Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Бухучет
09.09.2003 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правила совершенствуются непрерывно

В аудиторской деятельности всегда было немало сложных аспектов, в которых непросто разобраться даже искушенным в хитросплетениях законодательства специалистам...

В аудиторской деятельности всегда было немало сложных аспектов, в которых непросто разобраться даже искушенным в хитросплетениях законодательства специалистам. Чтобы им помочь, на вопросы корреспондента "НЭГ" отвечает начальник управления аудита Минфина Тамара ИСАЕВА.

-- Тамара Александровна, для многих аудиторов и их клиентов проблемой является то, что аналитическую часть аудиторского заключения нередко требуют лица, для которых она не предназначена (например, инспекция МНС). Как решить этот конфликт в рамках действующего законодательства? Будут ли вноситься изменения в порядок составления и предоставления аудиторского заключения?

-- Подобные требования по существующему законодательству не имеют право предъявлять ни налоговая инспекция, ни другие лица. Им можно порекомендовать познакомиться с частью 3 ст. 16 Закона "Об аудиторской деятельности в Республике Беларусь", где установлено, что заказчики представляют пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности только итоговую часть аудиторского заключения. В полном объеме может предоставляться заключение по результатам аудита Национальному банку в банковской системе. Этот порядок закреплен и в правиле "Порядок составления аудиторского заключения", утв. постановлением Минфина от 2001-05-28г. N 59. Иное законодательством сегодня не предусмотрено.

Недавно управлением аудита подготовлен и обсуждается с членами методологического совета по аудиторской деятельности проект новой редакции правил "Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности". В проекте учтены все последние изменения законодательства в сфере аудита, а также тенденции развития международной аудиторской практики, в первую очередь в России.

Таким образом, требования к подготовке аудиторского заключения вскоре будут приближены к мировой практике, а пользователи отчетности смогут получить из него ту информацию, которую они имеют право знать, например, принимая инвестиционные решения. Кроме того, разрабатывается проект правил "Информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведенного аудита", на основании которого сведения конфиденциального характера будут содержаться в отчете руководству аудируемого лица.

-- При заключении договоров заказчики требуют от аудиторов гарантий, что за проверенный период у них не будет проблем с налоговыми органами. Насколько обоснованны такие требования? Какие гарантии могут дать аудиторы своим клиентам и какую ответственность они несут, если вопреки их заверениям на организацию все же будут наложены санкции?

-- Когда заказчик заключает договор оказания аудиторских услуг, естественно, что его интересует качество проведения проверки и гарантия того, что впоследствии проблем с налоговыми органами не возникнет. Но, с другой стороны, проведение аудита не предполагает освобождения руководства аудируемого лица от ответственности за полноту и достоверность документов, представленных для проверки, и за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом.

Важные аспекты взаимоотношений с заказчиками обозначены в республиканских правилах аудиторской деятельности, которым Закон придал достаточно высокий правовой статус. Все аудиторы обязаны соблюдать эти правила, которые являются отправной точкой для повышения качества аудиторских услуг. Ответственность аудитора и его клиента четко разграничена в одном из первых правил, принятых в республике, -- "Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Кроме того, в ст.12 Закона еще более усилена ответственность аудиторов, прежде всего, за составление заведомо ложного заключения, которое составлено без проведения аудиторской проверки или не соответствует ее результатам. Сделать эту норму по-настоящему работающей возможно с учетом анализа выполнения аудиторами требований правила "Рабочая документация аудитора".

Аудиторы должны максимально определить правильность выполнения налоговых обязательств аудируемым лицом, для того чтобы свести к минимуму вероятность претензий со стороны налоговых органов. Однако, учитывая выборочный характер проведения проверки и сложность финансово-хозяйственных отношений, можно вести речь, конечно, лишь о разумной гарантии, обоснованной аудиторскими доказательствами, а не об абсолютной точности исчисленных показателей. И проверяемые организации должны понимать, что это обусловлено реальными возможностями аудиторов и других финансовых контролеров.

Поэтому правило аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск" определило целью аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности установление ее достоверности во всех существенных отношениях, т.е. выявление обстоятельств, значительно влияющих на достоверность отчетности и правильность принятия решений пользователем этой отчетности.

Тем не менее даже самые высококвалифицированные специалисты не могут полностью исключить вероятность пропуска ошибки, влекущей значительный ущерб как самому аудируемому лицу, так и другим пользователям. Поэтому возможность возникновения и возмещения ущерба, превышающего установленный размер существенности, всегда есть.

Рыночный механизм защиты интересов аудируемых лиц в таких случаях можно обеспечить через страхование профессиональной ответственности, что является наиболее разумным решением, тем более что для покрытия ущерба имущества аудиторской фирмы вряд ли хватит и она может превратиться в недобросовестного должника. Конечно, такое страхование стоит не дешево, но позволит защитить репутацию профессии и является цивилизованным элементом предпринимательской деятельности аудиторов.

-- Какие изменения в дейст-вующие правила аудиторской деятельности готовит сегодня управление аудита? Как они скажутся на деятельности аудиторов?

-- Внесение изменений в республиканские правила аудиторской деятельности вызвано приведением их в соответствие с новой редакцией Закона "Об аудиторской деятельности". К настоящему времени эта работа практически закончена. Но так как аудит в нашей стране продолжает развиваться, постепенно становится возможным применение тех требований международных стандартов аудита, которые раньше казались неприемлемыми. Поэтому в республиканские правила время от времени будут вноситься изменения. Не надо надеяться, что ссылка на белорусские экономические условия и желание некоторых субъектов хозяйствования рассматривать аудит, как набор услуг, полезных заказчику, позволит снизить требования к качеству аудита в нашей стране.

-- На каких основаниях могут работать в РБ зарубежные аудиторские фирмы? Могут ли они наделить белорусскую организацию статусом своего представительства (партнера) и дать ему полномочия подписывать аудиторское заключение от своего имени? Требуется ли им белорусская лицензия?

-- Необходимость получения зарубежными фирмами белорусской лицензии на аудиторскую деятельность на территории РБ предусмотрена в Положении о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 30.11.1999г. N 1862, а также в проекте Положения о лицензировании аудиторской деятельности, подготовленном в соответствии с Декретом от 2003-07-14г. N 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Это требование содержится и в Положении о порядке открытия и деятельности в РБ представительств иностранных организаций, утвержденном постановлением Совмина от 22.07.1997г. N 929. Положение устанавливает, что виды деятельности, на осуществление которых требуется получение специального разрешения (лицензии), могут осуществляться представительством только на основании такого специального разрешения (лицензии), полученного организацией в установленном законодательством порядке. Исключений из общих правил для иностранных аудиторских организаций по открытию и деятельности своих представительств в РБ нет.

Юридическое лицо РБ, осуществляющее деятельность на территории нашей страны по оказанию услуг в соответствии с условиями договора поручения или аналогичных договоров в интересах и в пользу иностранного юридического лица, должно зарегистрироваться в налоговых органах по месту своего нахождения в качестве постоянного представительства этого нерезидента. Руководитель представительства может действовать на основании легализованной доверенности.

-- На каких условиях будут работать государственные аудиторские организации? Будут ли они в порядке, установленном законодательством, получать лицензии, а работающие в них аудиторы -- квалификационные аттестаты и иметь те же права, что и частные аудиторы?

-- В настоящее время в республике нет государственных аудиторских организаций. Вопрос об их создании находится в стадии рассмотрения. Действующее законодательство не содержит норм, препятствующих созданию таких структур. Однако деятельность их в силу статьи 8 Закона "Об аудиторской деятельности" будет ограничена, поскольку там предусматривается, что аудит не может проводиться аудиторской организацией в отношении клиентов, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей, участников и собственников имущества.

Закон определил правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Беларуси и установил права и обязанности аудиторских организаций независимо от того, кем они созданы. При этом заниматься аудиторской деятельностью любое юридическое лицо может только на основании лицензии, полученной в установленном порядке.

-- Тамара Александровна, как будет организовано обязательное повышение квалификации аудиторов?

-- Обязанность аудиторов повышать свою квалификацию ежегодно установлена законом. Пока Министерством финансов согласована программа повышения квалификации, представленная Учебным центром повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минфина. Объем количества часов по дисциплинам -- 48, из них 16 будут посвящены методике проведения аудиторских проверок. Программа согласована с членами методсовета и одобрена Министерством образования. График и место проведения занятий будут опубликованы в прессе и письменно доведены до сведения аудиторов, получивших квалификационные аттестаты в 2002г.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by