$

2.1254 руб.

2.4175 руб.

Р (100)

3.1964 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Кадры

При обучении нужно учитывать спрос на работников

27.11.2018
При обучении нужно учитывать спрос на работников
Константин Лучиан Пержоль

В стране с рабочим визитом находится Константин Лучиан ПЕРЖОЛЬ (Германия), международный краткосрочный экс­перт по рынку труда проекта «Занятость, профессиональное образование в Беларуси». Он более 17 лет консультирует частные, государственные и правительственные учреждения, начиная с Западных Балкан и заканчивая Индонезией. Его основная область экспертизы, среди прочего, – информационная система рынка труда, профессиональное ориентирование, качество государственных служб занятости, разработка компетенций по управлению карьерой, занятость молодежи.

Эксперт ответил на несколько вопросов журналистов во время встречи, посвященной началу работы по гармонизации спроса и предложения на национальном рынке труда.

Господин Пержоль, какова цель вашего визита?

В рамках проекта, финансируемого Евросоюзом и рассчитанного на 2,5 года, я провожу обучающие семинары по вопросам баланса профессиональных навыков и потребностей рынка труда. Семинары уже состоялись в Минске, Минской области и в ближайшее время пройдут в Бресте и Гомеле. Работа ведется в группах по 20 человек из представителей комитетов систем Минтруда и соцзащиты, Минобразования, Минэкономики. В феврале 2019 г. семинары запланированы в Витебске и Гродно.

– Какие задачи вы ставите и какие проблемы сразу заметны?

– Нам необходимо создать платформу для обсуждения темы баланса спроса и предложения профессиональных умений на рынке труда. Поэтому на мероприятия мы приглашаем также людей, занимающихся сопоставлением спроса и предложения на индивидуальном и микроэкономическом уровне – представителей учреждений профобразования, региональных служб занятости. Нам важно услышать оценки специалистов, касающиеся преимуществ и недостатков национальной системы квалификаций.

Проблема дисбаланса возможностей систем образования и потребностей экономик повсеместна. Несоответствие спроса и предложения на рынке труда проявляется как на личном, так и на макроэкономическом уровне. В первом случае существует риск, что накопленные профессиональные умения не будут включены в социальную среду и экономику. Есть такое понятие – «социальная инклюзия», которое означает, что ваши профессиональные умения подходят к рабочему месту, делают вас достойным кандидатом на вакансию. Социальная включенность является одним из важных компонентов, определяющих развитие экономики страны на макроэкономическом уровне. Профессиональные умения населения должны соответствовать определенным рабочим местам в различных экономических сферах.

Совпадение спроса и предложения обеспечивает занятость населения, а дисбаланс – безработицу. Высокая занятость приводит к продуктивности экономики, повышению производительности труда. Гармонизация спроса/предложения профессиональных умений на индивидуальном/макроэкономическом уровне гарантирует экономическую и социальную стабильность.

Когда я начал работать в Беларуси, меня удивило, что в действующей модели обучения ведущим фактором является предложение со стороны системы образования, а не спрос на работников. Эту ситуацию необходимо исправить.

– Почему возникает дисбаланс спроса и предложения на рынке труда?

– Есть множество причин, характерных для всех государств. Одна из них – структурные перекосы. В Беларуси и соседних странах вплоть до Средиземного моря до недавних пор не было координации между ос­новными участниками рынка труда – министерствами труда, образования, экономики, госучреждениями, ассоциациями предприятий и работников, учреждениями образования и проч.

Это не значит, что они не желали взаимодействовать: про­сто изначально развивались в различных направлениях, а сейчас столкнулись с общей проблемой, обусловленной не только национальными, но и глобальными факторами.

Есть также причины, касающиеся особенностей национального законодательства, инвестиционной и экономической политики.

В каждой экономике мы замечаем тенденции глобализации рынков. Ни одна система больше не может оставаться изолированной, растет мобильность капитала и рабочей силы, возможности переносить производства. В этих новых условиях возникло такое понятие, как «смертность работ», когда некоторые профессии бесследно исчезают и появляются новые.

Активной тенденцией стала дигитализация, которая усложняет сопоставление имеющихся у работников навыков с требованиями рынка труда.

Еще одна важная тенденция, наблюдаемая от Коста-Рики до Индонезии, – академизация. Все больше молодых людей склонны получать академическое образование вместо рабочей специальности. Но это сомнительная тенденция: с одной стороны, я ее поддерживаю, но с другой, понимаю, что с экономической точки зрения она вызывает дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.

– Какие трудности испытывают наниматели в Европейских странах?

– Три месяца назад был опубликован Европейский индекс профессиональных умений за 2016 г. Он показал, что наниматели сталкиваются с двумя вызовами при поиске необходимых профессиональных умений – это количественная и качественная перспективы.

Например, в Чехии процент сопоставления спроса и предложения профессиональных умений очень высок – 97 из 100 предприятий находят работников с необходимыми для производства навыками и умениями. В Испании этот показатель равен 10%, в Германии – примерно 50% компаний смогли найти нужных квалифицированных специалистов.

Более актуальное исследование компании ManpowerGroup, охватившее в 2018 г. 40 тыс. компаний в 43 странах, показало, что треть компаний сталкиваются со сложностями при поиске необходимого количества кандидатов и еще треть – при поиске квалифицированных специалистов. При этом в пятерку самых востребованных профессий вошли квалифицированные специалисты – электрики, сварщики, механики, а также торговые представители, инженеры. Остается высоким спрос на водителей и специалистов по обслуживанию клиентов.

Как решить проблему дисбаланса?

Необходимы меры, усиливающие взаимодействие заинтересованных сторон в вопросах обмена информацией, способов коммуникации, обработки и публикации информации.

Эффективность найма может повысить обучение профессиональным вопросам в школах, создание доступных населению цифровых платформ.

Приведу пример: в Чехии создан портал «Образование и работа», предназначенный для молодых людей, которые делают профессиональный выбор. На платформе представлены одновременно программы обучения на уровне профессионального образования и вакансии, связанные с этими программами.

Когда молодой человек регистрируется на сайте, он создает портфолио собственных профессиональных умений и знаний. Если кликнуть на вакансию, то портфолио покажет недостатки умений, которые требуются для вакансии. Затем, чтобы закрыть пробел, он получает рекомендацию насчет необходимых курсов и информацию об учреждении профобразования. Если портфолио соответствует требованиям работодателя, он может найти работу. Таким образом, кто бы ни обратился к порталу, получает выгоду – или рекомендацию, или работу.

В Германии рынок труда регулируется спросом. Этому способствует дуальная система образования, обе­спечивающая соответствие числа мест в секторе профессионального образования их количеству на пред­приятиях.

– Видите ли вы риск в том, что подготовка по актуальным специальностям будет способствовать трудовой миграции за рубеж?

– Система образования хороша настолько, насколько она удовлетворяет потребности экономики. Сектор образования не может быть качественным сам по себе. Если он считает, что самодостаточен, и выполняет только свои функции, возникает избыток профессиональных умений, которые не поглощает рынок труда, либо ситуация, когда избыточное количество специалистов не требуется экономике. Сектор образования должен признать, что его функции тесно связаны с экономикой. При этом нельзя ограничивать свободный выбор людей обучаться, например, музыке, искусству, медицине, юриспруденции и т.д. Тем не менее решение молодежи сейчас, как правило, основано не на данных о ситуации на рынке труда, а, скорее, обусловлено культурными позициями семьи, мнением сверстников, СМИ. Поэтому как можно раньше необходимо предлагать детям и их родителям в учебных заведениях четкую и важную информацию о состоянии рынка труда и широкий спектр программ. Конечно, окончательный выбор и ответственность получить специальность и не найти работу после этого передается учащимся.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ


Труд: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях