Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9825
EUR:
3.4865
RUB:
3.6918
BTC:
109,736.00 $
Золото:
319.72
Серебро:
3.64
Платина:
128.4
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Предприятие не согласно с решением ИМНС

Является ли факт переработки товара, ввезенного из России без документов, основанием для одновременного увеличения внереализационных доходов на стоимость вышеуказанного сырья и доначисления НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Беларуси?

Инспекция МНС в сентябре–­октябре 2017 г. провела по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу внеплановую проверку ООО «Т».

Проверяющие установили факт ввоза хозяйственным обществом в 2015 г. из России в Беларусь 75 т полиэтилена. Его грузополучателем согласно товарным накладным и CMR значится ООО «А» (оно же и оплатило поставку). Вышеназванные документы не содержат информации о том, что сырье поставлено для ООО «Т», однако полиэтилен был доставлен и выгружен по месту расположения производственного цеха этого предприятия и там же переработан.

Руководство проверяемой организации, несмотря на требования ИМНС, не представило в полном объеме все документы бухгалтерского и налогового учета, а также другие документы, связанные с налогообложением.

В итоге в отношении ООО «Т» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.17 КоАП, а позже экономическим судом вынесено постановление о наложении административного взыскания.

Однако только штрафом не обошлось. В связи с использованием поступившего сырья без офор­мления и без отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, а также из-за отсутствия документального под­тверждения возникновения и погашения обязательств по оплате поступивших товарно-материальных ценностей налоговый орган принял решение об увеличении внереализационных доходов пред­приятия на стоимость вышеуказанного сырья

Кроме того, произведено доначисление НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Беларуси.

ООО «Т» обратилось в суд с требованием признать недействительным решение инспекции МНС. Однако и экономический суд, и его апелляционная инстанция, а затем и судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда данное требование не поддержали. Почему?

Судьи исходили из того, что хозяйственные операции по получению сырья, в т.ч. и от ООО «А», в учете заявителя отражены не были. Этот факт подтверждается и односторонним актом сверки, со­ставленным ООО «Т» по взаимным расчетам с ООО «А» за период 01.01.2015 – 12.06.2017, в котором отсутствуют операции как по переработке давальческого сырья, так и по получению товарного займа.

То есть судебные инстанции признали доказанным вывод ИМНС о том, что ООО «Т» в 2015 г. ввезло из РФ и использовало в производстве 75 т полиэтиленового сырья без соответствующих документов. В свя­зи с чем на основании п. 17 Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» контролирующий орган при расчете подлежащих доначислению в бюджет налогов, сборов (пошлин) определил налоговую базу и сумму НДС в соответствии с порядком, установленным п.п. 4, 10 Положения, утв. постановлением Совмина от 24.03.2010 № 426 «Об определении размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин)».

Доводы заявителя кассационной жалобы о неполном исследовании при проведении проверки всех документов бухучета, в частности, забалансовых счетов общества, были отклонены. Бывший главный бух­галтер ООО «Т», работавшая там в анализируемый период, пояснила: документы на ввоз предприятием 75 т сырья и документы на его получение от ООО «А» в качестве давальческого ей не передавались и, соответственно, в учете не отражались.

Аналогичная информация получена и от главного бухгалтера организации, оказывавшей ООО «А» услуги по составлению бухгалтерской и налоговой отчетности.

Также отклонены доводы заявителя относительно неправомерного исчисления налоговым органом одновременно НДС, подлежащего уплате при ввозе товара на территорию Беларуси, и налога на прибыль ввиду отнесения стоимости этого же товара к внереализационным доходам.

Согласно ст. 72 Договора о ЕАЭС, взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров происходит согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющемуся приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол).

Пунктом 13 разд. III Протокола предусмотрено, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства–члена с территории другого государства–члена (за исключением случая, установленного п. 27 Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства–члена, на тер­риторию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – соб­ст­венников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в т.ч. с учетом особенностей, предусмотренных п.п. 13.1–13.5 Протокола.

В соответствии с п. 22 Протокола в случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты их в более поздний срок по сравнению с установленным п. 19 Протокола, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, установленного п. 20 Протокола, либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства–члена, на территорию которого им­портированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

Указанный Протокол не связывает обязательство по уплате косвенных налогов по импортированному товару с иными налоговыми обязательствами организации–импортера в соответствии с законодательством государства–члена, на тер­риторию которого импортированы товары.

Верховный Суд также посчитал несостоятельными доводы относительно неполноты проверки и неисследования в ходе ее забалансовых счетов ООО «Т», на которых следовало отразить полученный обществом полиэтилен в качестве давальческого сырья.

Согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (в действовавшей на тот момент редакции), забалансовые счета, в числе иных счетов, являются счетами бухгалтерского учета пред­приятия. Именно их в ходе проверки требовала представить ИМНС, однако руководство ООО «Т» в полном объеме все документы не представило.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by