Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прогноз ускорения роста

В текущем году белорусская экономика должна продемонстрировать устойчивый рост и создать дополнительные условия для его ускорения в последующие годы. Такая задача поставлена Президентом в Указе от 31.12.2017 № 469 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год» (далее – Указ № 469), вступившем в силу с 5 января 2018 г.

Кроме того, Указом Президента от 31.12.2017 № 470 (далее – Указ № 470) утверждены Основные на­правления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год. Документ вступил в силу с 1 января 2018 г.

Как уже отмечалось ранее (см. «ЭГ» № 65 за 1 сентября 2017 г. «По­следний смотр проекта прогноза»), в основе этих двух ключевых документов, содержащих планы на текущий год, а также Закона от 31.12.2017 № 86-З «О республиканском бюджете на 2018 год», лежали два сценария развития экономики, разработанных с учетом различных внешних и внутренних условий. Первый – консервативный – использовался для формирования бюджета, второй, названный целевым, – для прогноза социально-экономического развития. Как заявил в конце августа пршлого года премьер-министр Андрей Кобяков, представляя проекты перечисленных актов на заседании Совмина: «Предлагаемый про­гноз обеспечивает сбалансированный рост экономики без излишнего давления на финансовый и валютный рынки и, что важно, выход на параметры роста, предусмотренные пятилетней программой».

Какие же задачи перед экономикой поставил Президент на текущий год?

Валовой внутренний продукт должен вырасти на 3,5%. В то же время, по мнению премьер-министра, озвученному им в интервью телеканалу «Беларусь 1», по итогам 2017 г. правительство ожидает темпы роста ВВП в диапазоне 102%–102,1%. При этом он подчеркнул, что задачи, которые предстоит решить в текущем году, объективно более сложные и масштабные, чем были решены в прошлом. «В течение следующих трех лет мы должны показать такой экономический рост, чтобы выйти на параметры пятилетки. Третий год пятилетки решающий», – считает А. Кобяков.

Рост экспорта товаров и услуг должен составить 5,7%, что несколько ниже планов, озвученных в конце лета (6%). Таким образом, оптимизма в оценках будущих достижений на внешних рынках явно поубавилось. Но при этом сохраняется прогноз почти полной сбалансированности внешней тор­говли – сальдо внешней торговли товарами и услугами в процентах к ВВП запланировано в размере -0,1%, что в пересчете в валюту должно составить около -30 млн. USD.

Естественно, достижение подобной сбалансированности зависит не только от нас, но и напрямую связано с ситуацией на внешних рынках, которая пока тревоги не вызывает. «Стабилизировались внешние рынки, прежде всего рынок нашего главного экономического парт­нера – России. Налицо существенное движение в сторону увеличения экспорта – темпы роста почти 120%. Это очень хороший результат, и экспорт за собой потянул рост остальных отраслей, прежде всего промышленности. Поэтому «зона турбулентности» закончилась в какой-то степени», – такое мнение высказал глава Правительства.

В основном оно совпадает и с оценками ведущих мировых аналитиков. Так, Международный валютный фонд (МВФ) в октябрьском докладе фонда по мировой экономике улучшил прогноз по росту российской экономики с 1,4 до 1,6%. Подъему ВВП будут способствовать стабилизация цен на нефть и смягчение финансовых условий, полагают в международной организации. МВФ обновил и прогноз роста мирового ВВП на 2018 год до 3,7%, увеличив его на 0,1 п.п. по сравнению с июльским докладом.

Несколько скромнее оценки международного рейтингового агентства Fitch, которое ожидает рост мирового ВВП в 2018 году на уровне 3,2%, и Всемирного банка (3%), хотя они также увеличены по сравнению с ранее объявленными.

Возвращаясь к Указу № 469, отметим, что прямые иност­ранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) ожидаются в размере 1,4 млрд. USD, что также меньше озвученного летом прогноза (1,45 млрд. USD). Напомним, что и в про­шлом году предполагалось получить 1,45 млрд. USD прямых иностранных инвестиций, но итоги пока не подведены.

Населению разработчики Указа № 469 обещают рост реальных располагаемых денежных доходов в размере 3,2% по сравнению с 2017 г. Но при этом для достижения сбалансированности экономики производительность труда по ВВП планируется увеличить на те же 3,2%.

Еще один важнейший показатель как для субъектов хозяйствования, так и для населения – уровень инфляции. Нацбанку совместно с Совмином поручено принять необходимые меры по ограничению в 2018 г. прироста индекса потребительских цен на уровне не более 6% (декабрь 2018 г. к декабрю 2017 г.). Они же должны принять необходимые меры по обеспечению сбалансированности платежного баланса. Отметим, что летом предполагалось обеспечение уровня инфляции не выше 7% (декабрь к декабрю), а среднегодовой – не более 7,4%. Таким образом, ситуация в экономике в последние месяцы прошлого года добавила властям оптимизма в этой сфере.

При этом премьер-министр отметил, что в уходящем году параметры инфляции будут самыми низкими за всю историю суверенной Беларуси. «Это своего рода рекорд, хороший рекорд. Близкие параметры были только в 2006 году, когда декабрь 2006-го к декабрю 2005-го был 6,6%. В этом году будет меньше», – уверен А. Кобяков.

В Указе № 469 также содержится несколько поручений различным органам власти. Так, Совмин совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом должен в 2018 г. обеспечить:

– наращивание объемов экс­порта товаров и услуг, в т.ч. на рынки Европейского союза, США, стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки;

– принятие мер по созданию условий для стимулирования трудовой мобильности граждан, в том числе за счет развития необходимой инфраструктуры и рынка арендного жилья;

– формирование системы гарантий для инвесторов путем дальнейшего совершенствования инвестиционного климата.

Кроме того, Правительство обязано в двухмесячный срок определить ключевые показатели эффективности работы как руководителей республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Правительству, НАН Беларуси, облисполкомов и Минского гор­исполкома, так и (совместно с облисполкомами и Минским гор­исполкомом) – исчерпывающий перечень ключевых показателей эффективности работы руководителей организаций, принадлежащих или «сильно зависящих» от государства. Доведение до них иных показателей не допускается.

Что касается Указа № 470, то денежно-кредитная политика в текущем году должна быть направлена на обеспечение ценовой стабильности как основы устойчивого и сбалансированного развития экономики Беларуси. Ее основной целью также названо ограничение инфляции в размере не более 6%. При этом в 2018 году продолжится проведение денежно-кредитной политики в режиме монетарного таргетирования. Ее промежуточным ориентиром останется широкая денежная масса, прирост которой прогнозируется на уровне 9–12% (декабрь 2018 г. к декабрю 2017 г.).

Подробнее на рассмотрении положений Указа № 470 мы остановимся позже.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений