Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9825
EUR:
3.4865
RUB:
3.6918
BTC:
109,736.00 $
Золото:
319.72
Серебро:
3.64
Платина:
128.4
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Расходы на питание пациентов в бюджетных организациях здравоохранения: документальное оформление и учет (окончание)

Начало см. «Информбанк» от 02.07.2019 № 48, от 09.07.2019 № 49

 

8. Учет продуктов питания на складе и в пищеблоке

На основании названных выше первичных приходных и расходных документов заведующий складом (кладовщик) ведет количественный учет по наименованиям, номенклатурным номерам, сортам продуктов питания в книге складского учета материальных ценностей формы М-17 (п. 4 Методических указаний № 59, п. 23 Инструкции № 135).

По мнению автора, вместо книги складского учета материальных ценностей формы М-17 можно использовать карточки такого же названия формы М-17А.

Формы М-17 и М-17А утверждены постановлением № 15 (приложения 26, 44). После этого все документы (приходные и расходные) в установленные сроки заведующий складом сдает в бухгалтерию учреждения здравоохранения (п. 10 Ин­струкции № 15).

Бухгалтерия систематически проверяет своевременность, полноту и правильность ведения складского учета, производит сверку данных складского и бухгалтерского учета (п. 4 Методических указаний № 59). Правильность выведенных материально ответственными лицами остатков подтверждается подписью бухгалтера (с указанием даты проведения сверки) в книге складского учета материальных ценностей.

Инвентаризация продуктов питания в учреждениях здравоохранения проводится не менее одного раза в квартал (п. 39 Инструкции № 135).

На материально ответственных лиц возлагается обязанность контролировать соответствие ассортимента продуктов питания на складе (в кладовой) их действительной потребности (п. 22 Инструкции № 135).

Организация учета и отпуска лечебного питания пациентам на пищеблоке (кухне) осуществляется медицинской сестрой-диетологом под руководством врача-диетолога (иного врача-специалиста) при участии бухгалтера и под общим контролем руководителя учреждения здравоохранения (заместителя по медицинской части) (п. 24 Инструкции № 135).

Приготовление блюд в пищеблоке осуществляется в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами. На каждое блюдо, приготавливаемое в учреждении здравоохранения, составляется карточка-раскладка (технологическая карта) в двух экземплярах (один хранится в бухгалтерии, второй – у медицинской сестры-диетолога). Замена пищевых продуктов производится в соответствии с таблицами заменяемости пищевых продуктов согласно приложениям 3 и 11 к Инструкции № 135 (п. 10 Инструкции № 135).

Закладка пищевых продуктов в котел производится в присутствии врача-диетолога (иного врача-специалиста, медицинской сестры-диетолога или медицинского работника со средним специальным медицинским образованием). Периодически (внезапно) закладка пищевых продуктов в котел контролируется администрацией совместно с представителями общественных организаций (совета по питанию, совета сестер и др.). Перед закладкой в котел пищевые продукты взвешиваются независимо от того, что они были получены по весу со склада (кладовой).

Вес порций готовых блюд должен соответствовать нормам их выхода. Не реже одного раза в месяц (внезапно) администрацией совместно с представителем общественных организаций и медицинской сестрой-диетологом проверяются вес и количество готовых блюд в отделениях. О результатах проверки составляется акт.

Объем супов устанавливается на основании емкости кастрюли или котла, количества порций и объема одной порции. Вес вторых блюд (каши, пудинги и т.д.), гарниров определяется путем взвешивания всего количества в общей посуде с учетом веса тары и количества порций. Порционные блюда (котлеты, биточки, мясо, птица и т.д.) взвешиваются в количестве 10 порций, устанавливаются равномерность распределения и средний вес одной порции. Отклонения веса от нормы не должны превышать 3% в меньшую сторону.

Определены случаи, в которых можно изменить выход готовых блюд. Если приготавливаются блюда, в состав которых входят продукты с ограниченным сроком годности, такие продукты расходуются на приготовление блюд полностью. В результате увеличивается или уменьшается закладка данного продукта, а, следовательно, и выход блюда. При использовании продукции в стеклянной, жестяной таре, тетрапаках, полиэтиленовой мелкофасовочной упаковке, срок годности которой после вскрытия упаковки ограничен, данная продукция также расходуется для приготовления блюд полностью до единицы упаковки с последующим изменением выхода блюда (п. 33 Инструкции № 135).

Выдача отделениям рационов питания производится на основании ведомости учета отпуска отделениям рационов питания пациентам (приложение 9 к Инструкции № 135), которая заполняется медицинской сестрой-диетологом в одном экземпляре. При выдаче завтраков, обедов и ужинов работники отделений расписываются в их получении. Ведомость подписывается медицинской се­строй-диетологом и заведующим производством (шеф-поваром), а затем передается в бухгалтерию (п. 36 Инструкции № 135).

 

9. Документальное оформление услуг по питанию, оказываемых организациями общественного питания

Порядок оказания услуг по питанию пациентов и расчетов между предприятием общественного питания и учреждением здравоохранения определяется договором.

На основании сводных сведений о наличии пациентов, состоящих на питании (о порядке фор­мирования сводных сведений см. выше), учреждение здравоохранения ежедневно делает заявку организации общественного питания на приготовление блюд каждого наименования в соответствии с меню по видам диет.

Организация общественного питания ежедневно оформляет два документа: раздаточную ведомость на отпуск рационов питания пациентам (далее – раздаточная ведомость) и товарно-транспортную накладную или товарную накладную.

По раздаточной ведомости осуществляется отпуск готовых блюд материально ответственным лицам отделений учреждения здравоохранения. Материально ответственные лица обязаны проверить соответствие количества и веса получаемых ими блюд количеству и весу блюд, указанным в раздаточной ведомости, расписаться в их получении (с указанием имени, отчества и фамилии).

В товарно-транспортной накладной (товарной накладной) указывается наименование готовых блюд, количество готовых блюд, отпускная цена одного блюда и общая сумма. Товарно-транспорт­ная накладная (товарная накладная) с прилагаемой к ней раздаточной ведомостью передается в бухгалтерию учреждения здравоохранения. Работники бухгалтерии учреждения здравоохранения проверяют соответствие количества блюд, указанных в товарно-транспортной накладной (товарной накладной), с раздаточной ведомостью и сводными сведениями о наличии пациентов, состоящих на питании.

Товарно-транспортная накладная (товарная накладная) и раздаточная ведомость являются основанием для отражения в учете фактических расходов учреждения здравоохранения по элементу «Продукты питания» (код 1.10.03.04).

Работники бухгалтерии организации общественного питания и учреждения здравоохранения ежемесячно осуществляют сверку расчетов за отпущенные рационы пациентам, результаты которой оформляются актом сверки (п. 38 Инструкции № 135).

 

10. Бухгалтерский учет продуктов питания и услуг по питанию, оказываемых организациями общественного питания

Первичные учетные документы по оприходованию и расходу пищевых продуктов (продуктов питания), поступающие в бухгалтерию, группируются в накопительных ведомостях в количественном и стоимостном выражении.

На основании приходных документов ведется накопительная ведомость по приходу продуктов питания, а на основании расходных документов – накопительная ведомость по расходу продуктов питания. Указанные формы законодательством не утверждены, поэтому их следует утвердить в учетной политике.

Справочно. Содержание накопительных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания отражено в п. 12 Методических указаний № 59.

Накопительная ведомость по приходу продуктов питания составляется по каждому материально ответственному лицу отдельно. В ней за каждый день отражается стоимость продуктов в разрезе поставщиков, а также поступление каждого наименования продуктов с указанием количества и суммы. Отдельные строки в ведомости предусмотрены для отражения поступления тары и суммы торговой скидки. По окончании месяца в ведомости подсчитываются итоги, которые регистрируются в своде накопительных ведомостей по приходу продуктов питания формы 398 (приложение 11 к Постановлению № 15).

Накопительная ведомость по расходу продуктов питания ведется также по каждому материально ответственному лицу отдельно. В ней ежедневно отражается количество питающихся и израсходованных продуктов питания по каждому наименованию. Данные ведомости о количестве питающихся должны соответствовать сведениям о наличии пациентов. По окончании месяца в ведомости подсчитывается количество израсходованных продуктов каждого наименования, определяется стоимость израсходованных продуктов каж­дого наименования и в целом по ведомости (исходя из цен их приобретения или средних цен каждого наименования продуктов, если они приобретались по разным ценам). Итоги данных ведомостей переносятся в свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания формы 411 (приложение 12 к постановлению № 15). В этом регистре отражаются данные и по другим документам на расход (списание) продуктов питания: недостача, возврат продуктов и т.п.

Аналитический учет продуктов питания в бухгалтерии ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в оборотной ведомости по материальным запасам формы М-44 (приложение 34 к постановлению № 15). Записи в оборотных ведомостях производятся на основании данных накопительных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания, а также приходных и расходных документов, не нашедших отражения в накопительных ведомостях. Ежемесячно в оборотных ведомостях подсчитываются обороты и выводятся остатки на начало следующего месяца, которые сверяются с данными складского учета и с записями в книге «журнал-главная» по субсчету 061 «Продукты питания».

Расчеты с поставщиками за продукты питания и за услуги по питанию с организациями общественного питания производятся, как правило, путем плановых платежей. Учет расчетов ведется в накопительной ведомости по расчетам в порядке плановых платежей формы 408 (мемориальный ордер 7) (приложение 7 к постановлению № 15).

Операции по поступлению и расходу (списанию) продуктов питания, оказанию услуг по питанию организациями общественного питания отражаются бухгалтерскими записями, приведенными в таблице ниже (корреспонденция субсчетов рассмотрена с учетом того, что источником приобретения продуктов (услуг по питанию) являются бюджетные средства).

 

Таблица. Учет расходов на питание за счет бюджетных средств

п / п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Поступление продуктов питания от поставщиков:

 

 

а) на стоимость продуктов по ценам приобретения без вычета предоставляемой торговой скидки

061

178, 179

б) на стоимость возвратной тары

066

178, 179

в) на стоимость упаковки, которая не подлежит дальнейшему использованию, на сумму транспортных расходов по доставке продуктов на склад учреждения здравоохранения

200

178, 179

г) на сумму торговой скидки, предоставляемой мелкооптовыми базами и магазинами (сторнировочная запись)

200

178, 179

2

Оприходование излишков продуктов, выявленных при инвентаризации (п. 27 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59)

061

140, 230

3

Оприходование продуктов, полученных безвозмездно (п. 35 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59)

061

140, 230

4

Стоимость продуктов, израсходованных на питание пациентов

200

061

5

Стоимость безвозмездно переданных продуктов (п. 36 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59)

140, 230

061

6

Недостачи продуктов, выявленные при инвентаризации, в пределах норм естественной убыли, а также принятые за счет учреждения здравоохранения (п.32 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59)

140, 230

061

7

Недостачи и потери продуктов, отнесенные на виновных лиц (составляются две записи одновременно):

 

 

а) на учетную стоимость недостающих продуктов (п. 33 корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59)

170

061

б) на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих продуктов

170

173

Примечание. Определение размера причиненного государственному имуществу вреда осуществляется в соответствии с нормами Положения № 1001

8

Стоимость услуг, оказанных предприятием общественного питания

200

178, 179

Примечание. Стоимость услуг отражается в составе фактических расходов по элементу 1.10.03.04 «Продукты питания» на основании документов, оформленных предприятием общественного питания и проверенных бухгалтерией учреждения здравоохранения (товарно-транспортных накладных (товарных накладных) и прилагаемых к ним раздаточных ведомостей)

9

Платеж поставщику (организации общественного питания) со счета территориального органа государственного казначейства (составляются две записи одновременно):

 

 

а) получено финансирование

100

140, 230

б) перечислено поставщику (организации общественного питания)

178, 179

100

10

Погашение обязательств перед поставщиком (организацией общественного питания) путем проведения взаимозачета (у получателя бюджетных средств составляются две записи одновременно):

 

 

а) получено финансирование

100

140

б) перечислено поставщику (организации общественного питания)

178, 179

100

Примечание. Погашение обязательств получателей бюджетных средств, подлежащих оплате за счет средств бюджета, путем проведения взаимозачета производится в соответствии с Инструкцией № 136

11

Возврат дебиторской задолженности поставщиком (организацией общественного питания), образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года

100

178, 179

12

Перечисление суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего года, на счет территориального органа государственного казначейства

140, 230

100

13

Возврат дебиторской задолженности поставщиком (организацией общественного питания), образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет (составляются две записи одновременно):

 

 

а) поступление дебиторской задолженности

100

178, 179

б) уменьшение бюджетного источника финансирования

140, 230

173

14

Перечисление в доход бюджета суммы поступившей дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований прошлых лет

173

100

Примечание. Порядок распоряжения возвращенными поставщиком (организацией общественного питания) суммами дебиторской задолженности (операции 11–14) определен Инструкцией № 63, в соответствии с которой суммы дебиторской задолженности, возвращенные поставщиками, используются по разным направлениям в зависимости от того, за счет ассигнований какого финансового года (текущего года или прошлых лет) дебиторская задолженность была образована.

Согласно подп. 40.1 п. 40 Инструкции № 63 при поступлении на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке суммы дебиторской задолженности, образовавшейся за счет бюджетных ассигнований текущего финансового года, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее на счет территориального органа государственного казначейства на восстановление кассовых расходов. Срок перечисления – в течение 3 рабочих дней и в последний рабочий день месяца. При этом перечисление осуществляется по каждому отдельному договору.

Если в текущем финансовом году на бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке поступит сумма дебиторской задолженности, образованной за счет бюджетных ассигнований прошлых лет, получатель бюджетных средств обязан перечислить ее в доход соответствующего бюджета.

В соответствии с пп. 42 – 44 Инструкции № 63 на счета территориальных органов государственного казначейства могут поступать денежные средства на восстановление кассовых расходов получателя бюджетных средств от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а не только от получателя бюджетных средств.

В данном случае поступившую от поставщиков дебиторскую задолженность, возникшую в текущем финансовом году, территориальный орган государственного казначейства отражает как восстановление кассовых расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца.

Если денежные средства, зачисленные на счет территориального органа казначейства, подлежат зачислению в соответствии с законодательством в бюджет, территориальное казначейство вправе самостоятельно принимать решение о направлении этих средств по назначению в бюджет соответствующего уровня с последующим представлением получателю бюджетных средств копии расчетного документа

15

Списание (по истечении срока исковой давности) дебиторской задолженности

140, 230

178, 179

16

Списание (по истечении срока исковой давности) кредиторской задолженности

178, 179

140, 230

Примечание. В отношении порядка отражения в бюджетных организациях сумм дебиторской задолженности (активов) и кредиторской задолженности (обязательств) с истекшим сроком исковой давности нормативные документы в настоящее время отсутствуют.

В этом случае бюджетным организациям следует разработать порядок отражения в бухгалтерском учете сумм названных дебиторской и кредиторской задолженности самостоятельно с применением профессионального суждения согласно п. 5 ст. 9 Закона № 57-З.

Например, по названным операциям в учетной политике можно предусмотреть корреспонденцию субсчетов, указанную в операциях 15 – 16 данной таблицы.

Списание дебиторской задолженности с баланса по истечении срока исковой давности не означает ее аннулирование, она должна числиться за балансом в течение 5 лет для наблюдения за возможностью взыскания на забалансовом счете 05 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Если должник вернет долг, сумма задолженности списывается с забалансового счета 05.

Если дебиторская задолженность была образована за счет бюджетных средств, поступившая сумма долга должна быть внесена в доход государственного бюджета. Если дебиторская задолженность была образована при осуществлении приносящей доход деятельности, поступившая сумма долга относится на увеличение прибыли

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by