Расходы на питание пациентов в бюджетных организациях здравоохранения: документальное оформление и учет (окончание)
Начало см. «Информбанк» от 02.07.2019 № 48, от 09.07.2019 № 49
8. Учет продуктов питания на складе и в пищеблоке
На основании названных выше первичных приходных и расходных документов заведующий складом (кладовщик) ведет количественный учет по наименованиям, номенклатурным номерам, сортам продуктов питания в книге складского учета материальных ценностей формы М-17 (п. 4 Методических указаний № 59, п. 23 Инструкции № 135).
По мнению автора, вместо книги складского учета материальных ценностей формы М-17 можно использовать карточки такого же названия формы М-17А.
Формы М-17 и М-17А утверждены постановлением № 15 (приложения 26, 44). После этого все документы (приходные и расходные) в установленные сроки заведующий складом сдает в бухгалтерию учреждения здравоохранения (п. 10 Инструкции № 15).
Бухгалтерия систематически проверяет своевременность, полноту и правильность ведения складского учета, производит сверку данных складского и бухгалтерского учета (п. 4 Методических указаний № 59). Правильность выведенных материально ответственными лицами остатков подтверждается подписью бухгалтера (с указанием даты проведения сверки) в книге складского учета материальных ценностей.
Инвентаризация продуктов питания в учреждениях здравоохранения проводится не менее одного раза в квартал (п. 39 Инструкции № 135).
На материально ответственных лиц возлагается обязанность контролировать соответствие ассортимента продуктов питания на складе (в кладовой) их действительной потребности (п. 22 Инструкции № 135).
Организация учета и отпуска лечебного питания пациентам на пищеблоке (кухне) осуществляется медицинской сестрой-диетологом под руководством врача-диетолога (иного врача-специалиста) при участии бухгалтера и под общим контролем руководителя учреждения здравоохранения (заместителя по медицинской части) (п. 24 Инструкции № 135).
Приготовление блюд в пищеблоке осуществляется в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами. На каждое блюдо, приготавливаемое в учреждении здравоохранения, составляется карточка-раскладка (технологическая карта) в двух экземплярах (один хранится в бухгалтерии, второй – у медицинской сестры-диетолога). Замена пищевых продуктов производится в соответствии с таблицами заменяемости пищевых продуктов согласно приложениям 3 и 11 к Инструкции № 135 (п. 10 Инструкции № 135).
Закладка пищевых продуктов в котел производится в присутствии врача-диетолога (иного врача-специалиста, медицинской сестры-диетолога или медицинского работника со средним специальным медицинским образованием). Периодически (внезапно) закладка пищевых продуктов в котел контролируется администрацией совместно с представителями общественных организаций (совета по питанию, совета сестер и др.). Перед закладкой в котел пищевые продукты взвешиваются независимо от того, что они были получены по весу со склада (кладовой).
Вес порций готовых блюд должен соответствовать нормам их выхода. Не реже одного раза в месяц (внезапно) администрацией совместно с представителем общественных организаций и медицинской сестрой-диетологом проверяются вес и количество готовых блюд в отделениях. О результатах проверки составляется акт.
Объем супов устанавливается на основании емкости кастрюли или котла, количества порций и объема одной порции. Вес вторых блюд (каши, пудинги и т.д.), гарниров определяется путем взвешивания всего количества в общей посуде с учетом веса тары и количества порций. Порционные блюда (котлеты, биточки, мясо, птица и т.д.) взвешиваются в количестве 10 порций, устанавливаются равномерность распределения и средний вес одной порции. Отклонения веса от нормы не должны превышать 3% в меньшую сторону.
Определены случаи, в которых можно изменить выход готовых блюд. Если приготавливаются блюда, в состав которых входят продукты с ограниченным сроком годности, такие продукты расходуются на приготовление блюд полностью. В результате увеличивается или уменьшается закладка данного продукта, а, следовательно, и выход блюда. При использовании продукции в стеклянной, жестяной таре, тетрапаках, полиэтиленовой мелкофасовочной упаковке, срок годности которой после вскрытия упаковки ограничен, данная продукция также расходуется для приготовления блюд полностью до единицы упаковки с последующим изменением выхода блюда (п. 33 Инструкции № 135).
Выдача отделениям рационов питания производится на основании ведомости учета отпуска отделениям рационов питания пациентам (приложение 9 к Инструкции № 135), которая заполняется медицинской сестрой-диетологом в одном экземпляре. При выдаче завтраков, обедов и ужинов работники отделений расписываются в их получении. Ведомость подписывается медицинской сестрой-диетологом и заведующим производством (шеф-поваром), а затем передается в бухгалтерию (п. 36 Инструкции № 135).
9. Документальное оформление услуг по питанию, оказываемых организациями общественного питания
Порядок оказания услуг по питанию пациентов и расчетов между предприятием общественного питания и учреждением здравоохранения определяется договором.
На основании сводных сведений о наличии пациентов, состоящих на питании (о порядке формирования сводных сведений см. выше), учреждение здравоохранения ежедневно делает заявку организации общественного питания на приготовление блюд каждого наименования в соответствии с меню по видам диет.
Организация общественного питания ежедневно оформляет два документа: раздаточную ведомость на отпуск рационов питания пациентам (далее – раздаточная ведомость) и товарно-транспортную накладную или товарную накладную.
По раздаточной ведомости осуществляется отпуск готовых блюд материально ответственным лицам отделений учреждения здравоохранения. Материально ответственные лица обязаны проверить соответствие количества и веса получаемых ими блюд количеству и весу блюд, указанным в раздаточной ведомости, расписаться в их получении (с указанием имени, отчества и фамилии).
В товарно-транспортной накладной (товарной накладной) указывается наименование готовых блюд, количество готовых блюд, отпускная цена одного блюда и общая сумма. Товарно-транспортная накладная (товарная накладная) с прилагаемой к ней раздаточной ведомостью передается в бухгалтерию учреждения здравоохранения. Работники бухгалтерии учреждения здравоохранения проверяют соответствие количества блюд, указанных в товарно-транспортной накладной (товарной накладной), с раздаточной ведомостью и сводными сведениями о наличии пациентов, состоящих на питании.
Товарно-транспортная накладная (товарная накладная) и раздаточная ведомость являются основанием для отражения в учете фактических расходов учреждения здравоохранения по элементу «Продукты питания» (код 1.10.03.04).
Работники бухгалтерии организации общественного питания и учреждения здравоохранения ежемесячно осуществляют сверку расчетов за отпущенные рационы пациентам, результаты которой оформляются актом сверки (п. 38 Инструкции № 135).
10. Бухгалтерский учет продуктов питания и услуг по питанию, оказываемых организациями общественного питания
Первичные учетные документы по оприходованию и расходу пищевых продуктов (продуктов питания), поступающие в бухгалтерию, группируются в накопительных ведомостях в количественном и стоимостном выражении.
На основании приходных документов ведется накопительная ведомость по приходу продуктов питания, а на основании расходных документов – накопительная ведомость по расходу продуктов питания. Указанные формы законодательством не утверждены, поэтому их следует утвердить в учетной политике.
Справочно. Содержание накопительных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания отражено в п. 12 Методических указаний № 59.
Накопительная ведомость по приходу продуктов питания составляется по каждому материально ответственному лицу отдельно. В ней за каждый день отражается стоимость продуктов в разрезе поставщиков, а также поступление каждого наименования продуктов с указанием количества и суммы. Отдельные строки в ведомости предусмотрены для отражения поступления тары и суммы торговой скидки. По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги, которые регистрируются в своде накопительных ведомостей по приходу продуктов питания формы 398 (приложение 11 к Постановлению № 15).
Накопительная ведомость по расходу продуктов питания ведется также по каждому материально ответственному лицу отдельно. В ней ежедневно отражается количество питающихся и израсходованных продуктов питания по каждому наименованию. Данные ведомости о количестве питающихся должны соответствовать сведениям о наличии пациентов. По окончании месяца в ведомости подсчитывается количество израсходованных продуктов каждого наименования, определяется стоимость израсходованных продуктов каждого наименования и в целом по ведомости (исходя из цен их приобретения или средних цен каждого наименования продуктов, если они приобретались по разным ценам). Итоги данных ведомостей переносятся в свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания формы 411 (приложение 12 к постановлению № 15). В этом регистре отражаются данные и по другим документам на расход (списание) продуктов питания: недостача, возврат продуктов и т.п.
Аналитический учет продуктов питания в бухгалтерии ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в оборотной ведомости по материальным запасам формы М-44 (приложение 34 к постановлению № 15). Записи в оборотных ведомостях производятся на основании данных накопительных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания, а также приходных и расходных документов, не нашедших отражения в накопительных ведомостях. Ежемесячно в оборотных ведомостях подсчитываются обороты и выводятся остатки на начало следующего месяца, которые сверяются с данными складского учета и с записями в книге «журнал-главная» по субсчету 061 «Продукты питания».
Расчеты с поставщиками за продукты питания и за услуги по питанию с организациями общественного питания производятся, как правило, путем плановых платежей. Учет расчетов ведется в накопительной ведомости по расчетам в порядке плановых платежей формы 408 (мемориальный ордер 7) (приложение 7 к постановлению № 15).
Операции по поступлению и расходу (списанию) продуктов питания, оказанию услуг по питанию организациями общественного питания отражаются бухгалтерскими записями, приведенными в таблице ниже (корреспонденция субсчетов рассмотрена с учетом того, что источником приобретения продуктов (услуг по питанию) являются бюджетные средства).
Таблица. Учет расходов на питание за счет бюджетных средств
№ п / п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция субсчетов |
||
дебет |
кредит |
|||
1 |
Поступление продуктов питания от поставщиков: |
|
|
|
а) на стоимость продуктов по ценам приобретения без вычета предоставляемой торговой скидки |
061 |
178, 179 |
||
б) на стоимость возвратной тары |
066 |
178, 179 |
||
в) на стоимость упаковки, которая не подлежит дальнейшему использованию, на сумму транспортных расходов по доставке продуктов на склад учреждения здравоохранения |
200 |
178, 179 |
||
г) на сумму торговой скидки, предоставляемой мелкооптовыми базами и магазинами (сторнировочная запись) |
200 |
178, 179 |
||
2 |
Оприходование излишков продуктов, выявленных при инвентаризации (п. 27 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59) |
061 |
140, 230 |
|
3 |
Оприходование продуктов, полученных безвозмездно (п. 35 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59) |
061 |
140, 230 |
|
4 |
Стоимость продуктов, израсходованных на питание пациентов |
200 |
061 |
|
5 |
Стоимость безвозмездно переданных продуктов (п. 36 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59) |
140, 230 |
061 |
|
6 |
Недостачи продуктов, выявленные при инвентаризации, в пределах норм естественной убыли, а также принятые за счет учреждения здравоохранения (п.32 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59) |
140, 230 |
061 |
|
7 |
Недостачи и потери продуктов, отнесенные на виновных лиц (составляются две записи одновременно): |
|
|
|
а) на учетную стоимость недостающих продуктов (п. 33 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59) |
170 |
061 |
||
б) на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих продуктов |
170 |
173 |
||
Примечание. Определение размера причиненного государственному имуществу вреда осуществляется в соответствии с нормами Положения № 1001 |
||||
8 |
Стоимость услуг, оказанных предприятием общественного питания |
200 |
178, 179 |
|
Примечание. Стоимость услуг отражается в составе фактических расходов по элементу 1.10.03.04 «Продукты питания» на основании документов, оформленных предприятием общественного питания и проверенных бухгалтерией учреждения здравоохранения (товарно-транспортных накладных (товарных накладных) и прилагаемых к ним раздаточных ведомостей) |
||||
9 |
Платеж поставщику (организации общественного питания) со счета территориального органа государственного казначейства (составляются две записи одновременно): |
|
|
|
а) получено финансирование |
100 |
140, 230 |
||
б) перечислено поставщику (организации общественного питания) |
178, 179 |
100 |
||
10 |
Погашение обязательств перед поставщиком (организацией общественного питания) путем проведения взаимозачета (у получателя бюджетных средств составляются две записи одновременно): |
|
|
|
а) получено финансирование |
100 |
140 |
||
б) перечислено поставщику (организации общественного питания) |
178, 179 |
100 |
||
Примечание. Погашение обязательств получателей бюджетных средств, подлежащих оплате за счет средств бюджета, путем проведения взаимозачета производится в соответствии с Инструкцией № 136 |
||||
11 |
Возврат дебиторской задолженности поставщиком (организацией общественного питания), образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года |
100 |
178, 179 |
|
12 |
Перечисление суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года, на счет территориального органа государственного казначейства |
140, 230 |
100 |
|
13 |
Возврат дебиторской задолженности поставщиком (организацией общественного питания), образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет (составляются две записи одновременно): |
|
|
|
а) поступление дебиторской задолженности |
100 |
178, 179 |
||
б) уменьшение бюджетного источника финансирования |
140, 230 |
173 |
||
14 |
Перечисление в доход бюджета суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет |
173 |
100 |
|
Примечание. Порядок распоряжения возвращенными поставщиком (организацией общественного питания) суммами дебиторской задолженности (операции 11–14) определен Инструкцией № 63, в соответствии с которой суммы дебиторской задолженности, возвращенные поставщиками, используются по разным направлениям в зависимости от того, за счет ассигнований какого финансового года (текущего года или прошлых лет) дебиторская задолженность была образована. Согласно подп. 40.1 п. 40 Инструкции № 63 при поступлении на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке суммы дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего финансового года, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее на счет территориального органа государственного казначейства на восстановление кассовых расходов. Срок перечисления – в течение 3 рабочих дней и в последний рабочий день месяца. При этом перечисление осуществляется по каждому отдельному договору. Если в текущем финансовом году на бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке поступит сумма дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований прошлых лет, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее в доход соответствующего бюджета. В соответствии с пп. 42 – 44 Инструкции № 63 на счета территориальных органов государственного казначейства могут поступать денежные средства на восстановление кассовых расходов получателя бюджетных средств от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а не только от получателя бюджетных средств. В данном случае поступившую от поставщиков дебиторскую задолженность, возникшую в текущем финансовом году, территориальный орган государственного казначейства отражает как восстановление кассовых расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца. Если денежные средства, зачисленные на счет территориального органа казначейства, подлежат зачислению в соответствии с законодательством в бюджет, территориальное казначейство вправе самостоятельно принимать решение о направлении этих средств по назначению в бюджет соответствующего уровня с последующим представлением получателю бюджетных средств копии расчетного документа |
||||
15 |
Списание (по истечении срока исковой давности) дебиторской задолженности |
140, 230 |
178, 179 |
|
16 |
Списание (по истечении срока исковой давности) кредиторской задолженности |
178, 179 |
140, 230 |
|
Примечание. В отношении порядка отражения в бюджетных организациях сумм дебиторской задолженности (активов) и кредиторской задолженности (обязательств) с истекшим сроком исковой давности нормативные документы в настоящее время отсутствуют. В этом случае бюджетным организациям следует разработать порядок отражения в бухгалтерском учете сумм названных дебиторской и кредиторской задолженности самостоятельно с применением профессионального суждения согласно п. 5 ст. 9 Закона № 57-З. Например, по названным операциям в учетной политике можно предусмотреть корреспонденцию субсчетов, указанную в операциях 15 – 16 данной таблицы. Списание дебиторской задолженности с баланса по истечении срока исковой давности не означает ее аннулирование, она должна числиться за балансом в течение 5 лет для наблюдения за возможностью взыскания на забалансовом счете 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Если должник вернет долг, сумма задолженности списывается с забалансового счета 05. Если дебиторская задолженность была образована за счет бюджетных средств, поступившая сумма долга должна быть внесена в доход государственного бюджета. Если дебиторская задолженность была образована при осуществлении приносящей доход деятельности, поступившая сумма долга относится на увеличение прибыли |