Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рабочее время и время отдыха водителей

Постановлением Минтранса от 19.04.2018 № 13, вступившим в силу 4 января 2019 г., утверждена новая редакция Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утв. постановлением Минтранса от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение). С указанной даты этот документ называется Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта.

В новой редакции Положения установлено, что режим рабочего вре­мени водителей определяется пра­вилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), разработанными в соответствии с законодательством о труде и Положением. При этом нововведением является следующая норма: для водителей, которым установлен сменный режим работы, разрабатываются графики сменности, в других случаях – графики работ.

Как и ранее, графики работ (смен­ности) должны утверждаться нанимателем по согласованию с профсоюзом и доводиться до сведения водителей не позднее одного месяца до введения их в действие. В то же время в Положение включена норма, согласно которой в случае производственной необходимости с целью обеспечения непрерывного перевозочного процесса в утвержденные графики работ (сменности) могут вноситься изменения. Однако они должны вноситься только с согласия водителей и доводиться до их сведения не позднее одних суток, предшествующих рабочему дню.

Уточнено, что графиками работ (сменности) устанавливаются не только время начала, окончания, продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, но и рабочие и выходные дни, в т.ч. любой порядок их чередования (ранее такие дни в графиках не указывались), а графиками сменности – последовательность чередования водителей по сменам. Время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха теперь в графиках можно не указывать.

В п. 9 новой редакции Положения уточнен состав периодов, включаемых в рабочее время водителя. В частности, установлено, что в него входит подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед началом и после окончания работы (смены) (было – перед выездом на линию и после возвращения с линии), в которое, в свою очередь, включаются получение, оформ­ление, сдача транспортных и проезд­ных документов, оборудования, денежных средств, осмотр, проверка технического, санитарного состояния и комплектности, заправка автомобиля и др. (ранее не уточнялось, что входит в подготовительно-заключительное время).

Кроме того, в рабочее время водителя теперь включается время проведения стажировки в качестве водителя-наставника, время дежурства в резерве и иное время в случаях, предусмотренных законодательством о труде.

Нововведением постановления № 13 является право нанимателя устанавливать по согласованию с профсоюзом (при его наличии) продолжительность:

– подготовительно-заключительного времени, исходя из состава работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (ранее на это отводилось лишь 20 минут);

– времени проведения предрейсового медицинского обследования (было – 5 минут).

Кроме того, нанимателю теперь разрешено:

относить время перерывов между частями рабочего дня ко времени ежедневного (междусменного) отдыха в случае, когда водителю установлен режим работы с разделением рабочего дня на части, но только с согласия водителя;

уменьшать до 12 часов продол­жительность ежедневного (между­сменного) отдыха (суммированного отдыха) в отдельные периоды работы для водителей, которым установлены суммированный учет рабочего времени и (или) режим работы с разделением рабочего дня на части. Однако при этом одна из частей ежедневного (междусменного) суммированного отдыха не может быть менее 10 часов, а при выполнении автоперевозок для собственных нужд – менее 9 часов.

Уточнен и перечень случаев, когда продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена нанимателем до 12 часов по согласованию с профсоюзом (при его наличии). Кроме выполнения городских и пригородных перевозок в регулярном сообщении, а также междугородных перевозок, когда водителям необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, в него включены и перевозки для собственных нужд. Однако во всех перечисленных случаях нельзя устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) водителя 12 часов более двух дней подряд.

В новой редакции Положения определено, что ненормированный рабочий день не устанавливается водителям при сменной работе, суммированном учете рабочего времени и в иных случаях в соответствии с законодательством о труде.

Если в месте служебной командировки организована работа по графику работ (сменности), отличному от графика работ (сменности) в месте постоянной работы, то рабочее время водителя учитывается по его фактической продолжительности на основании подтверждающих документов с места командирования (было – табеля учета рабочего времени с этого места работы). При этом Положение дополнено нормой, в соответствии с которой рабочее время водителя учитывается по фактической продолжительности и в случае возвращения водителя из служебной командировки за пределами рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работ (сменности).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений