Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Резонанс
09.01.2004 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Премьер в "колесе ускорения"?

Новый, 2004 год страна начала с новым Премьер-министром. Правда, это похоже на наш "старый Новый год": Премьер практически уже находился у власти. Особенностью белорусской "политики премьеров" является то, что они проходят "обкатку", как тракторы или автомобили, а затем запускаются в эксплуатацию...

Новый, 2004 год страна начала с новым Премьер-министром. Правда, это похоже на наш "старый Новый год": Премьер практически уже находился у власти. Особенностью белорусской "политики премьеров" является то, что они проходят "обкатку", как тракторы или автомобили, а затем запускаются в эксплуатацию. Почему так происходит -- белорусский Президент просто и ясно объяснил, подчеркнув, что он намеренно выдержал некоторую паузу, перед тем как предложить нового руководителя главного экономического штаба страны. Пауза была нужна для того, чтобы разобраться в экономических процессах, происходящих в Беларуси и вне ее.

По существу, новый Премьер стал исполнителем главного проекта года под названием "Ускорение". Президент Беларуси высказался на этот счет, обратив особое внимание на то, что у С.Сидорского имеется хороший опыт хозяйственной и руководящей деятельности, он прошел путь "снизу" и до члена правительства. "Главное, что он может четко ответить на вопрос: полезно то или иное решение для экономики страны или оно может принести вред" -- таково мнение главы государства. Это замечательно, так как дает основание считать наличие у нового Премьера ценнейшего качества быть экспертом в столь важном и деликатном деле, как национальные экономические интересы.

Президенту было трудно выбрать кандидатуру премьера. Экономические проблемы страны достаточно серьезны. Треть предприятий убыточна, в сельском хозяйстве -- полные убытки всего сектора, который как сегмент экономики уже окончательно находится в минусовых финансовых показателях. Значительно вырос дисбаланс в торговле с Россией, который превысил 2 млрд.USD. Рядом с Беларусью расширилось новое европейское экономическое пространство, которое делает наш экспорт в ряд стран весьма проблематичным.

Новые экономические вызовы требуют адекватного ответа. Такой ответ может дать только сильная правительственная команда. В это верит глава государства, который считает, что именно "этот человек (С.Сидорский -- Л.З.) способен организовать работу главного экономического штаба страны". Быть организатором прироста инвестиций на 20% в новом году -- дело непростое, равно как и добиться повышения заработной платы не то до 150 USD, не то до 190 USD в месяц.

Собственно, правительство впервые оказывается в таком сложном положении. С одной стороны, надо выполнить директивные цифры. Все -- для победы, все -- во имя победы. С другой -- что будет в 2005 году, неизвестно. Если удержимся на скорости, набранной в наступившем 2004 году, то -- нормально. Если нет -- "сорвемся с резьбы".

Своеобразно то, что существует некое расстояние между самим Премьером и членами правительства. Понятно, что С.Сидорский недавно в Минске и не знаком со столичной номенклатурой. Он провинциальный директор, который оказался в силу ряда обстоятельств в правительстве. Аппарат же имеет свои собственные представления о том, каким должен быть премьер, а каким он не может быть. Судя по всему, белорусский Президент учел и данное обстоятельство, специально подчеркнув, что у членов правительства было время присмотреться к С.Сидорскому, его методам работы. Несомненно, полезным это было и для нового руководителя правительства. Когда ситуация в течение некоторого времени несколько подвешенна, тогда видны прорехи и дыры в поведении и деятельности любого чиновника. Обоюдный процесс идентификации номенклатуры и Премьера прошел спокойно.

Однако же дано и предупреждение. Суть его состоит в том, что в правительстве, являющемся коллегиальным органом, должна сохраниться та же система, что и в законодательном органе страны. Глава государства прямо указывает на то, что новый Премьер-министр не имеет права принимать единоличные решения. Это интересно, так как корпоративные и лоббистские устремления ряда групп в этом случае не могут быть напрямую реализованы через Премьера.

Вместе с тем коллегиальность логически оправдывает ошибки и дает шанс оправдаться Премьеру в любой ситуации. Скорее, формально оправдаться или защититься от соперников в своего рода аппаратных соревнованиях. Эта кажущаяся защитная формула у нас никогда не работала и работать пока не будет. Собственно, самое ближайшее время покажет истинность данной традиции, имеющей большую советскую историю.

Теперь отвлечемся на мгновение от кадровой тематики. Что с нами происходит? Какие дилеммы приходится решать белорусскому "политически ответственному классу" руководителей страны? В чем острота и принципиальная важность настоящего момента?

Ключ к пониманию ситуации дает термин "ускорение". "Предстоящий год должен стать годом большого стабильного ускорения во всех сферах государственного и общественного развития, а не единичного скачка", -- заявил Президент в парламенте, представляя нового Премьера. Первый этап трансформационных блужданий по мифам либерализма и кейнсианства закончился. Наконец мы вступили в эру "большого и стабильного ускорения". Что же это означает?

Как ни крути, но то, что происходит с нашим экономическим сознанием, более всего адекватно ситуации 80-х годов. Перестройка в СССР начиналась ускорением. Это было психологически захватывающее время, которое потом, в 90-х годах, трансформировалось в экономически захватывающее, но не время, а состояние. Ускорение стало тестом для номенклатуры СССР, ответ на который она дала несколько позже и в элегантной форме -- трансформировав свою политическую власть в экономическую. От этого до сих пор не может в себя прийти все постсоветское пространство, особенно Россия.

Итак, в Беларуси возникает новая и интересная ситуация. Страна стала выходить на новые рубежи со знакомыми до боли символами и слоганами. Не китайский "большой скачок", но и не "горбачевское ускорение". Кто и как это поймет в рядах старой и новой управленческой гвардии?

Этой гвардии тоже придется несладко. Отряд принимающих и подсовывающих решения в условиях столь важных новых задач, по мнению Президента, надо также подвинуть, а то и отодвинуть. Не зря он нацелил главу правительства на то, что 2004г. должен стать годом совершенствования стиля и методов государственного управления. Как и принято в такого рода ориентировках, это означает ликвидацию дублирующих звеньев, сокращение численности управленческих аппаратов, документооборота. Более того, в управленческой практике пора избавляться от заседательской суеты, -- пояснил Президент. Здесь глава государства абсолютно прав, он давно разобрался и в том, что в стране еще много чиновников, которые не знают, что им делать, а потому занимаются бюрократической волокитой.

Впрочем кто чем занимается в самом правительстве, видно. На то оно и правительство, чтобы в год выдавать более полутора, а то и под две тысячи постановлений, не считая решений. Кстати, для проведения эффективной экономической политики понадобится всего десятка 3--4 принципиальных решений. Если новый Премьер для этого созреет, уверенно сможет это доказать и себе, и своим коллегам по правительственному аппарату, то эффект некоего ускорения может возникнуть. Пока еще не стабильного и большого, но все же движения вперед. Вперед, а не по кругу: "ускорение -- перестройка -- возрождение -- создание государственности -- ускорение". Или все-таки будет иначе, не так, как "в прошлый раз"?
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by