$

2.5049 руб.

2.9394 руб.

Р (100)

3.4384 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Программы

Сказку сделать былью: план на пять лет утвержден официально

10.08.2021

Программа социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 гг. утверждена Указом от 29.07.2021 № 292. Она предполагает рост ВВП в течение 5 лет не менее чем в 1,2 раза. На такой же коэффициент должны увеличиться реальные располагаемые денежные доходы населения.

Продекларировано намерение обеспечить рост инвестиций в основной капитал более чем в 1,2 раза к уровню 2020 г., увеличить экспорт товаров и услуг более чем на 50 млрд USD в 2025 г., диверсифицировать его структуру, повысить конкурентоспособность производственного сектора экономики, обеспечить его финансовую устойчивость и создать новые высокотехнологичные производства.

Будущие успехи в программе распределены следующим образом:

ВВП в 2021 г. должен вырасти на 1,8%, в 2022 г. – на 2,9%, 2023 г. – на 3,8%, 2024 г. – на 5,4%, 2025 г. – на 6%;

инфляция – не должна ежегодно превышать 5%;

инвестиции в основной капитал в текущем году должны увеличиться на 2%, в 2022 г. – на 3,8%, в 2023 г. – на 4%, в 2024 г. – на 5,5%, в 2025 г. – на 4,7% (за 5 лет – на 21,6%).

Кроме того, среди целевых показателей – рост производительности труда по ВВП за пятилетие на 22,5%, увеличение валовой добавленной стоимости промпродукции на 24,6%, а сельхозпродукции – на 15,6%.

Объем строительно-монтажных работ за указанный период должен вырасти на 23%, ввод в эксплуатацию жилья запланирован на уровне 21,4 млн кв. м.

Предусмотрено увеличение экспорта товаров и услуг на 36,3%.

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения должен составить 20,2%.

 

Насколько достижимы индикаторы

Поскольку параметры прошлых подобных документов в лучшем случае исполнялись на 30–40%, можно предположить, что и в этот раз прог­ноз в большей степени символический, чем целевой.

Например, из 13 показателей, утвержденных аналогичным документом на 2016–2020 гг., удалось достичь только трех: роста промышленного производства на 12% (при задании в диапазоне 10–15%), соотношения сальдо внешней торговли к ВВП и роста реальных располагаемых денежных доходов населения на 14,2% (при задании 9,5–11,6%).

ВВП за прошедшее пятилетие вырос лишь на 3,5% при официальном задании на 12–15%.

Не удалось к концу минувшего года вложиться в 5-процентный порог по инфляции (она составила в 2020 г. 7,4%), отстает от прогнозированной производительность труда по ВВП. Не достигло заложенных темпов роста сельское хозяйство. Инвестиции в основной капитал за прошедший 5-летний период снизились на 8,6% (прогнозировался рост до 15%), существенное снижение зафиксировано в объеме строительно-монтажных работ, в грузо- и пассажирообороте. Экспорт товаров и услуг вырос на 11,7% при задании 21–25%.

В этот раз заложены еще большие темпы роста. Но статистические данные за 1-ое полугодие говорят о том, что первый год «пятилетки», вероятнее всего, многие показатели провалит.

Так, достижение запланированного роста ВВП, которое ставят под сомнение все крупные мировые финансовые институты, включая Международный валютный фонд и Евразийский банк развития, во многом будет зависеть от дальнейшего изменения санкционного сценария странами Запада. Хотя стоит признать, что отмеченный за 6 месяцев с начала 2021 г. рост экономики на 3,3% некоторый фундамент для этого создает.

Инфляция за полугодие уже превысила годовой прогноз и сложилась на уровне 5,8%.

Объем инвестиций в основной капитал к 1-му полугодию 2020 г. упал на 7,2%, и перспективы восстановления его роста туманны – за прошлогодний аналогичный период здесь также было зафиксировано снижение на 1,4%.

Растет промышленное производство: за январь-июнь его объем составил 71,1 млрд руб., рост к аналогичному прошлогоднему периоду – на 10,4%. Однако одновременно второй месяц подряд фиксируется увеличение складских запасов производителей: их объем за июнь увеличился на 214 млн руб. и на 1 июля 2021 г. составил более 5,4 млрд руб. Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в 1-ом полугодии 2021 г. – 56,8% против 78,1% годом ранее.

Обратим внимание, что в январе-­апреле при росте производства складские запасы снижались. Достичь такого эффекта удалось благодаря частичному постпандемийному восстановлению внешних рынков и «экспортному буму». По оперативным данным Нацбанка, внешнеторговый оборот товаров в январе-мае 2021 г. вырос к аналогичному прошлогоднему периоду на 34,4% – до почти 28,8 млрд USD (отрицательное сальдо – 455 млн USD). Но в дальнейшем рассчитывать на такие темпы роста сложно из-за обострения внешней конкуренции – в конце концов, не только белорусские производители восстанавливают свои позиции.

Производство сельскохозяйственной продукции за 1-е полугодие 2021 г. достигло 7,9 млрд руб. Это на 0,3% ниже, чем за такой же период 2020 г. Выйти на траекторию роста в АПК не удается с начала года.

 

Рычаги на максимум

Власти, похоже, осознают чрезмерность утвержденных официально ожиданий.

Премьер-министр Роман Головченко 4 августа заявил, что достичь показателей «пятилетки» можно лишь «за счет максимальной загрузки мощностей и сбыта. Сейчас многие сектора экономики развиваются достаточно динамично за счет роста внутреннего спроса. Там рост производства доходит до трети уровня прошлого года. Но это конъюнктурные факторы. Возможно, ситуация изменится».

Иными словами, достижимость заложенных показателей оценивается как реалистичная только при максимально удачном стечении внутренних и внешних обстоятельств. Если ситуация не изменится, то, как обычно, пригодится базовый сценарий развития экономики, который, вероятно, уже подготовлен в рамках разработки проекта бюджета на следующий год. И он, очевидно, будет гораздо скромнее. Тогда многое можно будет списать на изменившуюся конъюнктуру, а не на качество прогнозирования.

В целом программа социально-экономического развития опирается на идею «новой индустриализации» и предполагает реализацию более 50 крупных инвестиционных проектов. Наиболее значимые из них связаны с государством: завершение второй очереди Белорусской АЭС, строительство Петриковского горно-обогатительного комбината, старт производства аминокислот Белорусской национальной биотехнологической корпорацией.

«Прорывными точками роста» промышленности в правительстве рассчитывают сделать электроиндустрию и производство электротранспорта (развитие темы в статье «Электротранспорт: стимулы начинают давать результат»), биоиндустрию и фармацевтику, робототехнику и приборостроение, производство композитных материалов, металлургию, машиностроение в части сельскохозяйственной и лесозаготовительной техники, транспортных средств, нефтехимию, деревообработку и пищевую промышленность.

Вновь провозглашено «рациональное импортозамещение» и снижение производственных затрат.

Инвесторам, в т.ч. иностранным, обещано предоставление льгот и преференций в связке с эффективностью реализуемых проектов, их соответствием приоритетам развития и специализации конкретной территории.

Должна продолжиться работа по снижению рисков инвесторов и обеспечению дополнительных гарантий защиты прав добросовестного бизнеса и инвесторов, включая законодательное закрепление «стабилизационной оговорки» по договорам.

Предстоит упростить условия предоставления земельных участков под создание новых предприятий и производств в регионах.

Есть намерение повышать эффективность управления государственными активами и развивать корпоративное управление. Что касается источников финансирования инвестиций, в документе упоминаются как возрастающие в объеме собственные средства предприятий, так и привлечение средств на развивающемся финансовом рынке.

Словом, намерения добрые и верные. Дело за политической волей на их реализацию. По нашему мнению, реальность таких нововведений во многом зависит от дальнейшего изменения общей социально-экономической и политической погоды в стране: если продолжит «штормить», декларации о намерении усилить защиту инвесторов вряд ли сами по себе их привлекут.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное