Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9778
EUR:
3.4515
RUB:
3.6925
BTC:
112,374.00 $
Золото:
322.36
Серебро:
3.68
Платина:
129.25
03.12.2002 37 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правовое регулирование аттестации кадров

Аттестация (от латинского аttеstаtiо -- "свидетельство")  означает определение квалификации, уровня знаний работника, отзыв  о его способностях, деловых и иных качествах. Исходя из этого любое  определение квалификации или иных качеств...

Аттестация (от латинского аttеstаtiо -- "свидетельство")  означает определение квалификации, уровня знаний работника, отзыв  о его способностях, деловых и иных качествах. Исходя из этого любое  определение квалификации или иных качеств работника применительно  к конкретной деятельности может быть названо аттестацией. В данном  смысле к аттестации относятся присуждение ученой степени, присвоение  ученого звания, сдача государственных экзаменов и т.п. Такое определение  квалификации, уровня знаний работника, соответствие его деловых качеств  определенной профессии, специальности, квалификации или должности  является аттестационным в широком смысле.

В узком смысле аттестация работника -- это проводимая  предприятием или организацией в специальной организационно-правовой  форме периодическая проверка деловых качеств определенных категорий  работников (руководителей, специалистов) в целях постоянного повышения  их деловой квалификации, а также улучшения подбора и расстановки кадров.  При организации и проведении аттестации работников необходимо учитывать  некоторые особенности. Во-первых, она проводится только в отношении  работников, состоящих в трудовых отношениях с нанимателем. Иными словами,  для тех работников, которые зачислены согласно трудовому договору  или контракту приказом руководителя в штат предприятия (организации).  Эти работники также обязаны подчиняться внутреннему трудовому распорядку  установленному у нанимателя.

Во-вторых, субъектами аттестации являются работники определенной  категории (например, инженеры, руководители структурных подразделений,  главные специалисты и др.). Это означает, что наниматель не вправе  по своему усмотрению расширить перечень категорий работников, подлежащих  аттестации на таких же условиях, как специалисты, например, вопреки  Типовому положению об аттестации руководителей и специалистов предприятий,  учреждений и организаций (утв. постановлением Министерства труда от  31.10.96г. N 84) провести аттестацию рабочих. Аттестация некоторых  категорий рабочих (например, бригадиров, рабочих контролеров, лиц,  овладевающих профессиями рабочих в различных формах обучения) может  проводиться по специальным положениям для данных категорий рабочих.  Аттестация бригадиров производственных бригад проводится в соответствии  с Типовым положением об организации подбора и аттестации бригадиров  в производственных объединениях и на предприятиях, утв. постановлением  Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата  ВЦСПС от 12.08.85г. N 27017-2 (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1986, N  2, с.31--34). Аттестация бригадиров из числа мастеров и других  специалистов проводится в соответствии с Типовым положением об аттестации  руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций  (утв. постановлением Министерства труда от 31.10.96г. N 84). Аттестация  рабочих контролеров регламентируется Типовым положением об аттестации  рабочих контролеров, утв. постановлением Государственного комитета  СССР по труду и социальным вопросам Секретариата ВЦСПС от 9.09.86г.  N 32620-93 (Бюллетень Государственного комитета СССР по труду и социальным  вопросам, 1987, N 1, с.3--7).

В-третьих, аттестация проводится периодически. Периодичность  проведения аттестации определяется нанимателем в зависимости от конкретных  обстоятельств и необходимости. Однако специалисты и руководители,  работающие по контракту, проходят аттестацию не реже одного раза в  3 года. Это требование установлено п.2.3 Декретом Президента "О  дополнительных мерах по совершенствованию трудовых, отношений, укреплению  трудовой  и  исполнительской  дисциплины" от 26.07.99г. N 29. Следует  также помнить, что аттестация работников осуществляется в специальной  организационно-правовой форме. Руководитель предприятия (организации)  обязан соблюдать ту процедуру аттестации, которая предусмотрена положением.  Аттестационная комиссия при оценке работника должна руководствоваться  критериями, предусмотренными в Законе и положении об аттестации. В  противном случае при возникновении трудовых споров по результатам  аттестации суд может отменить решение аттестационной комиссии и приказ  руководителя на основании, которого он был издан. В постановлении  пленума Верховного суда от 2001-03-29г. N 2 "О некоторых вопросах  применения судами законодательства о труде" (п.30) сказано:  "Рассматривая исковые требования о восстановлении на работе лиц,  уволенных по п.3 ст.42 Трудового кодекса (далее -- ТК) из-за  несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе  вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению  данной работы, суды должны иметь в виду, что расторжение трудового  договора по мотиву отсутствия специального образования, если оно  согласно законодательству не является обязательным условием при  заключении трудового договора, недопустимо. Выводы аттестационной  комиссии об отсутствии у работника необходимых деловых качеств  подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. При  этом суд должен проверить, соблюдены ли нанимателем соответствующие  положения о порядке проведения аттестации".

При  проведении  аттестации  руководителем  предприятия  (организации, далее -- организация) преследуется определенная цель.  Цели аттестации зависят от направления деятельности организации ее  организационной структуры, корпоративных норм работы с кадрами. Главные  цели аттестации -- наиболее рациональное использование  специалистов,   повышение  ответственности кадров за порученный участок работы,  развитие их инициативы и творческой активности, стимулирование роста  их деловой квалификации и усиление их влияния на совершенствование  деятельности органов управления организациями, создание резерва кадров  для выдвижения на руководящую работу, улучшение в целом работы по  подбору, расстановке и воспитанию кадров. Однако цели аттестации не  следует рассматривать как какие-то неизменные задачи. В современных  условиях хозяйствования, усиления демократических начал в решении  производственных  проблем  цели  аттестации  могут  расширяться.

Подготовка к проведению аттестации

Успешному проведению аттестации во многом способствует  уровень ее подготовленности. Анализ деятельности кадровых служб некоторых  организаций по данным вопросам показывает, что тщательная предварительная  подготовка необходима как для аттестуемых специалистов, так и для  членов одноименных комиссий. Ответственность за своевременное и качественное  проведение аттестации возлагается на нанимателя. Организационная работа  согласно утвержденному плану мероприятий ведется силами кадровой службы  при активном содействии правовой службы и руководителей структурных  подразделений организации. В подготовительный период намечаются сроки  проведения аттестации, которые регламентируются приказом руководителя.

Приказом о проведении аттестации утверждается состав аттестационной  комиссии. В правовом механизме аттестации кадров аттестационная комиссия  занимает центральное место. Это проявляется как в юридических характеристиках  ее деятельности, так и в социально-экономической результативности,  полезной отдаче. С юридической точки зрения деятельность аттестационной  комиссии имеет многоцелевое назначение. Во-первых, она способствует  осуществлению права на труд. Ведь результаты работы аттестационной  комиссии стимулируют творческий рост участников трудовых правоотношений,  а также влияют на обеспечение их работой по способностям в соответствии  с профессиональной подготовленностью и с учетом общественных потребностей.  Во-вторых, деятельность аттестационной комиссии представляет собой  правовую форму проверки качества выполнения работниками своих служебных  обязанностей, включая и такие, как обязанность рационально использовать  рабочее время, повышать свою квалификацию. Именно данная роль аттестационной  комиссии позволяет ей принимать решения, существенно влияющие на трудовое  правоотношение, его содержание. В-третьих, решение аттестационной  комиссии может служить юридической предпосылкой для продвижения по  работе. Социально-экономическое значение практики аттестационной комиссии  проявляется и в том, что она усиливает стимулирующее воздействие норм  трудового права, повышает уровень трудовой дисциплины, производительность  и качество труда аттестуемых. Оценка деятельности работника за определенный  период производится аттестационной комиссией. Законодатель обращает  особое внимание на ее качественный состав. В состав указанной комиссии  должны входить наиболее подготовленные руководители и специалисты,  способные квалифицированно дать оценку аттестуемым работникам. Однако  практика свидетельствует о том, что порой в подготовительный период  состав названной комиссии подбирается формально, без тщательного анализа  творческих возможностей будущих членов комиссии. В результате не редко  сохраняется формализм проведения аттестации в некоторых организациях  при значительных затратах на ее организацию. По мнению ученых в области  трудового права, назрела необходимость дополнить Типовое положение  об аттестации руководителей и специалистов требованием о том, что  часть членов данной комиссии должны составлять незаинтересованные  работники вышестоящих или других организаций. Это позволит объективно  оценивать аттестуемых. В подготовительный период к проведению аттестации  определяется категория (категории) аттестуемых работников и подготавливаются  соответствующие документы. На всех работников, подлежащих аттестации,  кадровой службой заполняются аттестационные листы в 2 экземплярах,  а непосредственные руководители составляют и подписывают производственные  характеристики, с которыми аттестуемые работники ознакомляются под  роспись не позднее недели до аттестации. В некоторых организациях  в подготовительный период проводится краткосрочная целевая учеба аттестуемых  работников по специально утвержденной программе. Программой предусматривается  изучение функциональных обязанностей специалистов, должностных и технических  инструкций, инструкций по охране труда и технике безопасности, вопросов  трудового законодательства, основ экономики и др. В подготовительный  период к аттестации непосредственно кадровой службой выполняется следующая  работа: готовится проект приказа руководителя о проведении аттестации,  в котором определяется количество и состав аттестационных комиссий,  сроки проведения аттестации и утверждается план мероприятий по подготовке  и проведению аттестации; составляются списки работников, подлежащих  аттестации; пофамильно составляются сроком на один месяц графики проведения  аттестации, согласовываются с профсоюзным комитетом, утверждаются  руководителем и доводятся под роспись аттестуемым за 1 месяц до аттестации;  составляется распорядок работы аттестационной комиссии (комиссий),  в котором указываются дни недели, время работы и место заседания комиссии)  утверждается руководителем организации и доводится до сведения аттестуемых  работников; обеспечивается подготовка других необходимых документов  (бланки протоколов заседания аттестационной комиссии, бюллетени для  тайного голосования), если голосование проводится тайно. В подготовке  документов к аттестации кроме отдела кадров принимают участие и другие  службы организации. Планово-экономический отдел готовит данные по  выполнению подразделениями доведенных заданий за текущий год. Отдел  труда и заработной платы совместно с руководителем подразделения составляют  штатное расписание по каждому структурному подразделению (цеху, отделу,  бюро) и предварительно предусматривают примерный должностной оклад  каждому специалисту. Отдел охраны труда и техники безопасности информирует  членов аттестационных комиссий о случаях нарушений техники безопасности,  допущенных по вине аттестуемого работника. Юристы правовой службы  предварительно проверяют проекты издаваемых в связи с предстоящей  аттестацией приказов, инструкций и других документов (на соответствие  Закону). Специалисты в области психологии управления кадрами, считают,  что по поводу аттестации должно быть проведено собрание коллектива.  В процессе подготовки к собранию каждый из аттестуемых, должен получить  специальное напоминание. В первый раз -- примерно за 3 месяца до  собрания и во второй -- накануне собрания. Напоминание должно  содержать следующие вопросы:

Какую работу выполнял аттестуемый?

Улучшилось ли качество его работы за оцениваемый период?

В чем выражается его активность в выполнении работы (новшества,  рационализации, дополнительные обязанности и т.д.)?

Каким образом строится сотрудничество с коллегами?

Какова активность в общественной работе?

Каково состояние трудовой дисциплины?

Каково поведение вне коллектива?

Оценка вклада работника в результаты деятельности коллектива.

Рекомендации работнику по совершенствованию личной работы,  повышению активности.

Непосредственные руководители иногда рекомендуют аттестуемым  работникам подготовить аттестационной комиссии  письменные  предложения  по совершенствованию  работы  на  своем  рабочем   месте, в  целом    в организации и предложения по решению негативных вопросов, мешающих  работать более эффективно. Чтобы предотвратить возникновение негативной  обстановки в предаттестационной период, нанимателю рекомендуется сосредоточиться  на повышении деловитости и профессионализма  в  работе. Она  в  период   подготовки  к аттестации должна изучить трудности, с которыми сталкиваются  работники в повседневной работе, проявить максимум внимания к каждому  человеку, оценить его желания и возможности, предложить оптимальный  вариант работы.

Права и обязанности нанимателя в вопросах подготовки и проведения аттестации кадров

Наниматель имеет право в установленном Законом порядке  и в соответствии с Типовым положением об аттестации периодически (один  раз в 3 года) проводить аттестацию работников. За уклонение работников  без уважительных причин от аттестации наниматель имеет право привлекать  их к дисциплинарной ответственности, а в случае повторного нарушения  -- расторгать трудовой договор с нарушителем, т.е. за систематическое  исполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных  на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка,  если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания  (п.4 ст.42 ТК). Наниматель обязан создать необходимые условия для  подготовки работников к аттестации. С этой целью он должен организовать  изучение работниками должностных инструкций, технологической документации,  основ законодательства о труде, правил охраны труда и техники безопасности  и правил внутреннего трудового распорядка. В обязанности нанимателя  входит проведение инструктажа членов аттестационных комиссий о порядке  проведения аттестации и строгое соблюдение утвержденных графиков аттестации  работников. При этом коллегиальное мнение относительно целесообразности  перемещения и использования аттестуемого работника на более ответственной  работе является наиболее авторитетным для трудового коллектива и оказывает  немаловажное воспитательное воздействие на коллектив и самого работника.  В этом убеждает анализ информации о деятельности аттестационных комиссий  в организациях Республики Беларусь.

Права и обязанности аттестационной комиссии

Законодательством о труде Республики Беларусь аттестационным  комиссиям предоставлены широкие права. Поскольку оценить деловые и  личные качества аттестуемого работника трудно, комиссии используют  многообразные конкретные методы оценки качеств аттестуемых работников,  а именно биографические оценки, метод эталона, матричный метод суммирующих  оценок, тестирование, метод парных сравнений, бальной, коэффициентной  оценки и др.

При аттестации работников вышеупомянутыми методами комиссия  имеет право рассматривать представленные в установленные сроки материалы  на аттестуемых, заслушивать их отчеты о проделанной работе и результатах  труда. В процессе работы комиссии ее члены вправе заслушивать сообщения  руководителей структурных подразделений, характеризующих аттестуемых  работников. Комиссия в праве в случае необходимости затребовать дополнительные  материалы на аттестуемых, позволяющие оценить степень из участия в  выполнении производственных планов, заданий по внедрению новой техники  и технологий, по совершенствованию организации труда и производства.  Члены комиссии вправе заслушивать аттестуемых по вопросам соблюдения  трудовой дисциплины, определять уровень квалификации и качество исполнения  должностных обязанностей, а также задавать дополнительные вопросы  аттестуемому о выполнении им функциональных обязанностей. Одно из  важнейших прав комиссии -- давать оценку работы аттестуемого, а  также рекомендации о зачислении его в резерв кадров для выдвижения  на руководящую работу. Комиссия вправе в своих решениях давать рекомендации  руководителю организации о повышении должностного оклада, об установлении  персональной надбавки к окладу. Правовой статус аттестационной комиссии  характеризуется взаимным сочетанием ее прав и обязанностей. Рассматривая  аттестационные материалы, комиссия обязана строго руководствоваться  действующим законодательством и Положением о порядке проведения аттестации.  При этом аттестационная комиссия обязана предварительно проверять  правильность и объективность оформленных характеристик и других материалов  и строго соблюдать утвержденный руководителем график проведения аттестации.  До начала аттестации комиссия обязана разъяснять аттестуемым работником  их права, обязанности и порядок проведения аттестации. После каждого  заседания комиссия обязана качественно оформлять протоколы аттестационной  комиссии, которые подписываются всеми членами, присутствовавшими на  данном заседании, и по завершении аттестации составлять руководителю  организации отчеты об итогах аттестации. Каждая аттестационная комиссия  обязана с помощью правовых норм добиваться выполнения нанимателем  своих решений.

Права аттестуемых работников

Аттестуемые работники имеют право на ознакомление с характеристикой,  и если они не согласны с выводами и доводами руководителя подразделения,  изложенными в характеристике на обжалование ее в установленном порядке  в комиссию по трудовым спорам, руководителю организации. До заседания  комиссии аттестуемые вправе поставить вопрос перед непосредственным  руководителем о проведении для них целевой учебы с целью подготовки  их к аттестации. Во время заседания комиссии аттестуемый имеет право  уточнять суть заданного ему вопроса и требовать письменной записи  его ответа на заданные вопросы в протоколе заседания комиссии. Аттестация  -- одно из условий трудового договора, независящее от воли аттестуемых  и нанимателя и установленное законодательством. В силу того что условие  об аттестации является неотъемлемым элементом трудового договора с  определенными категориями работников, отказ работника от аттестации,  выраженный при заключении трудового договора, считается отказом от  вступления в трудовые отношения с данным нанимателем. При проведении  аттестации работник обязан в назначенный срок по графику явиться на  заседание аттестационной комиссии. В случае отказа без уважительных  причин он может быть аттестован заочно, а его действия можно квалифицировать  как нарушение трудовой дисциплины.

Рекомендации по составлению аттестационных характеристик  аттестуемых работников

Характеристика -- правовой документ, дающий основание  аттестационной комиссии по итогам аттестации дать оценку результатов  труда аттестуемым работникам. Характеристики аттестуемых составляются  исходя из конкретных условий и требований, предъявляемых к ним в соответствии   с  занимаемой  должностью,  и  должны отражать не только положительные,  но и отрицательные качества в работе, поведении. Для этого надо всесторонне  знать аттестуемого, что достигается изучением его в практической работе,  наблюдением за выполнением им поручений, его взаимоотношений с работниками.  Большую помощь в этом оказывают беседы с его товарищами по работе,  с вышестоящими руководителями. Необходимо знать поведение аттестуемого  в семье, быту. Материалы должны содержать оценку как его деловых,  так и личных качеств. Оценка деловых качеств аттестуемого руководителя  какого-либо подразделения должна отражать выполнение возглавляемым  им подразделением (сменой, участком, отделом, цехом) и плановых заданий,  уровень трудовой дисциплины в подразделении, повышение квалификации  подчиненными работниками. В характеристике отражается уровень квалификации  аттестуемого работника (глубина специальных технических, экономических  знаний, широта кругозора и общая эрудиция, степень компетентности).  В характеристике аттестуемого руководителя отражается уровень знаний  достижений отечественной и зарубежной науки, техники, производства,  способность быстро и самостоятельно принимать решения, а также способность  поддерживать контакты с работниками. На основе этих и других данных  в характеристике дается оценка деловых качеств аттестуемых. Следует  обратить внимание, что понятие "деловые качества"  для  различных   категорий  работников  не  одинаково. Например, для руководителя,  в отличие от рядового специалиста, кроме знания своих функциональных  обязанностей необходимо быть компетентным в вопросах экономики, законодательства,  охраны труда и техники безопасности и т.д. Оценка личных качеств работника  должна отражать способность к сотрудничеству, отношение к руководству  и товарищам по работе, умение сочетать функции администратора с заботой  о подчиненных. Составленная  характеристика  обсуждается  на  собрании  трудового  коллектива (участка, смены, бюро, сектора, отдела), подписывается  руководителем подразделения. В течение недели работник может подготовить  возражения, замечания по характеристике, обосновать их и высказать  на заседании аттестационной комиссии заблаговременно, для того чтобы  она могла обстоятельно ознакомиться с личными и деловыми качествами  аттестуемых, а работник в случае несогласия мог оспорить ее содержание.

Проведение аттестации

Аттестация кадров в организации проводится в соответствии  с Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов предприятий,  учреждений и организаций, утв. постановлением Минтруда N 84.

До заседания все материалы, поступившие в аттестационную  комиссию (характеристики, аттестационные листы, списки или образцы  выполненных работ и др.), тщательно изучаются ее членами. В случае  необходимости при возникновении неясных вопросов у членов комиссии  по материалам того или иного работника председатель или секретарь  комиссии могут получить у руководителя подразделения, где работает  аттестуемый, нужную дополнительную информацию. После изучения предоставленных  материалов в строгом соответствии с утвержденным графиком проводится  заседание комиссии. Присутствие на нем непосредственного руководителя  аттестуемого является обязательным условием. Секретарь комиссии зачитывает  аттестационный лист аттестуемого, а руководитель подразделения --  характеристику работника, его предположения по совершенствованию производства,  труда и управления на рабочем месте и в организации в целом, рекомендации  по итогам предыдущей аттестации. Заслушивается сообщение аттестуемого  о работе, в котором освещаются следующие моменты: согласен или не  согласен он с представленной на него характеристикой, если не согласен,  то с чем именно, что, по мнению аттестуемого, препятствует более эффективной  работе в занимаемой им должности, каковы необходимые условия для повышения  производительности и качества его труда, выполнены или не выполнены  рекомендации по итогам предыдущей аттестации, если не выполнены, то  по чьей вине.

В целях выработки более объективного мнения о деятельности  аттестуемого работника в межаттестационном периоде члены комиссии  задают ему вопросы. Вопросы могут быть самые разнообразные. Однако  они должны быть направлены на выявление общего уровня подготовки аттестуемого  или выяснение его мнения по проблемам деятельности в трудовом коллективе,  а также должны побудить внести конкретные предложения, направленные  на улучшение работы подразделения, организации. Задаваемые аттестуемому  вопросы должны способствовать выявлению причины недостатков в его  работе, путей их преодоления, определению направлений совершенствования  труда, повышению его эффективности. Характеристику деловых и личных  качеств аттестуемого дает его непосредственный руководитель. Если  аттестуемый не согласен с характеристикой, то ему должна быть предоставлена  возможность высказаться на заседании комиссии. Разногласия между аттестуемым  и его руководителем должны быть здесь же разрешены и учтены в рекомендациях  по итогам аттестации. Заседания аттестационной комиссии должны проводиться  в дни и часы, установленные графиками.

Важная функция во время работы аттестационной комиссии  принадлежит секретарю. Секретарь ведет протокол заседания, в котором  рекомендуется указывать: дату проведения заседания, список присутствующих  членов названной комиссии, фамилию, имя, отчество, занимаемую должность  и место работы аттестуемого (подразделение), краткое сообщения последнего  о его работе, заданные ему вопросы, ответы, оценку его деятельности  и результаты голосования (количество голосов "за" и  "против" оценки деятельности аттестуемого), рекомендации  аттестационной комиссии. Протоколы заседаний подписываются ее  председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии.

Оценка аттестуемого работника

По итогам сообщения аттестуемого, его ответам на вопросы  членов комиссии и с учетом личного вклада в развитие науки и техники  (научные труды, открытия, изобретения и рационализаторские предложения,  отраженные в представленных документах) комиссией производится оценка  аттестуемого. При оценке руководителей и специалистов необходимо учитывать  влияние объективных условий на эффективность их труда. Важно, чтобы  им в качестве упущений вменялись только недостатки, вызванные их личными  упущениями в работе. Оценка аттестуемых производится в их отсутствие  большинством голосов членов аттестационной комиссии. Порядок голосования  (открытое, тайное) определяется аттестационной комиссией (с п.14 Типового  положения). Аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок  деятельности работника:

-- соответствует занимаемой должности;

-- соответствует занимаемой должности при условии улучшения  работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией  через год;

-- не соответствует занимаемой должности.

Комиссия может давать рекомендации о выдвижении на вышестоящую  должность, о повышении квалификационной категории, о переводе аттестуемого  в другое подразделение с учетом его профессиональных наклонностей,  уровня и профиля специальной подготовки, деловых и личных качеств,  о повышении должностного оклада, о необходимости повышения квалификации,  переподготовки работника и др. Результаты аттестации сообщаются работнику  непосредственно после голосования. Он также подписывает аттестационный  лист. Аттестационные листы на работников, прошедших аттестацию, хранятся:  один  экземпляр  в  личном  деле  работника, другой <197> в материалах  аттестационной комиссии. Материалы аттестации в недельный срок после  ее завершения передаются нанимателю. Решения аттестационной комиссии  носят рекомендательный характер. Нанимателем по материалам аттестации  в месячный срок принимается решение, оформляемое приказом. В приказе  об итогах проводимой аттестации указываются работники, которые повышены  в должности, поощрены, а также работники, которым аттестационная комиссия  вынесла оценку <169>не соответствует занимаемой должности<170>, <169>соответствует  занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций  комиссии, с последующей аттестацией через год<170>. На основании оценки  аттестационной комиссии о несоответствии занимаемой должности наниматель  вправе оставить работника в прежней должности, перевести с его письменного  согласия на другую работу, а при невозможности перевода допускается  увольнение по п.3 ст.42 ТК.

Аттестация руководителей, назначение или утверждение которых  производится вышестоящими органом, осуществляется аттестационными  комиссиями этих органов (министерств, госкомитетов, объединений).  От аттестации освобождаются: лица, проработавшие в данной должности  либо по данной профессии менее одного года, выпускники дневных учебных  заведений в течение первого года работы после окончания учебы, беременные  женщины, работники, находящиеся на длительном излечении, женщины,  находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, в течение  первого года после выхода их на работу.

Споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в комиссиях  по трудовым спорам. Работники, уволенные с работы по результатам аттестации,  вправе обжаловать решение нанимателя в суд.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by