Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Кадры
04.06.2019 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №40 (2241) от 04.06.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Профессиональные стандарты вместо ЕТКС и ЕКСД

Йове Янкуловский

Две недели в Минске проходили тренинги-практикумы по подготовке профессиональных стандартов для их разработчиков из разных сфер. Руководил обучающим процессом международный эксперт Йове Янкуловский (Македония), который поделился с «ЭГ» впечатлениями о работе в Беларуси.

Напомним, стратегия совершенствования Национальной системы квалификаций Республики Беларусь (НСК) утверждена постановлением Совмина от 24.10.2018 № 764.

Существующая система квалификаций признана устаревшей. Сегодня она имеет 5 ключевых элементов. Минтруда и соцзащиты утверждены и актуализируются ОКРБ 014-2017 «Занятия», Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей служащих (ЕКСД). Министерство образования приняло и вносит изменения в ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» и Образовательные стан­дарты.

Система меняется в сторону со­здания возможности для получения работниками компетенций, ориентированных на потребности со­временного рынка труда, условий для оценки квалификации, полученной не только в рамках системы образования, но и неформального обучения. Для этого в НСК будут внедрены новые элементы. Один из них – профессиональный стандарт.

На начальном этапе квалификационные справочники и профстандарты будут действовать одновременно. Наниматели самостоятельно будут решать, что им применять, – квалификационные характеристики или профстандарты. Первые профстандарты уже готовы и ждут утверждения.

– Господин Янкуловский, рас­скажите, пожалуйста, о своих профессиональных интересах.

– В Минске я третий раз в качестве эксперта по секторальным советам квалификаций и разработке профессиональных стандартов проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», реализуемого при финансовой поддерж­ке Европейского союза. У меня более 18 лет практики по таким обучающим программам. Работаю с министерствами, правительственными уч­реж­дениями, различными организациями, включая некоммерческие, объединениями, будущими тренерами и др. Имею магистерскую степень в сфере образования, а также докторскую – в технических науках: информационно-коммуникационные технологии в сфере образования.

– В чем цель практикума по раз­работке профессиональных стан­дартов?

– Отработать методологию разработки стандартов посредством практического применения ее во время тренинга экспертной группы разработчиков, в компетенции которых входит руководство и мониторинг составления таких документов.

По итогам тренинга участники будут понимать структурные элементы профессионального стандарта; за­просы, которые должны быть учтены при разработке специфических элементов; полный процесс разработки стандарта, включая все его элементы и необходимые действия. Научатся писать конкретную/специфическую формулировку по требованиям к квалификациям, разрабатывать элементы профессионального стандарта согласно методологии. Они смогут руководить / содействовать / координировать работу технической груп­пы, которая будет разрабатывать элементы профессионального стан­дарта, содействовать / обеспечивать проведение работы / дискуссий тех­нической груп­пы, что приведет к хорошему качеству элементов профессионального стандарта. Обучение позволит раз­работчикам руководить обсуждениями и достигать согласия по различным элементам профессионального стандарта.

– Какова ключевая цель профессионального стандарта?

– Прежде всего, это мостик меж­ду системой рынка труда и системой образования. Они четко прописывают требования рынка труда, чтобы система образования могла выпускать специалистов, которые готовы к работе, т.е. обеспечивать предприятия качественной рабочей силой.

Также профессиональные стан­дарты могут быть использованы как основополагающий документ при подготовке образовательных стан­дар­тов и образовательных программ.

Профессиональные стандарты могут обозначить направление для будущих запросов или потребностей или для разработки специальности.

На каком этапе находится Беларусь в области разработки проф­стандартов? Далеко ли до внедрения их в практику?

– НИИ труда подготовил Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.07.2017 № 37. Несколько профессиональных стандартов уже созданы согласно этим методологическим рекомендациям.

Сейчас в рамках проекта «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» данная методология детализируется, чтобы ускорить процесс разработки.

Тренинг проводится с целью обучить будущих разработчиков и пилотировать обновленную методологию. Результаты, которые будут получены во время апробации методологии для разработки профессиональных стан­дартов, будут обсуждаться с ответственными учреждениями, и рекомендации будут учтены в методологии.

– Опыт каких стран мы можем использовать и, возможно, используем?

– Подход, который используется в Беларуси для разработки профессиональных стандартов, является функ­циональным анализом. Многие страны используют его при рассмотрении профессии, для которой составляется профессиональный стан­дарт.

Чтобы максимизировать обучение, мы используем не только опыт стран со схожим подходом, но и другие передовые практики. Примером может быть образовательный визит пред­ставителей сектора машиностроения и других организаций Беларуси в Словению в апреле 2019 г., организованный в рамках проекта. Это позволило изучить опыт работы сек­торальных советов квалификаций и подготовки профессиональных стан­дартов, узнать об особенностях, достижениях и трудностях.

– Какие у вас впечатления от обучения?

– Позитивные и многообещающие. Участники, будущие разработчики профессиональных стандартов, очень мотивированы, открыты процессу обучения, заинтересованы в сотрудничестве и отличные командные игроки. Они нацелены разработать качественные профессиональные стандарты в разумные сроки.

Среди участников тренинга были представители таких организаций, как ООО «Нефтезаводмонтаж», ОАО «Гомельский домостроительный ком­бинат»,  ОАО «Амкодор», Мин­ский завод колесных тягачей, СЗАО «БЕЛДЖИ», ОАО «МТЗ», УО РИПО, НИИ труда.

Справка «ЭГ». В каждом профессиональном стан­дарте на основе функционального анализа будут раскрываться содержание и специфика определенного вида трудовой деятельности, в то время как в квалификационных (тарифно-квалификационных) характеристиках устанавливаются основные, наиболее характерные для конкретных долж­ностей служащих (профессий рабочих) трудовые функции и требования к знаниям и умениям для их выполнения.

Профстандарты будут применять наниматели – при найме работников и регламентации их трудовой деятельности, разработке должностных (рабочих) инструкций, организации дальнейшего профессионального развития работников; работники, абитуриенты – при выборе квалификаций, определении путей и способов их достижения, планировании на­правлений обучения и профессиональной подготовки, определении перспектив трудоустройства и карьерного роста; система образования – при определении квалификаций, по которым необходима подготовка кадров; при разработке образовательных стандартов, оценивании уровня знаний, умений и навыков.

Профессиональные стандарты также будут применяться при независимой оценке и сертификации квалификаций – для оценки знаний, умений и навыков работника, сформированных в результате неформального обучения.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений