Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
28.07.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проблемы экспорта товаров в страны ЕАЭС

В практике белорусских предприятий, экспортирующих товары (работы, услуги) в страны Евразийского экономического союза, например в Россию, нередко возникают ситуации, когда покупатели не оплачивают полученные товары, не оформляют заявления о ввозе товаров и не платят в бюджет своего государства «ввозной» НДС. Из-за неисполнения таким контрагентом своих обязательств белорусский по­ставщик подвергается административному штрафу за превышение сроков проведения внешнеторговых операций, несет убытки от незапланированного начисления НДС и отвлечения оборотных средств. Судебные тяжбы с нерезидентом не сулят спокойствия экспортеру: их результаты непредсказуемы. Можно ли снизить эти риски?

Попытки создания товаропроводящих сетей, представительств и организаций непосредственно в странах ЕАЭС влекут дополнительные расходы, пополнение налогами бюджета соседних стран, отвлечение материальных и трудовых ресурсов. При этом возникают труд­ности бюрократического, мест­нического характера, проблемы конкурирования, потребляющие опять-таки белорусские ресурсы.

В ст. 71 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) установлено, что товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются кос­венными налогами – НДС и акцизами.

При этом государства – члены ЕАЭС определяют направления, а также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне Союза, включая дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле (в т.ч. с применением информационных тех­нологий).

Согласно ст. 72 Договора взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Порядок взимания косвенных налогов и механизм конт­роля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг оговаривается в соответствующем Протоколе (приложение № 18 к Договору, далее – Протокол).

Сторонами заключен отдельный международный межведомственный договор в виде Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 г., которым плательщики (импортеры) наделены правом представлять в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде с электронной (элект­ронно-цифровой) подписью.

Порядок применения этих норм разъяснен в письме МНС РБ от 10.12.2015 № 2-1-10/2290 «О работе сервисов по администрированию косвенных налогов в ЕАЭС». Так, при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком страны, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола, включая выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена.

В Беларуси представление выписки банка в налоговый орган не обязательно.

Так, п. 7 ст. 102 НК определено, что при реализации налогоплательщикам государств – членов ЕАЭС для применения нулевой ставки плательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по НДС представляются:

– договор (контракт), на основании которого осуществляется реализация товаров;

– транспортные (товаросо­проводительные) документы, под­тверждающие перемещение товаров с территории РБ на территорию другого государства – члена ЕАЭС;

– заявление о ввозе товаров либо перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Для документального под­тверждения фактического вывоза товаров из Беларуси в страны – члены ЕАЭС в соответствии с п.п. 5 и 7 ст. 102 НК белорусскому экспортеру отведено 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) этих товаров (п. 8 ст. 102 НК).

При отсутствии документов, подтверждающих вывоз товаров, до представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) по НДС за тот отчетный период, в котором истек установленный срок, обороты по реализации товаров экспортера отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС того отчетного периода, в котором истек этот срок (ч. 10 п. 2 ст. 102 НК).

В таком случае НДС исчисляется экспортером за счет внереализационных доходов, уча­ствующих в налогообложении (подп. 3.6. п. 3 ст. 129 НК).

Экспортеру и в случае применения нулевой ставки, и в случае исчисления НДС при непоступлении документов в течение 180 дней следует направить на Портал электронный счет-­фак­туру (ст. 1061 НК и п.п. 31, 32 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), по­лучения, подписания и хранения электронного счета-­фактуры, утв. постановлением МНС от 25.04.2016 № 15).

Напомним, что согласно ст. 11.37 КоАП необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными ак­тами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до 2% от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внеш­неторговой операции.

Как видим, при недобросовестности контрагента – резидента одной из стран ЕАЭС у «толерантного» белорусского экспортера возникают проблемы, влекущие существенные убытки, которые могут довести до банкротства или административного, а то и уголовного преследования.

Предпринимательские союзы и компании уже неоднократно поднимали вопрос о необходимости пересмотра положений Протокола (приложение № 18 к Договору ЕАЭС) и национального законодательства в части ответственности добросовест­ного экспортера – резидента РБ за неисполнение контрагентом-нерезидентом действующего законодательства при экспорте товаров (работ, услуг) в страны ЕАЭС. Примером здесь может служить практика Евросоюза, где при реализации товаров (работ, услуг) для применения нулевой ставки НДС достаточно указания в реквизитах товаросопроводительных документов реквизитов налогоплательщика-покупателя, его учетного номера, подтверждающих местонахождение и налоговый учет фирмы – получателя товаров. Какие-либо дополнительные документы здесь не требуются.

Между тем в ст. 71 Договора ЕАЭС декларируется  гармонизация законодательства стран – ­участниц Союза в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне союза.

Устранение необходимости подтверждения уплаты НДС контрагентом-нерезидентом может значительно усилить экс­портный потенциал белорусского бизнеса, в т.ч. малого.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by