$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Итоги

Потребление – восстанавливается, предпочтения – импорту

24.04.2018

На фоне общеэкономического ускорения в I квартале т.г. в положительную сторону выделяется внутренняя торговля. Причем по всем направлениям: и индивидуальное потребление, и опт, и общественное питание. Розничный товарооборот в январе–марте т.г. достиг 9,8 млрд. BYN, что в сопоставимых ценах на 9,7% выше, чем в I квартале 2017 г. И это уверенный шаг в сторону преодоления последнего кризисного спада внутренней торговли.

Нынешние темпы ро­ста кажутся оптимистичными, особенно на фоне спада на 1,4% в I квартале 2017 г. и роста лишь на 3,8% за весь 2017 год.

Однодневный розничный товарооборот в ра­счете на душу населения с начала года составил 11,5 BYN против 9,9 BYN за I квартал 2017 г. и вырос сразу на 16,2%.

Розничный товарооборот организаций торговли, на который пришлось 88,8% роз­ничного товарооборота рес­публики, составил 8,7 млрд. BYN, или 112% в сопоставимых ценах. На товарооборот ИП и физических лиц при­шлось соответственно 11,2%.

Оптовый товарооборот достиг 21 млрд. BYN, или в сопоставимых ценах 108,1% к уровню I квартала 2017 г.

Товарооборот общест­венного питания в I квартале 2018 г. составил 548,7 млн. BYN, или 112,4% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года.

За прошлый год лишь несколько улучшилась структура потребительского спроса. Так, удельный вес продовольственных товаров в розничном товарообороте в 2017 г. уменьшился с  51% по итогам 2016 г. до 50,6%, а непродовольственных товаров – вырос с 49 до 49,4%. Правда, в 2011 году соотношение продовольственных и непродовольственных товаров составляло 46,6% на 53,4%, в 2013-м – 48% на 52%, а в 2015-м – уже 50,2% на 49,8%.

Таким образом, белорусы на протяжении последних 3 лет больше тратят на еду, чем на одежду, бытовую технику и различные гаджеты, по крайней мере в легальном обороте, без учета продаж микроорганизаций и интернет-торговли.

Меняется и структура роз­ничного товарооборота по формам собственности. Здесь доля субъектов госсобственности сократилась с 11,4% в 2011 году до 8,3% в 2016-м, но по итогам 2017 г. она подросла до 8,8%. В то же время доля частных компаний сократилась с 82,9% в 2011 году до 69,6% в 2017-м (в т.ч. 8,7% – с долей госсобственности), а организаций, принадлежащих иностранцам, выросла с 5,7% до 21,6%, впрочем, прихода крупного ритейла, давно оперирующего в той же России, на наш рынок в ближайшей перспективе не ожидается.

Доля продаж товаров отечественного производства в роз­ничном товарообороте организаций торговли в 2017 году составила 64,4%, в т.ч. продовольственных – 80,8%. При этом по ряду товаров спрос покупателей практически пол­ностью удовлетворяется за счет белорусской продукции. В частности, доля отечественного мяса здесь составила 99,8% по итогам 2017 года, сыров – 95,1%. Плодовое вино и вовсе на 100% местный продукт, та же картина и с куриными яйцами. В то же время доля отечественного сахара составляет 82%, макаронных изделий – 65,2%, свежих овощей и грибов – 72%, фруктовых и овощ­ных соков – 68,3%, круп – 45,3%, рыбы, ракообразных и моллюсков – 41,7%, растительного масла – 19,7%, свежих фруктов и орехов – 8,8%.

Еще заметнее эти тенденции в сегменте непродовольственных товаров. Здесь доля продаж отечественной продукции в организациях торговли сократилась за год до 44,2% в 2017 году. При этом доля отечественных телевизоров составила 6,2%, одежды трикотажной – 42,6%, обуви – 47,9%, стройматериалов – 47,9%, холодильников и морозильников бытовых – 53,4%.

Таким образом, ускорившийся во II полугодии прошлого года рост номинальных заработных плат наряду с укреплением курса белорусского рубля возобновил спрос на импортную продукцию. Тем самым конкуренция товаров отечественного производства за место на прилавках с импортными только обостряется, что явно идет  на пользу покупателям.

Автор публикации: Константин СМЫСЛОВ