$

2.1159 руб.

2.3409 руб.

Р (100)

3.3194 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Интеграция

Приоритеты расставлены

22.03.2002
Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства, определяющий среди прочего ответственность сторон за равномерное наполнение бюджета, подпишет в ближайшее время председатель Высшего Госсовета Союзного государства А.Лукашенко.

Как стало известно "НЭГ", проект документа включает в себя ряд мер ответственности, которые могут применяться к нарушителям исполнения бюджета: блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа, начисление пени.

Для Беларуси актуально не попадать под перечисленные меры воздействия в текущем году, учитывая претензии к белорусской стороне по поводу формирования союзного бюджета 2001 года. Напомним, что фактически наша страна внесла в него чуть больше 30% от утвержденных обязательств.

Возможно, последующие союзные бюджеты будут составляться иначе, нежели сегодня, когда взнос РБ равняется 1% национального бюджета, а доля РФ -- всего одной тысячной федерального бюджета.

"Пропорции формирования союзного бюджета, когда третью часть вносит Беларусь, а две трети -- Россия, наверное, не оптимальные", -- считает представитель парламентского собрания Виктор Степанов. Его точку зрения разделяют многие чиновники Союзного государства, размышляя над формулой составления бюджета -- 1:3 или 1:4. Возможно, иное соотношение в доходной части бюджета будет мотивировать нашу страну к более дисциплинированному участию в наполнении союзного бюджета.

Сегодня утвержденный бюджет наполнен производственными программами только на 61,5%. Этот факт так прокомментировал ответственный секретарь Парламентского собрания Союза Беларуси и России Владимир Аксенов: "Стала очевидной тенденция сокращения количества программ, предлагаемых к финансированию из союзного бюджета на момент его утверждения. Я в этом вижу ослабление организующего начала со стороны исполнительных органов власти Союзного государства, что вызвано рядом причин, среди которых -- преобразование исполнительного органа Союзного государства и переход на казначейскую систему исполнения бюджета, что потребовало более четкой и тщательной подготовки финансовых документов. Этот процесс осложняется многоступенчатой схемой согласования программ".

Предельный размер бюджетных кредитов, которые могут быть предоставлены в текущем году заемщикам, установлен в размере 975,5 млн. российских рублей. Сроки кредитования не могут превышать двух лет. Стоимость ресурсов достаточно привлекательна -- половина ставки рефинансирования центробанков РФ и РБ на день предоставления кредита. Просрочка возврата долга или уплаты процентов грозит заемщикам начислением пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования центробанков за каждый день неисполнения обязательств.

Бюджетные кредиты будут предоставлены участникам ФПГ "БелРусАвто", предприятиям швейного машиностроения, производствам телеаппаратуры, изготовителям оборудования для получения качественной молочной продукции, под программу "электронная пластиковая карта" и др.

Совокупные расходы союзного бюджета на проекты в промышленности, энергетике, строительстве должны составить 169 млн. российских рублей, в сельском хозяйстве -- 20 млн. руб., в транспорте -- 46 млн. руб. Для финансирования разрабатываемых новых проектов предусмотрены расходы в объеме 588 млн. российских рублей.

Факты нецелевого использования средств союзного бюджета, выявленные совместно Счетной палатой РФ и КГК РБ, побудили чиновников Союзного государства искать механизмы влияния на кредитополучателей средств союзного бюджета. В частности, Совет Министров Союзного государства вправе уменьшить финансирование проекта на сумму, израсходованную получателем не по целевому назначению, а также в случае несвоевременного возврата бюджетных кредитов. Исходя из данных, обнародованных аудиторами, можно предполагать, что "карательные" меры в числе первых могут быть применены к МФПГ "БелРусАвто", которая в рамках программы развития дизелестроения израсходовала "нецелевым образом" значительные суммы кредитов. Как оказалось, всего за 2000 -- первую половину 2001г. "не по адресу" были использованы 180 млн. руб. из союзного бюджета.

Чаще всего это происходило по причине "пробелов в законодательстве" -- отмечали в конце прошлого года проверяющие. Их выводы, очевидно, повлияли на появление такой формулировки в проекте бюджета на 2002г., как "прекратить финансирование заемщика в случае использования бюджетных кредитов не по целевому назначению". Пока печальные прецеденты не созданы. А вот неэффективных программ, которые до сих пор не приносят отдачи, в т.ч. в виде платы за предоставленные кредиты, хватает.

У чиновников Постоянного комитета, организующих исполнение союзного бюджета, нет иллюзий относительно того, что из запланированных к возврату в этом году 669,4 млн. руб. кредитов в союзный бюджет поступит лишь небольшая часть.

В текущем году чиновники союзного государства полностью отказались от термина "предоставление субсидий" в пользу "бюджетного финансирования" по отношению к непроизводственным программам, под которыми следует понимать ассигнование проектов в области военно-технического, правоохранительного сотрудничества. В их пользу расставлены приоритеты в расходной части бюджета. Наибольшее финансирование, в размере 332658 тыс. руб., определено программе развития таможенной инфраструктуры. Обустройство внешней границы Союзного государства потребует в этом году из бюджета 300 млн. руб., поменьше -- 88 млн. и 79 млн. соответственно -- обойдутся расходы, связанные с функционированием региональной группировки войск РФ и РБ и подготовкой белорусских военнослужащих в учебных заведениях Минобороны России.

Финансирование предприятий оборонно-промышленного комплекса предусмотрено в значительной мере в разделе "Промышленность". Почти все содержащиеся в нем программы разработки технологий и изделий содержат пометку "для специального назначения и двойного применения".

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА