Проблемы и рекомендации расчета рентабельности по доходному и расходному подходам

Рентабельность – это показатель, характеризующий успешность функционирования организации и рассчитываемый как отношение полученного организацией финансового результата с теми факторами, которые способствовали его получению. К данным факторам относят активы, собственный капитал, выручку, себестоимость реализованной продукции и т.д. Необходимость исчисления показателей рентабельности обусловлена тем, что величина полученного за отчетный период финансового результата информационно ограничена, т.к. не позволяет руководству и собственникам субъекта хозяйствования сделать вывод о его эффективной работе. Однако важно не только своевременно рассчитывать показатели рентабельности, но и при их расчете использовать корректные методики.
На данный момент в экономической литературе сложились три подхода к расчету показателей рентабельности:
1) расходный (отношение прибыли к понесенным расходам);
2) доходный (отношение прибыли к заработанным доходам);
3) ресурсный (отношение прибыли к соответствующим активам).
В рамках данной статьи исследуем методики расчета рентабельности по двум первым подходам. Согласно расходному показатели рентабельности демонстрируют, насколько эффективно организация использовала ресурсы при производстве продукции, работ, услуг, а также при осуществлении иных видов деятельности. А показатели рентабельности, рассчитанные по доходному подходу, позволяют определить эффективность заработанных организацией доходов при осуществлении как отдельных видов деятельности, так и финансово-хозяйственной деятельности в целом.
На государственном уровне согласно постановлению № 11 определены два классических показателя рентабельности, которых следует достичь организациям в 2019 г.: рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг (далее – рентабельность реализованной продукции) и рентабельность продаж. Каждый из них относится к расходному и доходному подходам расчета соответственно. Однако в данном постановлении не уточняется, каким образом следует рассчитать запланированные показатели рентабельности.
Далее рассмотрим, какие методики расчета показателей рентабельности по расходному и доходному подходам предлагается рассчитывать в статистических сборниках и нормативных правовых актах РБ.
В ч. 3 п. 15 Инструкции № 140/2602 отмечено, что для «оценки результатов деятельности субъекта хозяйствования рассчитываются показатели рентабельности». Однако в самой инструкции отсутствуют состав и методики исчисления показателей рентабельности.
Согласно методологическим пояснениям Белстата рассчитываются следующие показатели рентабельности:
– рентабельность реализованной продукции;
– рентабельность продаж.
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг
Показатель рентабельности реализованной продукции, работ, услуг рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг к себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг. Фактически этот показатель демонстрирует, сколько прибыли принесли организации расходы, связанные с процессом производства и продажи продукции, товаров, работ, услуг.
Очень важно отличать показатель «себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг», формируемый и представленный в Отчете о прибылях и убытках, от показателя «себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг», формируемый и представленный в форме № 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах». Первый показатель состоит из материальных, трудовых, прочих прямых затрат, переменных распределяемых общепроизводственных затрат и условно-постоянной части общепроизводственных затрат (в случае их включения согласно учетной политике в себестоимость производимой продукции). Второй показатель помимо вышеперечисленных затрат включает в себя управленческие расходы и расходы от реализации, которые в Отчете о прибылях и убытках отражаются по соответствующим отдельным статьям: «Управленческие расходы» и «Расходы на реализацию». При исчислении рентабельности реализованной продукции в расчет принимается второй показатель себестоимости реализованной продукции, который представлен в статистической форме отчетности 12-ф (прибыль).
Рентабельность продаж
Следующим показателем эффективности функционирования коммерческой организации, отражаемым в статистических сборниках, является показатель рентабельности продаж. Данный показатель рентабельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг к выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг.
В данном случае необходимо отдельное внимание уделить показателю выручки. Согласно действующему Типовому плану счетов выручка формируется по К-ту субсч. 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг». Однако в Отчете о прибылях и убытках по стр. «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» отражается выручка без косвенных налогов (в настоящее время косвенными налогами являются НДС и акцизы). В итоге в бухучете в отношении выручки наблюдается омонимичность: на уровне синтетических счетов выручка отражается с косвенными налогами, а на уровне бухгалтерской отчетности – без них. При этом, согласно указаниям по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль), по стр. «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» отражается выручка, сформированная по К-ту субсч. 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг», т.е. выручка с косвенными налогами. В дальнейшем именно выручка, отраженная в статистической отчетности 12-ф (прибыль), применяется при расчете показателя «рентабельность продаж». Такой алгоритм расчета рентабельности продаж приводит к несопоставимости данного показателя эффективности при исследовании отдельных регионов, видов экономической деятельности, отраслей и т.д. Ведь если организация производит безакцизную продукцию, рентабельность продаж будет выше не из-за более эффективного использования ресурсов при производстве и реализации продукции, а потому что в исследуемом периоде ее продукция по действующему законодательству не подпадает под налогообложение акцизами. Аналогичный пример можно привести в отношении организаций, реализующих свою продукцию на экспорт (у них процентная ставка НДС составляет 0%), или производящих и реализующих продукцию животноводства, растениеводства или для детей (ставка НДС – 10%). По статистике рентабельность продаж таких организаций будет выглядеть искусственно лучше. На взгляд автора, для принятия достоверных решений на макроуровне и для объективной оценки развития регионов, осуществления видов экономической деятельности необходимо при расчете рентабельности продаж использовать выручку без косвенных налогов. Ведь именно этот показатель демонстрирует тот доход, который остается в распоряжении организации.
Непосредственно показатель рентабельности продаж имеет важное экономическое содержание. Он демонстрируют, какова доля прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг в выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг.
Показатель рентабельности реализованной продукции рассчитывается как один из показателей по оценке эффективности бизнес-проектов согласно п. 46 постановления № 1583. В данном нормативном документе его предлагается исчислять как отношение чистой прибыли к затратам на производство. Однако на формирование чистой прибыли оказывают влияние не только затраты на производство. При этом в постановлении № 158 отмечено, что только в случае реализации всей произведенной продукции показатель «затраты на производство» приравнивается к себестоимости реализованной продукции, однако такая ситуация в промышленных организациях случается не всегда. Отмеченные методические недостатки в расчете показателя рентабельности реализованной продукции, работ, услуг согласно постановлению № 158 лишают его экономического смысла, и применять его при оценке эффективности бизнес-проектов нецелесообразно.
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг рекомендуется рассчитывать в качестве одного из основных показателей развития коммерческой организации согласно постановлению № 1864. Однако методика его расчета в обеих рекомендациях не раскрыта.
В свою очередь рентабельность продаж, согласно постановлению № 158, рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации. Данный расчет рентабельности продаж, по мнению автора, некорректный, так как на значение чистой прибыли оказывают влияние и другие виды доходов организации, а не только выручка.
Следует отметить, что в экономической литературе предлагается использовать для расчета рентабельности продаж в числителе такие показатели прибыли, как прибыль до налогообложения, или чистая прибыль. На взгляд автора, такой подход нецелесообразен, так как на формирование прибыли до налогообложения и чистой прибыли оказали влияние не только доходы от основного вида деятельности, т.е. выручка от реализации продукции. Поэтому говорить о доле прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, в выручке от реализации продукции не представляется возможным.
Так же, как и показатель рентабельности реализованной продукции, постановлением № 186 предписано рассчитывать рентабельность продаж в качестве одного из основных показателей развития коммерческой организации. Однако методика расчета и этого показателя рентабельности в обеих рекомендациях не раскрыта.
В Общей части НК5 в п. 8 ст. 91 для определения налоговыми органами рыночных цен предлагаются следующие показатели рентабельности по расходному и доходному подходам:
1) валовая рентабельность, определяемая как отношение валовой прибыли к выручке от реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов);
2) валовая рентабельность затрат, определяемая как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованной продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав;
3) рентабельность реализации, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав к выручке от реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов);
4) рентабельность затрат, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав к себестоимости реализованной продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, управленческих расходов и расходов на реализацию;
5) рентабельность управленческих расходов и расходов на реализацию, определяемая как отношение валовой прибыли к управленческим расходам и расходам на реализацию. Данный показатель рентабельности за рамками применения НК использовать не рекомендуем. Ведь валовая прибыль не обусловлена результатом понесенных организацией управленческих расходов и расходов на реализацию. Такой показатель является коэффициентом покрытия управленческих расходов и расходов на реализацию, но никак не показателем рентабельности.
В целом, следует отметить, что количество показателей рентабельности по расходному и доходному подходам в нормативных правовых актах ограничено, по сути, двумя (рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж), при расчете которых существуют проблемы. При этом не уделяется внимания иным видам доходов и расходов, которые обусловливают получение соответствующих финансовых результатов, а не только прибыли от реализации продукции.
На взгляд автора, показатели рентабельности по доходам и расходам должны рассчитываться на основе соблюдения одного из основных принципов бухгалтерского учета – соответствия доходов и расходов. Для этого следует обратиться к методике формирования конкретных финансовых результатов в Отчете о прибылях и убытках, чтобы при расчете показателей рентабельности в числителе и знаменателе фигурировали сопоставимые по своему экономическому содержанию показатели. В табл. 1 приведен перечень финансовых результатов, представленных в Отчете о прибылях и убытках, а также доходы и расходы, обусловившие их формирование. Следует прокомментировать наличие в табл. 1 таких показателей, как «Положительная (отрицательная) разница отложенных налоговых активов (обязательств)», «Положительный (отрицательный) результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток)», «Положительный (отрицательный) результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток)».
Таблица 1
Соответствие финансовых результатов обусловившим их получение доходам и расходам
Показатель финансовых результатов |
Показатель доходов |
Показатель расходов |
1) Валовая прибыль |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг |
2) Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг; управленческие расходы; расходы на реализацию |
3) Прибыль (убыток) от текущей деятельности |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг; прочие доходы от текущей деятельности |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг; управленческие расходы; расходы на реализацию; прочие расходы по текущей деятельности |
4) Прибыль (убыток) от инвестиционной и финансовой деятельности |
Доходы по инвестиционной деятельности; доходы по финансовой деятельности |
Расходы по инвестиционной деятельности; расходы по финансовой деятельности |
5) Прибыль (убыток) до налогообложения |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг; прочие доходы от текущей деятельности; доходы по инвестиционной деятельности; доходы по финансовой деятельности |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг; управленческие расходы;расходы на реализацию; прочие расходы по текущей деятельности; расходы по инвестиционной деятельности; расходы по финансовой деятельности |
6) Чистая прибыль (убыток) |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг; прочие доходы от текущей деятельности; доходы по инвестиционной деятельности; доходы по финансовой деятельности; положительная разница изменений отложенных налоговых активов; положительная разница изменений отложенных налоговых обязательств |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг; управленческие расходы; расходы на реализацию; прочие расходы по текущей деятельности; расходы по инвестиционной деятельности; расходы по финансовой деятельности;отрицательная разница изменений отложенных налоговых активов; отрицательная разница изменений отложенных налоговых обязательств; налог на прибыль; прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода); прочие платежи, исчисляемые из прибыли (дохода) |
7) Совокупная прибыль (убыток) |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг; прочие доходы от текущей деятельности; доходы по инвестиционной деятельности; доходы по финансовой деятельности; положительная разница изменений отложенных налоговых активов; положительная разница изменений отложенных налоговых обязательств; положительный результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток); положительный результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток). |
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг; управленческие расходы; расходы на реализацию; прочие расходы по текущей деятельности; расходы по инвестиционной деятельности; расходы по финансовой деятельности; отрицательная разница изменений отложенных налоговых активов; отрицательная разница изменений отложенных налоговых обязательств; налог на прибыль; прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода); прочие платежи, исчисляемые из прибыли (дохода); отрицательный результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток); отрицательный результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток). |
В настоящее время в Отчете о прибылях и убытках отражается сальдированная величина изменений отложенных налоговых активов, обязательств, а также результатов от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток), и от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток), что, безусловно, снижает аналитические возможности данной формы бухгалтерской отчетности. В итоге на увеличение чистой прибыли оказывает влияние только положительная разница отложенных налоговых активов и обязательств. И, наоборот, при отрицательной разнице чистая прибыль будет уменьшаться. В связи с этим ее наличие формально можно приравнять к доходу или расходу. Подобная ситуация наблюдается с расчетом совокупной прибыли (убытка) при наличии положительного (отрицательного) результата от переоценки долгосрочных активов, не включаемых в чистую прибыль (убыток), и от прочих операций, не включаемых в чистую прибыль (убыток). Учитывая приведенные в таблице 1 соответствия финансовых результатов конкретным доходам и расходам, построим методики расчета рентабельности по доходам и расходам (табл. 2).
Таблица 2
Методика расчета показателей рентабельности по данным Отчета о прибылях и убытках
Показатель рентабельности
|
Методика расчета
|
|
расчет по доходам |
расчет по расходам |
|
А |
1 |
2 |
1) Рентабельность производственной деятельности |
Валовая прибыль / Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
Валовая прибыль / Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг |
2) Рентабельность основной деятельности |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг / Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг / (Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг + Управленческие расходы + Расходы на реализацию) |
3) Рентабельность текущей деятельности |
Прибыль (убыток) от текущей деятельности / (Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг + Прочие доходы от текущей деятельности) |
Прибыль (убыток) от текущей деятельности / (Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг + Управленческие расходы + Расходы на реализацию + Прочие расходы по текущей деятельности) |
4) Рентабельность инвестиционной деятельности |
Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности / Доходы по инвестиционной деятельности |
Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности / Расходы по инвестиционной деятельности |
5) Рентабельность финансовой деятельности |
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности / Доходы по финансовой деятельности |
Прибыль (убыток) финансовой деятельности / Расходы по финансовой деятельности |
6) Рентабельность всей финансово-хозяйственной деятельности по прибыли (убытку) до налогообложения |
Прибыль (убыток) до налогообложения / (Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг + Прочие доходы от текущей деятельности + Доходы по инвестиционной деятельности + Доходы по финансовой деятельности) |
Прибыль (убыток) до налогообложения / (Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг + Управленческие расходы + Расходы на реализацию + Прочие расходы по текущей деятельности + Расходы по инвестиционной деятельности + Расходы по финансовой деятельности) |
7) Рентабельность всей финансово-хозяйственной деятельности по чистой прибыли (убытку) |
Чистая прибыль (убыток) / (Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг + Прочие доходы от текущей деятельности + Доходы по инвестиционной деятельности + Доходы по финансовой деятельности + Положительная разница изменений отложенных налоговых активов + Положительная разница изменений отложенных налоговых обязательств) |
Чистая прибыль (убыток) / (Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг + Управленческие расходы + Расходы на реализацию + Прочие расходы по текущей деятельности + Расходы по инвестиционной деятельности + Расходы по финансовой деятельности + Отрицательная разница изменений отложенных налоговых активов + Отрицательная разница изменений отложенных налоговых обязательств + Налог на прибыль + Прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода) + Прочие платежи, исчисляемые из прибыли (дохода)) |
8) Рентабельность всей финансово-хозяйственной деятельности по совокупной прибыли (убытку). |
Совокупная прибыль (убыток) / (Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг + Прочие доходы от текущей деятельности + Доходы по инвестиционной деятельности + Доходы по финансовой деятельности + Положительная разница изменений отложенных налоговых активов + Положительная разница изменений отложенных налоговых обязательств + Положительный результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) + Положительный результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток)). |
Совокупная прибыль (убыток) / (Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг + Управленческие расходы + Расходы на реализацию + Прочие расходы по текущей деятельности + Расходы по инвестиционной деятельности + Расходы по финансовой деятельности + Отрицательная разница изменений отложенных налоговых активов + Отрицательная разница изменений отложенных налоговых обязательств + Налог на прибыль + Прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода) + Прочие платежи, исчисляемые из прибыли + (дохода) + Отрицательный результат от переоценки долгосрочных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) + Отрицательный результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток)). |
Представленные в табл. 2 методики расчета показателей рентабельности отличаются от предлагаемых в экономической литературе тем, что в них используется те доходы и расходы, которые непосредственно повлияли на формирование соответствующих финансовых результатов. Это позволит объективно и комплексно оценивать эффективность функционирования коммерческой организации, а также на основе произведенных расчетов принимать обоснованные управленческие решения.
Читать «Проблемы и развитие методик расчета показателей рентабельности при ресурсном подходе»
1Постановление Минэкономики от 30.01.2019 № 1 «О расчетных балансовых показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2019 год».
2Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утв. постановлением Минфина и Минэкономики от 27.12.2011 № 140/260.
3Постановление Минэкономики от 31.08.2005 № 158 «Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» (далее – постановление № 158).
4Постановление Минэкономики от 30.10.2006 № 186 «Об утверждении рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год» (далее – постановление № 186).
5Налоговый кодекс.