Появились альтернативные варианты проверки информации из индивидуального лицевого счета
Каждый работающий гражданин может убедиться в достоверности сведений, занесенных в его индивидуальный лицевой счет (ИЛС), о датах приема и увольнения, суммах выплат, на которые начислены страховые взносы в отношении его самого, и при необходимости требовать от работодателя уточнения и (или) дополнения этих сведений. «ЭГ» уже писала о том, как получить информацию из ИЛС в ФСЗН (см. «ЭГ» № 7 от 31.01.2020). Сейчас появились новые способы уточнения сведений о социальном страховании – платные, через посредников.
В соответствии с Законом от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» информация, содержащаяся в ИЛС застрахованного лица, является конфиденциальной.
Справочно: ИЛС с уникальным страховым номером открывается каждому работающему гражданину.
На ИЛС накапливается информация:
– о стаже и других периодах деятельности;
– о суммах начисленных выплат (дохода);
– начисленных и уплаченных обязательных страховых взносах за каждый месяц страхового стажа;
– другие сведения, необходимые для назначения и выплаты пенсии и пособий.
Информация заносится в ИЛС на основании документов персонифицированного учета, которые заполняются и представляются плательщиками обязательных страховых взносов (работодателями и физлицами, самостоятельно уплачивающими обязательные страховые взносы).
Застрахованное лицо вправе получать информацию из своего лицевого счета.
Сделать это можно тремя способами.
1. Обратиться в территориальный орган Фонда.
В соответствии с Порядком предоставления информации застрахованному лицу и страхователю, утв. постановлением правления ФСЗН от 29.12.2009 № 18 (далее – постановление № 18), при обращении необходимо:
– предъявить страховое свидетельство государственного социального страхования;
– предъявить документ, удостоверяющий личность, или документ для выезда за границу;
– заполнить заявление установленной формы.
Информация предоставляется безвозмездно и, как правило, в день обращения гражданина, но не позднее 10 дней со дня обращения.
Данные формируются на дату обращения за любой требуемый период, но не ранее 01.01.2003, по форме, утвержденной постановлением № 18.
Справочно: индивидуальный (персонифицированный) учет застрахованных лиц в системе государственного социального страхования (далее – персонифицированный учет) действует на всей территории Беларуси с 1 января 2003 г.
2. Через информационных посредников, уполномоченных предоставлять электронные услуги с помощью общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), а именно в одном из отделений РУП «Белпочты» или РУП «Белтелекома» (услуга платная).
Таких посредников более 260 по всей стране.
Их список размещен на официальном сайте Фонда ssf.gov.by в рубрике «Е-сервисы» и на корпоративном портале.
Для получения информации, содержащейся в ИЛС, через информационного посредника потребуется предъявить:
– документ, удостоверяющий личность;
– свидетельство социального страхования.
3. Запросить сведения онлайн на Едином портале электронных услуг portal.gov.by ОАИС (услуга платная).
На портале электронная услуга предоставляется при наличии:
– электронной цифровой подписи (ЭЦП), получить которую можно в РУП «Национальный центр электронных услуг»;
– уникального идентификатора (логин и пароль). За его получением следует обратиться в службу «Одно окно» либо в РУП «Национальный центр электронных услуг» с документом, удостоверяющим личность.
При наличии ЭЦП или идентификатора на портале электронных услуг физическое лицо получит доступ не только к информации, содержащейся в его ИЛС, но и к иным услугам, оказываемым ОАИС физическим лицам.
Для получения информации, содержащейся в ИЛС застрахованного лица, на портале в разделе «Физическим лицам» следует выбрать «Работа и занятость», где размещена услуга «Предоставление сведений о датах приема и увольнения застрахованного лица и суммах выплат, на которые начислены страховые взносы в отношении его самого». Либо осуществить поиск услуги по ее коду – 3.25.02-ф.