$

2.1159 руб.

2.3409 руб.

Р (100)

3.3194 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Строительство

Продажи строительной техники пошли в рост

27.11.2018

Рост белорусского рынка строительной техники в 2018 г., по прогнозам, составит примерно 8% новых машин. Такие ожидания связаны с оживлением в экономике, в т.ч. в стройкомплексе. Однако под влиянием кризиса на этом рынке произошли значительные изменения.

В лучшие годы проблем с приобретением новой спецтехники не возникало. Госпредприятия получали финансирование из бюджета, у частных фирм деньги также были, а лизинговые компании и банки помогали за небольшие проценты осуществлять закупки новых моделей. В итоге многие предприятия покупали спецтехнику не поштучно, а десятками – из расчета под весь объем работ.

В условиях мирового финансового кризиса ситуация изменилась – с падением объемов строительных работ сократились и закупки.

Уменьшение числа заказов, рост дебиторской задолженности весьма негативно сказались на финансовом состоянии стройорганизаций Беларуси. Еще несколько лет назад у многих из них простаивало до 60% спецтехники, а у дилеров продажи составляли считанные единицы новых машин.

Предприятия начали отдавать пред­почтение более доступным моделям техники отечественного или китайского производства. Причем некоторые и вовсе готовы приобретать лишь подержанные машины.

Отчасти ситуацию спасает огромный парк ранее закупленных машин и оборудования, где преобладает техника от ведущих мировых брендов, ее ресурс пока не выработан. Отметим, что почти половина строительных компаний пытается сэкономить на сервисном обслуживании, проводит работы своими силами, не соблюдая регламента или устанавливая на машины и оборудование неоригинальные запчасти.

СНИЖЕНИЕ объемов продаж заставило поставщиков перестроить свою работу. Крупнейшие игроки на рынке поняли, что ставка на один, пусть и лучший мировой бренд, в новых условиях себя не оправдывает. Оставшиеся на рынке немногочисленные компании-дилеры начали расширять ассортимент, добавив к гамме поставляемой европейской спецтехники более дешевые варианты машин, произведенные в Китае, или увеличив спектр навесного оборудования, а некоторые и вовсе предлагают принципиально другие виды техники.

Например, ИООО «Цеппелин Вайсрусланд» – давний поставщик техники Caterpillar в нашу страну, предлагает белорусским заказчикам наряду с техникой премиум-класса и технику более низкого ценового сегмента.

Изготавливаемая в Китае на производственных мощностях, входящих в состав Caterpillar, спецтехника SEM отличается превосходным качеством, надежностью конструкции и выгодной сбалансированной ценой. Китайские машины подходят для решения самых сложных задач при выполнении землеройных, погрузочно-разгрузочных работ, транспортировке материалов и заготовках леса. Они могут эксплуатироваться в диапазоне температур от -40 до +50°C.

Теперь у покупателя появился выбор между оригинальными фрон­тальными погрузчиками, автогрейдерами, дорожными катками и бульдозерами Caterpillar или их китайскими аналогами SEM.

Белорусский дилер строительной техники VOLVO – ООО «СпецЕвроТех», кроме включения в ассортимент доступной к заказу техники машин китайского бренда SDLG (совместное предприятие с VOLVO), стали поставлять навесное, а также дробильно-сортировочное оборудование. В гамме навески – огромное разнообразие агрегатов, от простых гидромолотов и гидроножниц для разрушений и рециклинга от французской марки ARDEN EQUIPMENT до уникального навесного оборудования шведского бренда ENGCON, позволяющего из любого экскаватора сделать экскаватор с возможностью поворота и наклона ковша.

Комплексный подход к запросам стройорганизаций позволяет пред­ложить покупателю не только поставку спецтехники, но и готовое решение.

Например, предприятиям, занимающимся сносом зданий, компания может предложить экскаватор, к нему гидроножницы для разрушения и дополнить комплект мобильной дробильно-сортировочной ус­тановкой на колесном ходу швед­ского концерна SANDVIK.

Полностью отказалось от продаж землеройной техники и перешло на работу со специальным оборудованием для перевалки грузов ООО «Мари». Фирма, заключив дилерское соглашение с компаниями SENNEBOGEN и DOPPSTADT, теперь продает перегружатели и оборудование для измельчения, сортировки древесных и бытовых отходов, древесины, металлолома.

Учитывая, что компания много лет представляет в нашей стране грузовые автомобили IVECO, у заказчиков есть отличная возможность произвести закупку целого парка необходимой техники, а значит, и обеспечить все машины качественным сервисом в одном месте.

Так, предприятия, работающие с перегрузкой, например, бревен, могут приобрести колесный перегружатель и к нему тягач с прицепом для перевозки, а для утилизации остатков древесины одно­временно или немного позже по времени докупить дробильно-сортировочное оборудование.

Выездные сервисно-ремонтные бригады окажут своевременную помощь или проведут плановое сервисное обслуживание независимо от удаленности объектов с работающей техникой.

Несмотря на некоторое снижение в последние годы продаж белорусский холдинг «Амкодор» за счет включения в свой состав новых предприятий увеличил долю присутствия на отечественном рынке поставщиков спец­техники до 70% по итогам 2017 г.

Покупка контрольного пакета акций ОАО «Кохановский экскаваторный завод» позволила дополнить линейку выпускаемой продукции. Завод из Коханово ОАО «Амкодор-КЭЗ» предлагает колесные и гусеничные экскаваторы, а также экскаватор для прокладывания дренажных систем.

То есть гамма продукции под маркой «Амкодор» стала максимально полной, закрывая своими моделями техники потребности белорусских предприятий дорожно-строительного, агропромышленного и лесного комплекса, а также компаний, работающих в ЖКХ, логистике и энергетике.

ОСТАНОВИМСЯ на рынке аре­н­ды спецтехники. Здесь все большую популярность набирает временный ввоз машин для стройки и оборудования из других стран. В основном этим занимаются круп­ные иностранные компании, завозя необходимую технику под обеспечение конкретного строительного объекта и возвращая ее по завершении работ.

Растет и парк арендной техники внутри страны. Увеличившийся спрос отчасти обеспечивают китайские компании, реализующие сов­местные проекты на территории Беларуси.

Какого-то явного предпочтения к технике в сегменте аренды нет. В зависимости от финансовых воз­можностей заказчиков спросом поль­зуется как импортная, так и отечественная техника.

Стоит отметить, что по некоторым видам техники, таким, как экскаваторы или бульдозеры, чув­ствуется заметный спад потребности, вызванный уменьшением количества крупных строек. В то же время, например, по телескопическим погрузчикам или строительным вышкам и подъемникам спрос стабилен и обеспечен со стороны предприятий торговли и логистики, предпочитающих пользоваться арендным оборудованием вместо собственного парка техники.

Таким образом, на рынке спецтехники остались только крупные игроки, те, кто смог приспособиться к работе в условиях мирового финансового кризиса.

Более мелкие вынуждены были уйти. Но в этом есть и свои плюсы: за их счет оставшиеся поставщики заметно усилили свои позиции, а значит, и конечный пользователь остался в выигрыше, получив возможность выбора спецтехники «по карману», с надежным сервисом и от проверенных временем продавцов.

НА РЫНКЕ наметилась тенденция роста поставок спецтехники. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. он составил впечатляющие 145%. В разрезе стран-поставщиков в 2017 г. спецтехника больше поставлялась из стран СНГ, что отчасти вызвано введением в РФ утилизационного сбора. Из-за него многие российские производители начали осваивать другие рынки сбыта.

Если смотреть на динамику импорта основных видов стройтехники, то видно, что бульдозеров ввезено в Беларусь совсем немного – у нас есть собственное производство аналогичной техники (в основном сборка из российских или китайских машинокомплектов). Аналогичная ситуация и по грейдерам, кроме того, на количество проданной техники повлияло сокращение больших проектов по реконструкции автодорог.

Что касается погрузчиков, то сказалась их универсальность – поэтому спрос на них практически не изменился и остается постоянным. Несмотря на продажи отечественной техники, в Беларусь ежегодно завозится порядка 50 новых машин. Количество импортируемых дорожных катков также держится на одном уровне (примерно 40 машин в год) – обычно это техника европейского производства с более высокими техническими параметрами, нежели их белорусские или российские аналоги. Такие машины строители приобретают под слож­ные проекты, например, при сооружении мостов, когда требуется высокоточная укладка покрытия с минимальной вибрацией на нижние слои.

Впечатляющий рост импорта экскаваторов вызван смещением предпочтений белорусских заказчиков в сторону техники с меньшими техническими параметрами, например мини-экскаваторов.

Исходя из количества закупленной техники в 2017 г., рост белорусского рынка спецтехники на этот год, как уже отмечалось, большинством экспертов прогнозируется на уровне 8% новых машин.

Автор публикации: Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ