Проблемы торговли на маркетплейсах

Белорусские компании активно осваивают пространство электронной торговли, но не все готовы к регуляторным трудностям. Об этом шла речь 13 марта на семинаре «Электронная торговля – инструмент продвижения белорусских товаров», организованном в Минске Белорусской торгово-промышленной палатой в партнерстве с Wildberries и ОАО «Сбер Банк».
С точки зрения оператора ЭТП, которую озвучил директор Wildberries по развитию отношений с госорганами в Беларуси Евгений Васильев, большинство сложностей для продавцов и организаторов электронной торговли связано с ее трансграничным характером и необходимостью выполнять одновременно не всегда идентичные требования законодательства страны продавца и страны покупателя.
Защита прав потребителей
Одна из проблем, затронутых участниками семинара, – выдача гарантийных документов покупателям. По законодательству Беларуси проверка товара и оформление гарантии на определенные виды товаров происходят в присутствии потребителей, что проблематично реализовать через модель маркетплейса. Нюансы, связанные с деятельностью оператора ЭТП и пункта выдачи заказов, еще только планируется внести в закон «О защите прав потребителей».
Взимание НДС
С 2024 г. страны ЕАЭС перешли на взимание НДС с услуг в электронной форме по месту деятельности покупателя. На продавца это возлагает обязанность встать на налоговый учет в стране покупателя, со всеми сопутствующими процедурами и транзакциями.
Ценовое регулирование
В случаях, когда в стране действует госрегулирование цен на определенные товары (как в Беларуси), продавец не может выставить единую цену на товар на маркетплейсе, не убедившись предварительно, что она соответствует разрешенному ценовому порогу в стране потенциального покупателя. Ответственность за реализацию товара по цене выше разрешенной в такой стране будет нести продавец.
Маркировка и прослеживаемость
В странах ЕАЭС оборот отдельных товаров возможен только с применением маркировки или признаков прослеживаемости. Списки товаров и средства идентификации при этом могут различаться между странами. Например, в Беларуси с 01.10.2025 станет обязательным наличие по 36 товарным позициям идентификатора GTIN (который, по оценке Е. Васильева, сегодня имеют не более 1% продавцов на Wildberries). В качестве альтернативы оператор предлагает использовать для прослеживаемости свой QR-код, но это предложение вряд ли реализуемо, поскольку в Беларуси именно на использовании GTIN собираются построить работу республиканской информационной системы «Анализ цен».
Кроме регуляторных, есть ряд организационных нюансов по продвижению белорусских товаров на маркетплейсах.
Функционал кабинета продавца
Wildberries только планирует уравнять его в ближайшее время для резидентов России и Беларуси. Это даст возможность белорусским продавцам получить больше выгод от использования системы коэффициентов на площадке.
Недостаточность инфраструктуры
Недостаточность логистических мощностей операторов маркетплейсов в Беларуси приводит, в частности, к невозможности работать с крупногабаритным товаром (например, с мебелью). Вернее, работать с ним можно только в формате «Витрина», когда на площадке продавец и покупатель могут найти друг друга, но дальше все вопросы решают напрямую между собой.
Подтверждение оригинальности товара
Часть этой темы скоро будет решена на Wildberries: «синяя галочка» – признак оригинальности товара – сможет (вероятно, с апреля) появиться и на товарах из Беларуси – после налаживания взаимодействия с базой сертификатов Госстандарта.
Еще один признак верификации – плашка «Сделано в Беларуси» – требует большей активности со стороны самих белорусских компаний. Как пояснил в ходе семинара зампредседателя БелТПП Денис Мелешкин, палатой созданы весьма лояльные условия подтверждения такой пометки – от применения любого из сертификатов, ранее выданных БелТПП, до оформления заключения о соответствии требованиям к производителям. Стимулом является предоставление преференций подобным товарам со стороны оператора площадки.