Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
USD:
2.9775
EUR:
3.4179
RUB:
3.683
BTC:
102,029.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Юридическим лицам
17.05.2016 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Приключения кассового оборудования: между средствами контроля и деноминацией

Деноминация требует существенного изменения в составе кассового оборудования. Некоторые аспекты этого процесса разъяснили в главном управлении контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС.

Постановлением Совмина и Нацбанка от 20.04.2016 № 319/12 были внесены изменения и дополнения в их постановление от 6.07.2011 № 924/16 (далее – постановления № 319/12 и № 924/16). Главным новшеством стало перенесение на 7 месяцев срока замены кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации и запрета на их дальнейшее использование: с 1.03.2017 г. до 1.10.2017 г.

За это время производители должны успеть доработать кассовое оборудование на предмет его соответствия госстандартам, для подключения средств контроля налоговых органов (далее – СКНО) и функционирования с системой контроля кассового оборудования (далее – СККО). Кроме того, оно должно быть включено в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Госреестр), новых моделей оборудования, обеспечивающих указанные требования.

В целях реализации Указа Президента от 4.11.2015 № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» Госстандарт проводит работу по изменению государственных стан­дартов, устанавливающих требования к кассовому оборудованию, для обеспечения его функционирования в деноминированных денежных единицах, а также проведению экспертизы моделей оборудования, в т.ч. ранее включенных в Госреестр, с целью подтверждения их соответствия вновь введенным требованиям госстандартов.

При этом производителям после включения доработанных моделей в Госреестр потребуется время на их доработку у субъектов хозяйствования для обеспечения возможности функционирования в деноминированных денежных единицах РБ и обеспечения подключения СКНО и функционирования с СККО путем доработки (замены) версии программного обеспечения (далее – ПО). Это касается любых моделей, применяемых в разных сферах деятельности и представляет собой довольно сложную работу, тем более что в республике используется более 240 тыс. единиц кассового оборудования, а объекты торговли и услуг разбросаны по всей территории страны.

В целях обеспечения требований подп. 2.6 п. 2 постановления № 924/16 производителям моделей кассового оборудования, включенных в Госреестр, после принятия Госстандартом указанных изменений в госстандарты придется одновременно дорабатывать эти модели на соответствие новым требованиям, касающимся под­ключения СКНО и функционирования с СККО. Речь идет о стандарте СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия», введенном в действие постановлением Госстандарта от 11.06.2015 № 31 с 1.07.2015 г., и серии госстандартов СТБ 1364, приведенных в соответствие с СТБ 1364.0-2015. Кроме того, данное кассовое оборудование должно работать с деноминированными денежными единицами.

Например, модель кассового оборудования (таксометра), используемого в автомобилях-такси, обеспечивающая требования госстандартов для подключения СКНО и функционирования с СККО, включена в Госреестр постановлением Госстандарта № 15 только 19.02.2016 г. Поэтому постановлением № 319/12 субъектами хозяйствования, занимающимися перевозкой пассажиров в такси, заключивших гражданско-правовой договор на установку СКНО, разрешается принимать наличные и (или) банковские платежные карточки (далее – БПК) с применением кассового оборудования без установленного СКНО. Но такая возможность дается не более чем на 6 месяцев с даты введения обязанности использования такими субъектами хозяйствования кассового оборудования с установленным СКНО. Это, с одной стороны, позволит обеспечить установку СКНО в плановом режиме, последовательно, по мере готовности кассового оборудования, с учетом необходимости его доработки, а с другой – обеспечит субъектам хозяйствования возможность в течение 6 месяцев работать, оставаясь в рамках законодательства.

Будут свои сложности у субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю и оказание услуг населению. С 1 июля т.г. все они должны вести бухучет, заполнять первичные учетные документы и отражать выручку в налоговых декларациях в деноминированных денежных единицах. Для обеспечения сопоставимости показателей надо оперативно принимать меры к переводу кассового оборудования на работу в новом масштабе цен. Соответствующая информация о моделях кассового оборудования, включенных в Госреестр, которые обеспечивают (смогут обеспечивать и быть переведенными на работу с деноминированными денежными единицами) либо не обеспечивают такую работу, размещена на сайте Госстандарта.

Сейчас в республике используются модели кассового оборудования, которые производителям потребуется доработать для обеспечения возможности их функционирования в деноминированных денежных единицах путем доработки (замены) версии ПО. Затем эти модели надо включить в Госреестр, после чего потребуется некоторое время на доработку их у субъектов хозяйствования.

Кроме того, по информации производителей кассового оборудования, с учетом ПО разных моделей, включенных в Госреестр, есть разные варианты его перевода на работу в новом масштабе цен:

1) если это сделает сам субъект хозяйствования в начале рабочего дня 1 июля;

2) перевести кассовое оборудование на работу в новом масштабе цен может только работник ЦТО, с которым заключен договор на техобслуживание и ремонт этого оборудования. Этот вариант производители считают наиболее приемлемым. Но, учитывая количество используемого в сфере торговли и услуг кассового оборудования, одномоментно провести эту работу в начале рабочего дня 1 июля невозможно.

Таким образом, целесообразно обеспечить перевод кассового оборудования на работу в новом масштабе цен с 1 июля 2016 г. в возможно максимально сжатые сроки, но с учетом готовности кассового оборудования и возможностей работников ЦТО по ее проведению. При этом в первую очередь должно быть переведено оборудование, функционирующее в едином цикле с платежными терминалами, обслуживающими расчеты путем БПК.

Отметим, что Указом № 450 предусмотрено параллельное хождение до 31.12.2016 г. как деноминированных, так и неденоминированных денег. Если после 1.07.2016 г. в объектах торговли и сферы услуг будет применяться кассовое оборудование, не переведенное на работу в новом масштабе цен, по нему должны проводиться расчеты в неденоминированных денежных единицах до момента его перевода на работу в новом масштабе цен. По «переведенному» кассовому оборудованию расчеты должны проводиться только в деноминированных денежных единицах.

Помимо торговых объектов и объектов сферы услуг, в которых покупатель (потребитель) может рассчитаться через БПК с применением платежного терминала в присутствии кассира и в которых в обязательном порядке должно использоваться для проведения расчетов кассовое оборудование, оплату можно произвести путем дистанционного перечисления денег с использованием БПК из дома с помощью интернет-эквайринга или через АИС «Расчет». В связи с этим ч. 1 п. 17 Положения № 924/16 изложена в новой редакции, чтобы однозначно определить, что через это оборудование проводятся только расчеты с использованием БПК, которые проведены через платежные терминалы, установленные в объектах торговли и сферы услуг, где расчеты проводятся кассиром с использованием кассового оборудования.

В соответствии с Правилами продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утв. постановлением Совмина от 15.01.2009 № 31, с 26.12.2015 г. при торговле по образцам через интернет-­магазин продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета за приобретаемый товар путем дистанционного перечисления денег. При этом обязательным условием является требование по обеспечению возможности оплаты покупателем товара БПК, АИС «Расчет».

В рамках норм п. 17 Положения № 924/16 косвенно такие расчеты также могут трактоваться как обязанность их проведения через кассовое оборудование. Вместе с тем невозможно произвести расчеты путем дистанционного перечисления денег с использованием кассового оборудования. Чтобы избежать различного толкования норм, касающихся обязанности кассира проводить суммы денежных средств при осуществлении расчетов БПК с применением платежных терминалов через кассовое оборудование, постановлением № 319/12 ч. 1 п. 17 Положения № 924/16 изложена в новой редакции. Установлено, что через кассовое оборудование проводятся только расчеты с использованием БПК, которые проведены через платежные терминалы, установленные в объектах торговли и сферы услуг, где расчеты проводятся кассиром с использованием кассового оборудования.

Изменение данной нормы не повлияет на полноту отражения выручки в бухгалтерском и налоговом учете. Ведь при оплате покупателем товара (работы, услуги) с использованием БПК путем интернет-эквайринга или через АИС «Расчет» денежные средства (выручка) в полном объеме поступают на текущий (расчетный) счет плательщика-продавца. При этом для целей бухгалтерского и налогового учета будет использоваться выписка банка о зачислении денежных средств на текущий (расчетный) счет плательщика-продавца.

Согласно п. 11 ст. 7 Закона от 9.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» при реализации потребителю товара (выполнении работы, оказании услуги) продавец (исполнитель) обязан выдать ему кассовый (товарный) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара (выполнения работы, оказания услуги). В данной ситуации в целях защиты прав потребителей при продаже технически сложных товаров бытового назначения покупателю одновременно с товаром передаются установленные производителем товаров комплект эксплуатационных документов (инструкция по эксплуатации, техпаспорт или иной заменяющий его документ с указанием наименования продавца, даты и места продажи, а также других реквизитов, предназначенных для заполнения продавцом). При продаже иных товаров в качестве документа, подтверждающего оплату, может ис­пользоваться товарный чек, электронный чек и т.п., в которых указываются необходимые сведения при продаже товара. Отметим, что в соответствии с требованиями, определенными госстандартами на кассовое оборудование, например, для портативных кассовых суммирующих аппаратов требование о печати в чеке наименования товара является необязательным.

Указом Президента от 28.12.2015 № 522 текущий год объявлен в Беларуси Годом культуры. Поэтому постановлением № 319/12 п. 31 Положения № 924/16 дополняется нормой, позволяющей при продаже билетов (абонементов) на посещение культурно-зрелищных мероприятий через физических лиц, работающих от имени организаций культуры на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров, принимать наличные без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену). Это обусловлено тем, что с 1.02.2016 г. продажа билетов должна осуществляться исключительно с использованием кассового оборудования, в т.ч. физическими лицами – распространителями, работающими по договорам поручения за вознаграждение, составлявшее 7–15% от суммы выручки за реализованные билеты.

В прошлом году в театрально-зрелищных организациях республиканского подчинения насчитывалось около 220 распространителей, которые продавали до 60% общего количества реализованных билетов. При этом распространители напрямую работали с организациями, учреждениями образования, которые составляют большую часть посетителей таких мероприятий. Обязательное использование кассового оборудования могло привести к значительному оттоку распространителей и уменьшению продаж билетов, считают в МНС.

Отдел налогообложения «ЭГ»

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by