Потребление – восстанавливается, предпочтения – импорту
На фоне общеэкономического ускорения в I квартале т.г. в положительную сторону выделяется внутренняя торговля. Причем по всем направлениям: и индивидуальное потребление, и опт, и общественное питание. Розничный товарооборот в январе–марте т.г. достиг 9,8 млрд. BYN, что в сопоставимых ценах на 9,7% выше, чем в I квартале 2017 г. И это уверенный шаг в сторону преодоления последнего кризисного спада внутренней торговли.
Нынешние темпы роста кажутся оптимистичными, особенно на фоне спада на 1,4% в I квартале 2017 г. и роста лишь на 3,8% за весь 2017 год.
Однодневный розничный товарооборот в расчете на душу населения с начала года составил 11,5 BYN против 9,9 BYN за I квартал 2017 г. и вырос сразу на 16,2%.
Розничный товарооборот организаций торговли, на который пришлось 88,8% розничного товарооборота республики, составил 8,7 млрд. BYN, или 112% в сопоставимых ценах. На товарооборот ИП и физических лиц пришлось соответственно 11,2%.
Оптовый товарооборот достиг 21 млрд. BYN, или в сопоставимых ценах 108,1% к уровню I квартала 2017 г.
Товарооборот общественного питания в I квартале 2018 г. составил 548,7 млн. BYN, или 112,4% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года.
За прошлый год лишь несколько улучшилась структура потребительского спроса. Так, удельный вес продовольственных товаров в розничном товарообороте в 2017 г. уменьшился с 51% по итогам 2016 г. до 50,6%, а непродовольственных товаров – вырос с 49 до 49,4%. Правда, в 2011 году соотношение продовольственных и непродовольственных товаров составляло 46,6% на 53,4%, в 2013-м – 48% на 52%, а в 2015-м – уже 50,2% на 49,8%.
Таким образом, белорусы на протяжении последних 3 лет больше тратят на еду, чем на одежду, бытовую технику и различные гаджеты, по крайней мере в легальном обороте, без учета продаж микроорганизаций и интернет-торговли.
Меняется и структура розничного товарооборота по формам собственности. Здесь доля субъектов госсобственности сократилась с 11,4% в 2011 году до 8,3% в 2016-м, но по итогам 2017 г. она подросла до 8,8%. В то же время доля частных компаний сократилась с 82,9% в 2011 году до 69,6% в 2017-м (в т.ч. 8,7% – с долей госсобственности), а организаций, принадлежащих иностранцам, выросла с 5,7% до 21,6%, впрочем, прихода крупного ритейла, давно оперирующего в той же России, на наш рынок в ближайшей перспективе не ожидается.
Доля продаж товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли в 2017 году составила 64,4%, в т.ч. продовольственных – 80,8%. При этом по ряду товаров спрос покупателей практически полностью удовлетворяется за счет белорусской продукции. В частности, доля отечественного мяса здесь составила 99,8% по итогам 2017 года, сыров – 95,1%. Плодовое вино и вовсе на 100% местный продукт, та же картина и с куриными яйцами. В то же время доля отечественного сахара составляет 82%, макаронных изделий – 65,2%, свежих овощей и грибов – 72%, фруктовых и овощных соков – 68,3%, круп – 45,3%, рыбы, ракообразных и моллюсков – 41,7%, растительного масла – 19,7%, свежих фруктов и орехов – 8,8%.
Еще заметнее эти тенденции в сегменте непродовольственных товаров. Здесь доля продаж отечественной продукции в организациях торговли сократилась за год до 44,2% в 2017 году. При этом доля отечественных телевизоров составила 6,2%, одежды трикотажной – 42,6%, обуви – 47,9%, стройматериалов – 47,9%, холодильников и морозильников бытовых – 53,4%.
Таким образом, ускорившийся во II полугодии прошлого года рост номинальных заработных плат наряду с укреплением курса белорусского рубля возобновил спрос на импортную продукцию. Тем самым конкуренция товаров отечественного производства за место на прилавках с импортными только обостряется, что явно идет на пользу покупателям.