Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Предприниматели возражают: — проект изменений в НК предложено скорректировать

Фото: Мария Хрусталева / neg.by

Совет по развитию предпринимательства (при правительстве) рассмотрел проект изменений в Налоговый кодекс и направил в Минфин ряд предложений. Приводим основные возражения представителей бизнеса и их аргументы.

Проектом НК предусматривается установление с 2022 г. повышающего коэффициента 3 к земельному налогу в отношении участков, на которых имеются объекты незавершенного строительства. Планируется, что он будет применяться с момента истечения трехлетнего периода строительства объекта и до момента государственной регистрации (принятия в эксплуатацию) последнего из возводимых объектов.

Из буквального толкования данной нормы следует, что повышающий коэффициент применяется вне зависимости от типа возводимого объекта, проектных сроков его строительства, которые зачастую могут превышать 3 года, а также продлеваться в связи с консервацией строительства.

Неясно, почему выбран именно 3-летний период, а не сроки, преду­смотренные проектной документаций. Данная норма с представителями бизнес-сообщества не обсуждалась, отмечают в совете.

«Считаем, что предлагаемый в проекте трехлетний срок никак не учитывает особенности строительства объектов, влияющие на сроки их возведения, создавая за счет фис­кального давления стимул как для проектных организаций, так и для застройщиков проектировать строительство объектов, которые реально ввести в эксплуатацию за три года, – говорится в письме. – Это будет являться сдерживающим фактором для строительства технологически сложных объектов и окажет сдерживающее влияние на развитие строительной отрасли в целом».

Что касается нововведения о наделении местных Советов депутатов правом увеличивать не более чем на 2 процентных пункта ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков, то в совете считают, что, учитывая дефицитное состояние местных бюджетов, большинство местных органов власти воспользуются предоставленной возможностью.

Но в условиях продолжающейся пандемии коронавируса, высоких инфляционных и девальвационных ожиданий, санкций финансовое состояние многих субъектов хозяйствования является «крайне неустойчивым». Учитывая ограниченные возможности долгового финансирования, единственным источником средств остаются внутренние резервы предприятий, т.е. чистая прибыль. С этой точки зрения увеличение ставки налога на прибыль напрямую влияет на возможность бизнеса обновлять основные производственные фонды, увеличивать оборотные средства, формировать дополнительные резервы.

Подчеркивается, что повышение ставки налога на прибыль может затронуть не только прибыльные, но и убыточные компании, поскольку налоговый учет имеет ряд особенностей по сравнению бухгалтерским и не все расходы, фактически понесенные налогоплательщиком, могут быть включены в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

«Предлагаем исключить из проекта Закона данную норму и вернуться к указанному вопросу в 2022 г. при подготовке проекта, предусматривающего комплексную реформу порядка взимания налога на прибыль», – отмечают в консультативном органе.

 

О налоговой реконструкции

Часть предложений касается и резонансной ст. 33 НК о корректировке налоговой базы. По мнению членов совета, основными проблемными вопросами использования этой статьи являются:

– ретроспективное применение, т.е. распространение ее действия на правоотношения, возникшие еще до вступления нормы в силу (в связи с этим предлагается введение моратория на применения положений абз. 3 п. 4 ст. 33 НК к периодам до 01.01.2019 );

– методологические аспекты доначисления налогов, исключающие возможность при расчете размера недоплаты учитывать суммы налогов, ранее уплаченных субъектами хозяйствования самостоятельно, что приводит к двойному налогообложению (предлагается дополнить ст. 33 положениями, прямо указывающими на возможность учета налогоплательщиком уплаченных налогов и понесенных затрат при налоговой реконструкции).

 

О налоговых консультантах и аудиторах

Критикуется и запланированное сокращение использования УСН с сохранением права на ее применение только для отдельных видов услуг, оказываемых индивидуальными предпринимателями (туристическая деятельность, сфера здравоохранения, деятельность сухопутного транспорта, общественное питание, техобслуживание и ремонту автомобилей).

«В данном перечне не предусмотрены такие профессиональные услуги, как деятельность по налоговому консультированию, аудиторская деятельность, юридические услуги, – подчеркивается в письме. – В то же время эти профессиональные услуги характеризуются почти полным отсутствием фактических затрат, связанных с их оказанием, поскольку они представляют собой по сути интеллектуальную деятельность».

В качестве альтернативы сохранения УСН предложено рассмотреть предоставление налогового вычета в размере 40% суммы полученного дохода для ИП, занятых в перечисленных сферах. Аналогичный вычет предусмотрен в настоящее время cт. 212 НК для физлиц, занимающихся творческой и интеллектуальной деятельностью.

***

На сайте Минфина 11 ноября опубликованы новая версия поправок в НК (по состоянию на 10 ноября) и справочная информация об основных изменениях, вносимых в НК.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений