Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прием денежных средств и программные кассы: особенности применения

С 07.07.2018 г. при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг и оплате наличными и при безналичном расчете будут применяться новые технологии – программные кассы. Рассмотрим, как будет применяться новый механизм.

Постановление МНС от 29.03.2018 № 10 «Об утверждении Положения о требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям» (далее – Положение № 10) принято на основании п. 2 постановления Совмина и Нацбанка от 29.12.2017 № 1040/17 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 1040/17) в целях внедрения новых технологий для расчетов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, развития механизмов учета, накопления и сохранения данных об оплате товаров (работ, услуг) в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) и создания благоприятных условий для ведения предпринимательства субъектами хозяйствования.

Положением № 10 определены основные элементы, входящие в состав программной кассовой системы (далее – ПКС): программная касса, центр обработки данных оператора ПКС, автоматизированная информационная система ПКС, средство контроля оператора и система защиты информации ПКС.

В соответствии с предъявляемыми требованиями в целях обеспечения поступления полной и достоверной информации в СККО в отношении кассовых операций по приему денежных средств при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) ПКС должна обеспечивать в т.ч. возможность круглосуточного и бесперебойного получения, хранения и передачи кассовых документов и информации о событиях, совершаемых на программных кассах, в центр обработки данных оператора ПКС и центр обработки данных СККО по телекоммуникационным каналам связи с использованием средств электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), целостность и подлинность всех кассовых документов и информации о событиях, совершаемых на программных кассах, форматный контроль кассовых документов, проверку ЭЦП с использованием технологического сертификата открытого ключа, формируемого технологической инфраструктурой открытых ключей, изданных центром технологических цифровых сертификатов РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП).

Взаимодействие ПКС с центром обработки данных СККО должно осуществляться в соответствии с требованиями, определяемыми РУП. При этом РУП является собственником автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования и на основании подп. 2.3 п. 2 постановления Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (далее – постановление № 924/16) осуществляет в т.ч. функции центра обработки данных СККО.

Положением № 10 закреплены также основные требования к программной кассе, в т.ч. требование об обеспечении возможности осуществления кассовых операций по приему наличных и (или) расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В рамках исполнения полномочий, предоставленных ч. 2 п. 18 постановления № 1040/17, МНС в Положении № 10 определены и сферы применения программных касс. Так, программные кассы могут использоваться в сферах торговли, общепита, услуг (кроме автомобильных перевозок пассажиров), за исключением случаев, когда в этих сферах в соответствии с законодательством для приема денежных средств используются специальные компьютерные системы.

Услуги по автомобильным перевозкам пассажиров исключены из сферы применения программных касс исходя из норм, закрепленных в Законе от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З), постановлении Совмина от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» (далее – постановление № 972).

В частности, одной из обязанностей автоперевозчика в соответствии со ст. 32 Закона № 278-З является использование в случаях, предусмотренных Законом № 278-З или иными актами законодательства, кассового суммирующего аппарата, кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, тахо­графа. Транспортные средства, в которых пассажиры оплачивают проезд наличными (кроме случаев разрешенной продажи бланочных билетов), должны быть оснащены кассовыми суммирующими аппаратами транспорта или таксометрами, включенными в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем и зарегистрированными в установленном порядке в соответствующем налоговом органе (п. 18 постановления № 972).

Как разъяснили в главном управлении контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС, учитывая в совокупности приведенные и иные нормы законодательства, регламентирующего порядок автоперевозок пассажиров, применение программных касс в настоящее время в данной сфере невозможно.

Кроме того, с учетом специфики деятельности Положением № 10 определены дополнительные требования к программным кассам, используемым на АЗС при продаже нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, для использования в объектах общепита, в которых предусмотрено обслуживание потребителя за столиком и обеспечивается выдача счета.

В целях получения и обработки в СККО стандартизированной с учетом требований международных стандартов информации о товарах, программная касса, используемая в торговых объектах площадью 650 м2 и более, должна обеспечивать дифференцированный учет в отношении товаров, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

Для обеспечения надлежащей работы программной кассы Положением № 10 определены случаи, при возникновении которых должна осуществляться автоматическая блокировка программной кассы.

К таким случаям относятся неисправность или переполнение памяти средства контроля оператора, невозможность передачи в центр обработки данных оператора ПКС кассовых документов и информации о событиях, совершаемых на программных кассах, сформированных в течение смены, более 7 суток (при работе программной кассы на электронном устройстве пользователя), работа программной кассы с открытой сменой более 24 часов, завершение срока действия технологического сертификата открытого ключа.

В целях обеспечения полноты и единообразия в отношении поступающих в последующем в СККО документов, Положением № 10 установлено, что программная касса должна формировать и передавать в центр обработки данных ПКС в электронном виде платежные документы, документы об операциях регистрации внесения наличных, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег, регистрации изъятия суммы наличных из ящика для денег, регистрации факта возврата денежных средств, регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа, суточного (сменного) отчета (Z-отчета).

Положением № 10 также определена информация, которую должны содержать платежные и иные кассовые документы. При этом такая информация аналогична информации, содержащейся в кассовых документах, формируемых иным кассовым оборудованием, используемым субъектами хозяйствования.

Также Положением № 10 предусмотрены требования, предъявляемые к юридическим лицам РБ, которые хотят осуществлять деятельность оператора ПКС. Так, Положением № 10 определена продолжительность проведения оценки – не более 45 рабочих дней – со дня приема РУП заявки с приложением всех документов. В течение установленного срока комиссии надо осуществить проверку представленных документов и провести оценку оператора ПКС, ПКС и программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям. По результатам проведенной оценки составляется соответствующее заключение.

Обратим внимание, что постановление № 10 вступает в силу с 07.07.2018 г. одновременно с постановлением № 1040/17.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений