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в результате проведения процедуры закупки из одного источника;

2) договор с поставщиком расторг­нут по причине его неисполнения либо ненадлежащего исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Наличие у поставщика таких обстоятельств свидетельствует БелТПП либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны резидентства поставщика;

3) договор с поставщиком расторг­нут ввиду его неисполнения либо ненадлежащего исполнения в связи с изменением установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20% по отношению к курсу, действовавшему на дату проведения торгов (для электронного аукциона), заключения договора (для процедуры закупки из одного источника) или подачи предложения участником-победителем (для иных видов процедур госзакупок).

Каких-либо специальных требований к документам, обосновывающим необходимость включения поставщика в Список, законодательство не предъявляет.

Срок, на который недобросовестный субъект включается в Список, составляет два года со дня включения.

Из Списка могут исключить досрочно. Для этого в МАРТ нужно подать заявление, приложив к нему документы, подтверждающие одно из следующих обстоятельств:

– заказчик (организатор) представил для включения поставщика в Список документы и (или) сведения, не соответствующие действительности;

– расторжение договора либо решение МАРТ о включении в Список признаны судом недействительными (в этом случае прилагается копия решения суда);

– включенный в Список субъект хозяйствования является единственным отечественным производителем определенного товара.

Включение в Реестр: требования к обоснованию жестче

В Реестр могут быть включены недобросовестные участники закупок за счет собственных средств, проводимых в соответствии с постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).

В отличие от ситуации со Списком, инициировать внесение субъекта хозяйствования в Реестр – это право, а не обязанность организации, проводившей закупку. Причем к этой процедуре предъявляются более жесткие требования: наличие каждого из оснований (за исключением письменного отказа от заключения договора) должно быть подтверждено судебным постановлением.

Законодательство предусматривает следующие основания включения в Реестр и способы подтверждения их наличия:

1. Участник-победитель уклоняется от заключения договора. Данное обстоятельство должно подтверждаться копией вступившего в законную силу постановления суда о понуждении такого участника к заключению договора либо наличием его письменного отказа от заключения договора.

Важно: обоснованный отказ участника-победителя от заключения договора, в частности, в случае, если заказчиком были изменены условия процедуры закупки, не может служить основанием включения в Реестр.


2. Договор расторгнут заказчиком (организатором) ввиду неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора поставщиком. Это обстоятельство следует подтвердить копией постановления суда о расторжении договора по указанным причинам.

Если же договор расторгнут в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, невозможностью исполнения либо действием акта государственного органа, поставщик не подлежит включению в Реестр.

3. Работниками (работником) поставщика, а также физическими лицами и ИП – поставщиками совершены установленные вступившим в законную силу приговором суда преступления, связанные с участием в процедуре закупки, в т.ч. дачей взятки. В этом случае нужно представить копию приговора суда.

Недобросовестные участники закупок включаются в Реестр на один год. Досрочное исключение из Ре­естра происходит в случаях, если:

– включенное в него лицо представит в МАРТ документы, подтверждающие, что поданные заказчиком (организатором) сведения, послужившие основанием для включения в Реестр, не соответствуют действительности;

– отменено постановление суда, которым подтверждались основания для включения в Реестр;

– погашена или снята судимость лиц, в связи с которой поставщик попал в Реестр.

Последствия скажутся не только на участии в закупках

Субъекты хозяйствования, оказавшиеся в Списке, не вправе участвовать на протяжении двух лет в государственных закупках (п. 2 ст. 17 Закона № 419-З), а лица, включенные в Реестр, – в течение года в конкурентных процедурах закупок за счет собственных средств (ч. 2 п. 2.5 постановления № 229), т.е. последнее ограничение не действует в отношении закупок из одного источника.

Важно: включение субъекта хозяйствования в Список или Реестр не влияет на его права и обязанности по ранее заключенным и (или) исполненным договорам закупок и не является основанием для их расторжения другой стороной.


Установление запрета на участие в процедурах закупок поставщиков, включенных в Список или Реестр, требует от заказчиков (организаторов) проводить проверку потенциальных контрагентов. Ведь участие в процедуре субъекта хозяйствования, временно не допускаемого к проведению закупок, повлечет отрицательные последствия и для организатора.

Пример: Для участия в конкурентной процедуре закупок за счет собственных средств подано только два предложения. Один из участников включен в Реестр, но его предложение отклонено не было.

В этом случае, даже если победит второй субъект хозяйствования, процедура закупок считается проведенной с нарушением установленного законодательством порядка, поскольку имелись основания для признания ее несостоявшейся.

В такой ситуации процедура может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица в соответствии со ст. 419 ГК. В свою очередь, признание процедуры закупок недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам ее проведения.

Аналогичные последствия в отношении процедуры госзакупок, проведенной с нарушением законодательства, предусматривает специальная норма п. 3 ст. 56 Закона № 419-З.

Очевидно, что попадание в Список либо Реестр оказывает существенное влияние на работу субъектов хозяйствования, чья предпринимательская деятельность строится на участии в процедурах закупок.

Если же поставщик (подрядчик, исполнитель) решил более не участвовать в закупках, казалось бы, формально он ничего не теряет. Однако это не так. Включение в одну из баз может иметь долговременный негативный эффект для деловой репутации.

Дело в том, что оба ресурса находятся в открытом доступе: со Спис­ком можно ознакомиться на сайте ГИАС, с Реестром – на портале ICETRADE. Причем и после исключения субъекта хозяйствования из числа временно не допускаемых к закупкам сведения о нем, в т.ч. о причинах попадания в Список или Реестр, остаются в соответствующей базе. В хозяйственной практике эти ресурсы нередко служат одним из источников проверки контрагента.

Таким образом, единожды попав в такую базу, можно надолго получить репутацию недобросовестного участника гражданского оборота, что будет создавать проблемы при последующем заключении договоров, пусть и не связанных с процеду­рами закупок.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by