Разъяснение МАРТ: можно ли указывать конкретную торговую марку в описании закупки
МАРТ дало ответ на вопрос о том, можно ли указывать конкретные торговые марки, товарные знаки, наименования производителей при описании предмета закупки, приобретаемого за счет собственных средств.
Короткий ответ на вопрос: законодательство не запрещает закупку товаров определенной торговой марки, модели, производителя и т.д. Но пользоваться отсутствием запрета на указание таких идентифицирующих признаков в описании предмета закупки стоит только при обоснованной необходимости, когда другого пути описать нужный товар нет.
Регулятор напоминает, что рассматриваемую сферу регулирует постановление Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229). Организации, подпадающие под действие этого документа (а это госорганы, РУП, иные организации с долей участия государства более 25%), обязаны разработать собственный порядок осуществления закупок за счет собственных средств с учетом требований постановления № 229 и иных НПА.
В силу положений подп. 2.8 п. 2 постановления № 229 документация о закупке, формируемая при проведении конкурентных процедур, должна включать, в частности, требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, его безопасности, потребительским свойствам, размерам, упаковке и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям организации.
При этом постановление № 229 не устанавливает запрета на возможность закупки товаров определенной торговой марки, фирменного наименования, модели, производителя и т.д.
Однако и ограничивать доступ поставщиков к участию в процедуре закупки нельзя (подп. 2.5 п. 2 постановления № 229).
Поэтому, хотя прямого запрета постановление № 229 не содержит, чтобы исключить ограничение доступа поставщиков, по мнению регулятора, указывать конкретные торговые марки, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования производителей при описании предмета закупки можно лишь в крайнем случае, когда более точно описать потребности закупающей организации не получается. При этом следует сопровождать такое описание словами «или аналог». Без такого уточнения описание предмета закупки с вышеуказанными идентификаторами МАРТ рекомендует использовать только в виде исключения, например, если нужно обеспечить совместимость с товарами, используемыми организацией.
Кроме того, условия, при соблюдении которых разрешается закупка товаров определенной торговой марки, производителя и т.д., следует отразить в принятом организацией порядке закупок.