Предприятие не согласно с решением ИМНС

Является ли факт переработки товара, ввезенного из России без документов, основанием для одновременного увеличения внереализационных доходов на стоимость вышеуказанного сырья и доначисления НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Беларуси?
Инспекция МНС в сентябре–октябре 2017 г. провела по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу внеплановую проверку ООО «Т».
Проверяющие установили факт ввоза хозяйственным обществом в 2015 г. из России в Беларусь 75 т полиэтилена. Его грузополучателем согласно товарным накладным и CMR значится ООО «А» (оно же и оплатило поставку). Вышеназванные документы не содержат информации о том, что сырье поставлено для ООО «Т», однако полиэтилен был доставлен и выгружен по месту расположения производственного цеха этого предприятия и там же переработан.
Руководство проверяемой организации, несмотря на требования ИМНС, не представило в полном объеме все документы бухгалтерского и налогового учета, а также другие документы, связанные с налогообложением.
В итоге в отношении ООО «Т» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.17 КоАП, а позже экономическим судом вынесено постановление о наложении административного взыскания.
Однако только штрафом не обошлось. В связи с использованием поступившего сырья без оформления и без отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, а также из-за отсутствия документального подтверждения возникновения и погашения обязательств по оплате поступивших товарно-материальных ценностей налоговый орган принял решение об увеличении внереализационных доходов предприятия на стоимость вышеуказанного сырья.
Кроме того, произведено доначисление НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Беларуси.
ООО «Т» обратилось в суд с требованием признать недействительным решение инспекции МНС. Однако и экономический суд, и его апелляционная инстанция, а затем и судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда данное требование не поддержали. Почему?
Судьи исходили из того, что хозяйственные операции по получению сырья, в т.ч. и от ООО «А», в учете заявителя отражены не были. Этот факт подтверждается и односторонним актом сверки, составленным ООО «Т» по взаимным расчетам с ООО «А» за период 01.01.2015 – 12.06.2017, в котором отсутствуют операции как по переработке давальческого сырья, так и по получению товарного займа.
То есть судебные инстанции признали доказанным вывод ИМНС о том, что ООО «Т» в 2015 г. ввезло из РФ и использовало в производстве 75 т полиэтиленового сырья без соответствующих документов. В связи с чем на основании п. 17 Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» контролирующий орган при расчете подлежащих доначислению в бюджет налогов, сборов (пошлин) определил налоговую базу и сумму НДС в соответствии с порядком, установленным п.п. 4, 10 Положения, утв. постановлением Совмина от 24.03.2010 № 426 «Об определении размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин)».
Доводы заявителя кассационной жалобы о неполном исследовании при проведении проверки всех документов бухучета, в частности, забалансовых счетов общества, были отклонены. Бывший главный бухгалтер ООО «Т», работавшая там в анализируемый период, пояснила: документы на ввоз предприятием 75 т сырья и документы на его получение от ООО «А» в качестве давальческого ей не передавались и, соответственно, в учете не отражались.
Аналогичная информация получена и от главного бухгалтера организации, оказывавшей ООО «А» услуги по составлению бухгалтерской и налоговой отчетности.
Также отклонены доводы заявителя относительно неправомерного исчисления налоговым органом одновременно НДС, подлежащего уплате при ввозе товара на территорию Беларуси, и налога на прибыль ввиду отнесения стоимости этого же товара к внереализационным доходам.
Согласно ст. 72 Договора о ЕАЭС, взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров происходит согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющемуся приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол).
Пунктом 13 разд. III Протокола предусмотрено, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства–члена с территории другого государства–члена (за исключением случая, установленного п. 27 Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства–члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в т.ч. с учетом особенностей, предусмотренных п.п. 13.1–13.5 Протокола.
В соответствии с п. 22 Протокола в случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты их в более поздний срок по сравнению с установленным п. 19 Протокола, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, установленного п. 20 Протокола, либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства–члена, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.
Указанный Протокол не связывает обязательство по уплате косвенных налогов по импортированному товару с иными налоговыми обязательствами организации–импортера в соответствии с законодательством государства–члена, на территорию которого импортированы товары.
Верховный Суд также посчитал несостоятельными доводы относительно неполноты проверки и неисследования в ходе ее забалансовых счетов ООО «Т», на которых следовало отразить полученный обществом полиэтилен в качестве давальческого сырья.
Согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (в действовавшей на тот момент редакции), забалансовые счета, в числе иных счетов, являются счетами бухгалтерского учета предприятия. Именно их в ходе проверки требовала представить ИМНС, однако руководство ООО «Т» в полном объеме все документы не представило.