Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №8(2604) от 27.01.2023 Смотреть архивы

USD:
2.6409
EUR:
2.8745
RUB:
3.8123
Золото:
163.72
Серебро:
2.01
Платина:
86.01
Палладий:
141.62
Назад
Бюджет
28.10.2022 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №82(2579) от 28.10.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правительство уточнило планы и прогнозы на 2023 год

Фото: neg.by

Президиум Совмина провел финальное рассмотрение прог­нозных документов, устанавливающих параметры социально-экономического развития, основные направления денежно-кредитной политики, государственный бюджет на 2023 год, а также изменений в Налоговый кодекс. По итогам заседания документы одобрены и будут представлены главе государства.

Пересмотрен прогноз по инфляции

Это второе заседание Президиума Совмина, посвященное обсуждению прогнозных документов, проекта бюджета, а также изменений, которые предлагается внести в НК. На первом, состоявшемся 27 сентября, были озвучены основные параметры социально-экономического развития на следующий год, а также некоторые расходные позиции бюджета, определяющие социальную политику государства. Все представленные документы были в целом одобрены.

Как отметил премьер-министр Роман Головченко, ключевые параметры работы Правительства и Нацбанка на 2023 год остались без изменений, за исключением показателя по инфляции, который был скорректирован Минэкономики по итогам совещаний у Президента с экономическим блоком правительства. Глава Совмина напомнил основные цифры: темп роста ВВП должен составить 103,8% к уровню прошлого года, реальные располагаемые денежные доходы населения – увеличиться на 4,1% (при росте реальной зарплаты на 4,6%). Прирост инвестиций в основной капитал планируется на уровне 22,3%, экспорт товаров и услуг должен увеличиться на 5,5%, а инфляция составить не более 7–8%.

Ставка на экспорт и инвестиции в основной капитал

Роман Головченко также обозначил ключевые факторы роста экономики в следующем году. Первый – опережающий рост внутреннего спроса за счет наращивания инвестиций в основной капитал. Планируется реализация 129 регио­нальных, 51 импортозамещающего и 14 интеграционных проектов на сумму 4,1 млрд руб., которые, по словам премьер-министра, обеспечены источниками и механизмами финансирования. Будет построено 4,3 млн кв. м жилья, в т.ч. 1,3 млн кв. м – с господдержкой. Запланированы к реализации и объемы инфраструктуры в рамках государственной инвестиционной программы.

Вторым ключевым фактором роста экономики станет рост экспорта на 5,5%. По прогнозам Минэкономики расчеты развития внешних рынков дают возможность нарастить валютную выручку на 2,5 млрд USD. Основную ставку правительство делает на Россию и Китай: экспортные поставки в РФ должны увеличиться на 1,4 млрд USD, КНР – на 300 млн USD.

Бюджет сохранит социальную направленность

Что касается бюджетно-налогового законодательства, отметим: основные параметры проекта бюджета на 2023 год и предложения по корректировке НК рассмотрены и в целом одобрены на заседании президиума. Р. Головченко подчеркнул, что бюджет сформирован исходя из целевого сценария роста ВВП. При этом, как и в предыдущие годы, сохранена его социальная направленность. Финансирование социальной сферы увеличится на 17,5%, более чем на 10 млрд руб. вырастут расходы на здравоохранение и образование. В результате рост расходов на здравоохранение составит 16%, на образование – 19%. На 19,3% будут увеличены расходы на оплату труда в бюджетной сфере. Средства, направляемые на выплату пенсий, увеличены на 16,5%, социальных пособий – 15,8%. Государство продолжит субсидирование строительства жилья для молодых и многодетных семей, других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и существенно нарастит объемы строительства арендного жилья. Расходы бюджета на эти цели составят 1,6 млрд руб.

Как изменятся другие значимые статьи бюджета – на оборону, правоохранительную и судебную деятельность, общегосударственные расходы, – в правительстве, к сожалению, не рассказали. Не известно также, каким планируется дефицит бюджета – на первом заседании министр финансов Юрий Селиверстов озвучивал прогноз в 3–4 млрд руб. Откорректировали эту цифру или она осталась неизменной, непонятно.

Рефинансирование госдолга и обратные акцизы от России

В беседе с журналистами министр финансов прокомментировал планы правительства по погашению внешнего госдолга, а также размер налоговых компенсаций, получаемых от России по договору об общих принципах налогообложения по косвенным налогам.

Юрий Селиверстов пояснил, что в отношении выплат для «недружественных кредиторов» сохранится порядок, существующий сегодня, по крайней мере, до тех пор, пока не будут сняты санкции с Нацбанка как платежного агента страны. Относительно выплат по российским и китайским кредитам министр пояснил, что работа в данном направлении ведется. В частности, планируется частично рефинансировать предстоящие выплаты за счет новых заимствований на российском рынке. Одновременно министр напомнил, что частично вопросы платежей по долгу с РФ были решены в текущем году – увеличение сроков кредитов позволило перенести часть платежей на более поздний срок.

Важным недолговым источником бюджета в 2023 г. станут обратные акцизы, т.е. межбюджетные трансферты, которые Россия будет выплачивать Беларуси в качестве компенсации за реализацию налогового маневра. Ю. Селиверстов оценил размер таких выплат в зависимости от текущего курса приблизительно в 1,7–1,8 млрд руб.

* * *

По аналогичному прогнозу на 2022 год экономика должна была вырасти на 2,9%, а инфляция допускалась на уровне не более 6%.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений