Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Работать с валютой будет проще: стали известны подробности законопроекта о валютном регулировании

Фото: Sputnik / Виктор Толочко

Депутатам Палаты представителей шестого созыва приходится напряженно трудиться последние дни до истечения своих полномочий. Согласно официальным данным, новый состав парламента приступит к своим обязанностям 6 декабря 2019 г., а депутаты прежнего состава все еще не исчерпали повестку последней сессии. В числе нормативных правовых актов, которые ждут решения народных избранников, – новая редакция Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которая должна внести долгожданные изменения в порядок осуществления валютных операций.

 

Что уже сделано

В Беларуси долгое время действовал разрешительный принцип осуществления валютных операций. Необходимость жесткого контроля была вызвана сложной макроэкономической ситуацией и внешними экономическими шоками.

Стабилизация кредитно-денежной политики, наращивание золотовалютных резервов, аккуратное исполнение обязательств по внешнему и внутреннему долгу, а также стремление правительства к улучшению инвестиционного климата в стране создали необходимые предпосылки для поэтапной либерализации мер валютного регулирования.

Справедливости ради нужно отметить, что некоторые меры по упрощению валютного контроля были приняты раньше. В 2017–2018 гг. Нацбанк сделал первые шаги по либерализации порядка осуществления валютных операций:

  • отменена целевая покупка иностранной валюты;
  • отменена обязательная продажа валютной выручки;
  • увеличены сроки завершения внешнеторговых операций с 90 до 180 дней по экспорту и с 60 до 90 дней по импорту.

Послабления почувствовали и простые граждане. Было отменено требование о регистрации банками паспортных данных физических лиц при совершении валютно-обменных операций. Физическим лицам разрешили приобретать и продавать безналичную валюту на биржевых торгах через банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Сняли ограничения на открытие физическими лицами-резидентами счетов за границей. Введен регистрационный порядок совершения юридическими лицами-резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, для проведения которых ранее требовалось разрешение Нацбанка.

 

Чего ожидать от нового закона

Представленный на рассмотрение депутатам законопроект продолжает курс на поэтапную отмену ограничений при совершении валютных операций. Его авторы предложили ряд важных нововведений:

– расширить перечень разрешенных случаев использования иностранной валюты между участниками валютных отношений;

– ограничить требование о регист­рации валютных договоров перечнем конкретных валютных операций и в случае превышения предельных значений, которые будет устанавливать Нацбанк;

– отменить директивное установление сроков возврата валютной выручки и предоставить субъектам хозяйствования право самим определять сроки возврата исходя из договорных отношений с контрагентами;

– отменить ограничения на открытие резидентами счетов в иностранных банках, а также по операциям, связанным с движением капитала;

– ввести мониторинг для обеспечения эффективного контроля за потоками иностранной валюты и свое­временного выявления рисков воз­никновения дисбалансов, оказывающих влияние на состояние внутреннего валютного рынка.

 

Безналичной валюте – зеленый свет

Валютно-обменные операции на внутреннем валютном рынке по-­преж­нему будут проводиться через банки или биржу.

Для иных случаев использования валюты в расчетах законопроект устанавливает перечень разрешенных операций в зависимости от того, кто выступает в качестве сторон сделки – физическое или юридическое лицо, резидент РБ или лицо иного резидентства.

В основном акцент сделан на максимальное ограничение расчетов с использованием наличной валюты с одновременным расширением возможностей по осущест­влению валютных операций в безналичной форме.

Ограниченный перечень разрешенных операций с наличной валютой останется прерогативой физических лиц. Так, например, физическим лицам – резидентам РБ по новому законопроекту будут разрешены операции в иностранной валюте, проводимые в безналичной форме в пользу близких родственников, дарение (пожертвование) валютных ценностей, предоставление займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осущест­влением предпринимательской деятельности, возврат этих займов и процентов за пользование ими; передача валютных ценностей на хранение и их возврат; наследование валютных ценностей; коллекционирование иностранной валюты в виде монет и единичных купюр.

Валютные операции в иностранной валюте с участием нерезидентов в безналичной форме будут проводиться без ограничений.

 

Закон улучшит жизнь экспортерам

Законопроект содержит ряд изменений порядка осуществления внешне­торговых операций. В част­ности, экспортерам и импортерам планируют разрешить использовать сроки возврата (репатриации) выручки согласно условиям договора.

Ранее такие сроки определялись нормативными правовыми актами, и субъекты хозяйствования вынуждены были их придерживаться.

Допускается прекращение обязательств нерезидента неденежным способом, предусматривающим зачет встречных однородных требований, вытекающих из одного или нескольких валютных договоров, на основании двустороннего договора мены, договора о прекращении обязательства новацией, предоставлением взамен исполнения обязательства отступного. Из текста проекта можно сделать выводы о возможности применения договоров перевода долга и уступки права требования, что также является прогрессивным шагом.

Планируется освободить экспортеров от обязанности зачислять на свои счета в белорусском банке иностранную валюту в полном объеме согласно сумме договора. Теперь юридические лица могут уменьшить выручку, подлежащую репатриации, на сумму:

– налогов (сборов), иных обязательных платежей в бюджет согласно законодательству иностранного государства;

– расходов, связанных с выполнением работ, оказанием услуг (в т.ч. транспортных) на территории иностранного государства в период их выполнения (оказания);

– расходов, связанных с содержанием филиала (представительства);

– расходов, направленных на оплату обязательств перед белорусским или иностранным банком, в т.ч. в виде вознаграждения по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга), дисконта по векселю, вознаграждения по аккредитивам, открытым в пользу экспортера, воз­награждения по банковскому платежному обязательству, комиссионного вознаграждения банка;

– расходов, удержанных (уплаченные) в виде комиссионного вознаграждения по договорам пере­страхования;

– расходов в размере собственного участия страхователя в покрытии возможных убытков;

– финансовой скидки, определяемой как вознаграждение (премия) без изменения цены единицы отгруженного товара (стоимости работ, услуг), пред­ставляющее собой разницу ме­ж­ду стоимостью товара (работ, услуг) по валютному договору и сум­мой полученных белорусских руб­лей, иностранной валюты.

Законопроект предусматривает увеличение срока репатриации выручки на период рассмотрения банком (иностранным или белорусским) требования о платеже по банковской гарантии, проведения медиации, рас­смотрения обращения страховщиком, судебными или арбитражными органами, возбуждения уполномоченным органом в отношении нерезидента дела об экономической несостоятельности (банкротстве) или открытия в отношении его ликвидационного производства, а также на период урегулирования спора в досудебном (претензионном) порядке. Такая отсрочка предоставляется с даты истечения срока репатриации и прекращается после возврата дебиторской задолженности или в случаях, когда взыскание становится невозможным.

 

Инвестиции за рубежом – теперь без разрешения Нацбанка

Наиболее долгожданная часть закона касается либерализации операций, связанных с движением капитала. Законопроект дает право резидентам (как физическим, так и юридическим лицам):

  •  открывать счета в иностранных банках;
  •  переводить на такие счета валюту со своих счетов, открытых в белорусских банках;
  •  получать на такие счета валюту без всяких ограничений.

Единственное условие: такие операции (с использованием счета, открытого в иностранном банке) запрещено производить, если обе стороны валютной операции являются резидентами страны.

Почему именно эти положения так ждут белорусские инвесторы? По сути, этот раздел законопроекта снимает ограничения на инвестиции за пределами страны. Раньше для того, чтобы купить недвижимость за границей или приобрести цен­ные бумаги, например, акции российских компаний на Московской бирже через российского брокера, инвестору необходимо было получить разрешение Нацбанка.

Статья 17 представленного законопроекта снимает это требование, упрощая для белорусов доступ к альтернативным инвестиционным инструментам. Другое дело, что с международной репутацией у Беларуси по-прежнему неважно – большинство западных брокеров не открывают белорусам счета для выхода на зарубежные рынки. К счастью, в РФ таких ограничений нет.

 

Валютный контроль – по новым правилам

В качестве ключевого механизма валютного контроля законопроект предлагает использовать мониторинг валютных операций – систему сбора, регистрации, анализа и оценки информации о валютно-обменных операциях, проводимых на внутреннем валютном рынке по зарегистрированным валютным договорам. Планируется, что эта функция будет возложена на Нацбанк, а банки и органы государственного управления должны будут предоставить этому ведомству всю необходимую информацию.

Предлагаемая система мониторинга валютных операций строится на регистрации валютных договоров, однако не всех, а только тех, которые имеют отношение к определенным валютным операциям, или тех, где сумма договора превышает установленный предел. Итоговый перечень оснований для отнесения валютного договора к категории подлежащих регистрации будет определять Нацбанк.

 

Либерализация хороша, если есть стоп-кран

Примечательно, что законопроект содержит ряд положений, которые позволяют правительству вернуться к жестким ограничениям валютных операций, если что-то вдруг пойдет не так. В частности, ст. 7 законо­проекта предусматривает введение валютных ограничений на проведение резидентами и нерезидентами валютных операций на срок не более одного года в случае возникновения угрозы экономической безопасности Республики Беларусь и стабильности ее финансовой системы. К случаям такой угрозы проект относит:

  •  возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер, направленных на ослабление или отмену валютных ограничений, может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации, а также нанести ущерб интересам безопасности Республики Беларусь и препятствовать поддержанию общест­венного порядка;
  •  негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов Республики Беларусь ниже допустимого уровня;
  •  резкие колебания курса белорусского рубля.

В случае возникновения таких обстоятельств Нацбанк совместно с Совмином может принять следующие ограничения:

установление запрета на проведение валютных операций;

установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;

введение требования получения специальных разрешений Нацбанка на проведение валютных операций;

– введение требования обязательной продажи полученной юридическими лицами – резидентами иностранной валюты;

введение ограничений на открытие и ведение резидентами счетов в иностранных банках.

Справедливости ради заметим, что законопроект содержит важное уточ­нение: такие меры могут приниматься временно, на срок не более 1 года.

Таким образом, представленный законопроект действительно является важным шагом на пути дальнейшей либерализации валютного регулирования. Его принятие упростит жизнь компаниям, деятельность которых связана с внешнеэкономическими операциями, и инвесторам, ищущим варианты для инвестиций за рубежом. Однако нельзя не отметить готовность правительства вернуться к чрезвычайным мерам, если ситуация на внутреннем рынке выйдет из-под контроля.

Использование материала запрещено без письменного разрешения редакции neg.by. Обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений