Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №45(2739) от 18.06.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1859
EUR:
3.415
RUB:
3.6047
Золото:
237.63
Серебро:
2.99
Платина:
98.33
Палладий:
91.37
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Приоритет местным производителям и поддержка малого бизнеса: Институт экономики НАН о развитии розничной торговли

Фото: nasb.gov.by

Специалисты Института экономики НАН Беларуси проанализировали разнообразные практики, применяемые для регулирования деятельности торговых сетей в разных странах мира, и выработали рекомендации по развитию розничной торговли в Беларуси. Об основных результатах исследования и сути рекомендаций «ЭГ» рассказала завсектором социальных и потребительских услуг Института, к.э.н., доцент Елена МИЛАШЕВИЧ.

– Елена Александровна, насколько характерна для развитых стран практика ценового регулирования розничной торговли?

– Наше исследование показало, что, вопреки популярному мнению, западные страны довольно активно применяют ценовое регулирование и нередко вмешиваются в деятельность торговых сетей. Например, в Германии в 2000 г. Федеральное ведомство по надзору за деятельностью картелей вынудило крупные сети, такие как Wal-Mart, Aldi и Lidl, продавать основные продукты питания по ценам не ниже их себестоимости. Это решение было призвано предотвратить ущемление конкуренции и возможное исключение мелких игроков с рынка. А такие страны, как Бельгия, Люксембург, Франция, Ирландия, Португалия, Испания и Италия, в свое время приняли еще более строгие меры, запретив ретейлерам продавать товары по ценам ниже установленных пороговых значений.

– А какие еще законодательные ограничения применяются в западных странах?

Елена Милашевич.jpg
        Елена Милашевич

– Распространенным способом регулирования деятельности розничных сетей в Европе является ограничение графика их работы – например, в виде введения запрета работы по ночам или в воскресенье. В Германии действуют особенно жесткие нормы, согласно которым все магазины должны закрываться в будние дни в 20:00, а в субботу – в 14:00. В этих условиях тяжело приходится гипермаркетам и магазинам других крупных форматов, которым в отведенное время сложно заполучить большой поток потребителей и реализовать расширенный ассортимент товаров. И хотя подобные ограничения могут негативно сказываться на конкуренции ретейлеров, увеличивать их операционные и логистические расходы, а также убытки магазинов, местные регуляторы считают, что снижение эффективности работы сетей оправдывается тем социальным эффектом, который оказывает законодательство, действуя во благо маленьких магазинов и их владельцев.

Еще одна широко применяемая практика – ограничение размеров торговых объектов и их местоположения. Например, во Франции правительство таким образом стремится поддержать малый и средний бизнес. В Великобритании данное решение обосновывается желанием предотвратить уход торговли из центральных районов городов.

В ряде стран, включая Бельгию, Болгарию, Германию, Нидерланды и Венгрию, существует практика выделения участков для размещения крупных торговых объектов с соблюдением определенных правил и законодательства по охране культурно-исторического наследия, а также градостроительных концепций. В результате крупные объекты обычно строятся на окраинах городов, а не в историческом центре, где важно сохранить архитектурное наследие, ввиду чего создание инфраструктуры (подъездных путей, парковки) превращается в сложный и затратный процесс.

Опыт европейских стран показывает, что введение ограничений на пространственное размещение и размеры торговых объектов привело к ряду социально-экономических последствий. Так, в Великобритании ужесточение законодательства спровоцировало модернизацию и расширение ассортимента существующих магазинов. Во Франции подобное ограничение привело к волне сделок по слияниям и поглощениям в отрасли. А в качестве общей тенденции можно обозначить замедление органического роста крупных торговых форматов – гипермаркетов, моллов и т.д.

– Какие приоритетные направления развития розничных сетей в Беларуси вы бы выделили на ближайшую перспективу?

– В условиях санкционного давления на экономику Беларуси среди приоритетов национального развития – политика импортозамещения. Поэтому значительная часть рекомендаций связана с продвижением белорусской продукции.

Так, эффективной стратегией является создание и развитие торговыми сетями собственных торговых марок. С одной стороны, это позволяет активизировать производство продуктов питания из белорусского сырья. С другой – это несомненный плюс и для ретейла: торговая сеть самостоятельно решает, какие товары производить, как они будут выглядеть, сколько стоить, что позволяет делать их более бюджетными по сравнению с аналогичной продукцией, выпускаемой другими компаниями.

Одновременно мы предлагаем предоставить поставщикам, занимающимся импортозамещающим производством, льготные условия для реализации производимой продукции в торговых сетях страны.

Безусловный приоритет при размещении и выкладке товаров в торговых залах, на наш взгляд, должен отдаваться продукции белорусского производства. Аналогичное преимущество должны иметь белорусские товары и в плане маркетинговой поддержки – и в торговых сетях, и в СМИ.

Кроме того, чтобы минимизировать риски ухудшения качества предложения на рынке, связанные с возможным уходом владельцев розничного бизнеса, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях, целесообразными видятся создание и поддержка национальных торговых сетей со 100%‑ным белорусским капиталом.

– Как я понял, предложения в основном касаются крупных сетей. Есть ли в этой картине место малому и среднему бизнесу?

– Безусловно. Одно из наших предложений – закрепить в законодательстве норму об обязательном присутствии в торговых сетях поставщиков от малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, выделении в торговых залах специально отведенного места для продажи таких товаров. Более того, можно обязать ретейл размещать товары местных производителей, расположенных в том регионе, в котором открыт магазин торговой сети. Полезно было бы предусмотреть льготные условия для местных некрупных поставщиков продовольствия – скидки на аренду, освобождение от оплаты рекламы и т.д. Расширение взаимодействия с локальным бизнесом возможно при посредничестве местных органов власти. Все это позволит региональному малому и среднему бизнесу быть шире представленными в магазинах крупных сетей.

– Что из опыта регулирования других стран может быть полезно для Беларуси?

– Я упомянула о мерах, касающихся размеров торговых объектов и их местоположения. В настоящее время большинство крупных сетей в Беларуси мультиформатные, они работают во всех сегментах – от гипермаркетов до небольших магазинов шаговой доступности. С целью обеспечения качественного торгового сервиса и широкого выбора для социально менее защищенных категорий белорусов – пенсионеров, иных граждан, которым сложно выбраться за пределы района проживания, – считаем важным поддержание формата магазинов у дома.

Также интересен зарубежный опыт создания закупочных союзов и кооперативов локальными и небольшими сетями. Они объединяются, чтобы приобретать товары у производителей и поставщиков более крупными партиями, что позволяет снизить стоимость поставок и транспортных затрат при минимальных административных издержках.

В целом полагаем, что разумное ценовое и антимонопольное регулирование поощряет укрепление на рынке более эффективных торговых сетей и приводит к вытеснению участников, не способных обеспечить потребности общества.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений