Профессиональные стандарты вместо ЕТКС и ЕКСД
Две недели в Минске проходили тренинги-практикумы по подготовке профессиональных стандартов для их разработчиков из разных сфер. Руководил обучающим процессом международный эксперт Йове Янкуловский (Македония), который поделился с «ЭГ» впечатлениями о работе в Беларуси.
Существующая система квалификаций признана устаревшей. Сегодня она имеет 5 ключевых элементов. Минтруда и соцзащиты утверждены и актуализируются ОКРБ 014-2017 «Занятия», Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД). Министерство образования приняло и вносит изменения в ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» и Образовательные стандарты.
Система меняется в сторону создания возможности для получения работниками компетенций, ориентированных на потребности современного рынка труда, условий для оценки квалификации, полученной не только в рамках системы образования, но и неформального обучения. Для этого в НСК будут внедрены новые элементы. Один из них – профессиональный стандарт.
На начальном этапе квалификационные справочники и профстандарты будут действовать одновременно. Наниматели самостоятельно будут решать, что им применять, – квалификационные характеристики или профстандарты. Первые профстандарты уже готовы и ждут утверждения.
– Господин Янкуловский, расскажите, пожалуйста, о своих профессиональных интересах.
– В Минске я третий раз в качестве эксперта по секторальным советам квалификаций и разработке профессиональных стандартов проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», реализуемого при финансовой поддержке Европейского союза. У меня более 18 лет практики по таким обучающим программам. Работаю с министерствами, правительственными учреждениями, различными организациями, включая некоммерческие, объединениями, будущими тренерами и др. Имею магистерскую степень в сфере образования, а также докторскую – в технических науках: информационно-коммуникационные технологии в сфере образования.
– В чем цель практикума по разработке профессиональных стандартов?
– Отработать методологию разработки стандартов посредством практического применения ее во время тренинга экспертной группы разработчиков, в компетенции которых входит руководство и мониторинг составления таких документов.
По итогам тренинга участники будут понимать структурные элементы профессионального стандарта; запросы, которые должны быть учтены при разработке специфических элементов; полный процесс разработки стандарта, включая все его элементы и необходимые действия. Научатся писать конкретную/специфическую формулировку по требованиям к квалификациям, разрабатывать элементы профессионального стандарта согласно методологии. Они смогут руководить / содействовать / координировать работу технической группы, которая будет разрабатывать элементы профессионального стандарта, содействовать / обеспечивать проведение работы / дискуссий технической группы, что приведет к хорошему качеству элементов профессионального стандарта. Обучение позволит разработчикам руководить обсуждениями и достигать согласия по различным элементам профессионального стандарта.
– Какова ключевая цель профессионального стандарта?
– Прежде всего, это мостик между системой рынка труда и системой образования. Они четко прописывают требования рынка труда, чтобы система образования могла выпускать специалистов, которые готовы к работе, т.е. обеспечивать предприятия качественной рабочей силой.
Также профессиональные стандарты могут быть использованы как основополагающий документ при подготовке образовательных стандартов и образовательных программ.
Профессиональные стандарты могут обозначить направление для будущих запросов или потребностей или для разработки специальности.
– На каком этапе находится Беларусь в области разработки профстандартов? Далеко ли до внедрения их в практику?
– НИИ труда подготовил Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.07.2017 № 37. Несколько профессиональных стандартов уже созданы согласно этим методологическим рекомендациям.
Сейчас в рамках проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» данная методология детализируется, чтобы ускорить процесс разработки.
Тренинг проводится с целью обучить будущих разработчиков и пилотировать обновленную методологию. Результаты, которые будут получены во время апробации методологии для разработки профессиональных стандартов, будут обсуждаться с ответственными учреждениями, и рекомендации будут учтены в методологии.
– Опыт каких стран мы можем использовать и, возможно, используем?
– Подход, который используется в Беларуси для разработки профессиональных стандартов, является функциональным анализом. Многие страны используют его при рассмотрении профессии, для которой составляется профессиональный стандарт.
Чтобы максимизировать обучение, мы используем не только опыт стран со схожим подходом, но и другие передовые практики. Примером может быть образовательный визит представителей сектора машиностроения и других организаций Беларуси в Словению в апреле 2019 г., организованный в рамках проекта. Это позволило изучить опыт работы секторальных советов квалификаций и подготовки профессиональных стандартов, узнать об особенностях, достижениях и трудностях.
– Какие у вас впечатления от обучения?
– Позитивные и многообещающие. Участники, будущие разработчики профессиональных стандартов, очень мотивированы, открыты процессу обучения, заинтересованы в сотрудничестве и отличные командные игроки. Они нацелены разработать качественные профессиональные стандарты в разумные сроки.
Среди участников тренинга были представители таких организаций, как ООО «Нефтезаводмонтаж», ОАО «Гомельский домостроительный комбинат», ОАО «Амкодор», Минский завод колесных тягачей, СЗАО «БЕЛДЖИ», ОАО «МТЗ», УО РИПО, НИИ труда.
Справка «ЭГ». В каждом профессиональном стандарте на основе функционального анализа будут раскрываться содержание и специфика определенного вида трудовой деятельности, в то время как в квалификационных (тарифно-квалификационных) характеристиках устанавливаются основные, наиболее характерные для конкретных должностей служащих (профессий рабочих) трудовые функции и требования к знаниям и умениям для их выполнения.
Профстандарты будут применять наниматели – при найме работников и регламентации их трудовой деятельности, разработке должностных (рабочих) инструкций, организации дальнейшего профессионального развития работников; работники, абитуриенты – при выборе квалификаций, определении путей и способов их достижения, планировании направлений обучения и профессиональной подготовки, определении перспектив трудоустройства и карьерного роста; система образования – при определении квалификаций, по которым необходима подготовка кадров; при разработке образовательных стандартов, оценивании уровня знаний, умений и навыков.
Профессиональные стандарты также будут применяться при независимой оценке и сертификации квалификаций – для оценки знаний, умений и навыков работника, сформированных в результате неформального обучения.