$

2.4826 руб.

2.9240 руб.

Р (100)

3.4226 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Транспорт

Электротранспорт: стимулы начинают давать результат

10.08.2021
Электротранспорт: стимулы начинают давать результат
Фото: unsplash.com/ Michael Marais

В 2021 г. в Беларуси наблюдается взрывной рост продаж электромобилей. Рассмотрим причины стремительного проникновения электротранспорта в нашу страну, меры по улучшению электромобильной инфраструктуры, перспективы развития данного направления.

 

Личный электромобиль – мода или прагматизм?

2020 год показал, что ведущие страны мира начали движение к глобальной электрификации транспорта: было продано более 3 млн электромобилей. Их общее число превысило 10 млн единиц. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 г. мировой парк электромобилей может вырасти до 145 млн. О своем намерении отказаться от выпуска автомобилей с двигателем внутреннего сгорания уже объявили крупнейшие автоконцерны.

Беларусь не осталась в стороне от новой тенденции. Данные Мин­энерго свидетельствуют о растущей популярности электромобилей среди белорусских автовладельцев. Если на конец 2015 г. в стране насчитывалось лишь 27 электромобилей, то в декабре 2020 г. – 1,6 тыс. электрокаров, а к июлю 2021 г. – 4 тыс. (рост 150% за 7 месяцев). При этом свыше половины электромобилей (2112 единиц) были ввезены в страну в I полугодии 2021 г. – больше, чем за весь прошлый год (1810 единиц).

Столь высокий рост числа ввозимых электрокаров в I полугодии этого года обусловлен принятием Указа от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей», который создает благоприятные условия для ввоза электротранспорта для личного пользования. Данным Указом был предоставлен ряд налоговых льгот, действующих до 31.12.2025: освобождение покупателей от взимания государственной пошлины при ввозе электромобилей на территорию Беларуси, применение к ввозимым электромобилям, предназначенным для личного пользования, нулевой ставки НДС, предоставление юридическим лицам права на применение инвестиционного вычета в размере 100% от стоимости приобретенного электромобиля и 100% от стоимости зарядных устройств (в 2020 г., с последующим снижением на 20% ежегодно). Кроме того, Указом приняты меры для развития электромобильной инфраструктуры – создание автомобильных парковок и дальнейшее строительство зарядных станций. При этом до 2025 г. владельцы электрокаров будут освобождены от уплаты стоимости за пользование автомобильными парковками, находящимся в коммунальной собственности.

Указ придал дополнительную динамику развитию электромобильной инфраструктуры. На июль 2021 г. в Беларуси функционировало 450 зарядных станций (в марте 2020 г. их было 250). К концу года в планах чиновников довести их количество до 600 единиц.

 

Хуже Европы, но лучше России

Безусловно, электротранспорт только начинает проникать на белорусский рынок. Это хорошо заметно по сравнению с экономически развитыми странами. Например, в Германии по состоянию на начало августа число электромобилей достигло 1 млн, что в пересчете на душу населения дает 1 электрокар на 83 гражданина. В Беларуси 1 электрокар приходится на 2337 граждан. В ФРГ таких впечатляющих показателей удалось достичь благодаря государственной поддержке развития электротранспорта – в 2020 г. субсидии, выделенные на электромобили, составили 1,25 млрд EUR.

В России на 1 января 2021 г. было зарегистрировано 10 836 электромобилей (в пересчете на душу населения – 1 электрокар на 13 471 человек). Здесь наши показатели в разы лучше. Это можно объяснить тем, что в России с недавних пор хоть и действует нулевая таможенная пошлина на ввоз электромобилей, однако ставка НДС при ввозе все также сохраняется на уровне 20%.

 

Электромобилям белорусского производства все-таки быть

Не проигнорировали растущий спрос на электрический транспорт и белорусские производители.

В июле этого года первый замминистра промышленности Сергей Гунько обозначил ориентиры развития электротранспорта в нашей стране. Он заявил о планах по выпуску первой тысячи белорусских электромобилей с целью «прощупать рынок» – показать модель и привить культуру к покупке электромобиля с помощью программ кредитования и лизинга. Заниматься производством электромобилей непосредственно на территории Беларуси согласно Комплексной программе развития электротранспорта на 2021-2025 гг. (далее – комплексная программа) будет СЗАО «БЕЛДЖИ». Предприятию ставится задача выпуска электрического легкового электромобиля на основе модели Geometry C. Уже в 2021 г. им предстоит освоить серийный выпуск и произвести 1000 таких электромобилей.

 

Электрификация общественного транспорта

Не остается в стороне от электрического тренда и общественный транспорт.

На декабрь 2020 г. в Беларуси действовало 7147 единиц городского транспорта, из них 1492 – на электричестве. Но важно заметить, что большая часть наземного электротранспорта (более 1300 единиц) приходилась на обычные троллейбусы с «усиками», а вот троллейбусов с возможностью автономного хода насчитывалось на конец года немногим более 100 единиц, электробусов еще меньше – 82 единицы. Таким образом, уже в прошлом году более 20% от всего наземного городского транспорта Беларуси являлось электрическим. А учитывая, что в июле 2021 г., по данным Минэнерго, количество электробусов на дорогах Беларуси перевалило за сотню, можно сказать, что процесс электрификации общественного транспорта протекает благоприятно и доля электрического подвижного состава будет только расти. Цель правительства – достичь к 2025 г. среднеевропейского уровня в 30% соотношения электрического транспорта ко всему подвижному составу, осуществляющему пассажирские перевозки.

Согласно комплексной программе до 2025 г. суммарная потребность в средствах пассажирского электротранспорта для коммунальных нужд составит 2549 единиц – 1190 электробусов, 1263 троллейбуса с автономным ходом и 96 в обычном исполнении.

Много это или мало? В октябре прошлого года немецкая компания BVG (основной перевозчик в сфере общественного транспорта Берлина) сообщила, что на улицы немецкой столицы выехал 100-й электробус – такого результата удалось достичь всего за полтора года. В пересчете на душу населения на 1 берлинский электробус приходится 36,45 тыс. горожан. В Минске, по аналогичным подсчетам, на конец прошлого года на 1 электробус приходилось 25,1 тыс. жителей. Однако стоит отметить, что, в отличие от нашей страны, в Европе больше делают ставку на развитие именно рельсового общественного электротранспорта – трамваи, которые по сравнению с колесным подвижным составом безопаснее и обладают более высокой пассажировместимостью.

По данным Росстата (РФ), доля электробусов составляет 0,6% от общего числа городских автобусов. В Беларуси этот показатель в 3 раза выше – 1,85%. Доля же всего электрического транспорта (трамваи, троллейбусы, электробусы, вагоны метрополитена) в наземном и подземном пассажирском транспорте России в 2020 г. составляла 13,65%. В Беларуси, напомним, этот показатель превышает 20%. Таким образом, доля электрического состава в общественном транспорте нашей страны уже является довольно высокой, однако упор сделан на развитие колесного транспорта.

Автор публикации: Никита САЗОНОВ


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное