Потенциал обещаний и реальности
Аналитики агентства Fitch Ratings осторожно оценивают потенциал роста белорусской экономики, поскольку не видят в ней реформ. Сотрудники Минэкономики, Минфина и Нацбанка гораздо оптимистичнее в прогнозах, а перемены обещают в будущем. Эти мнения были представлены во время презентации годового обзора по макроэкономической ситуации, продемонстрированного 23 мая в Минске.
Пока макроэкономическая динамика в республике выглядит слабо, считает старший директор аналитической группы по суверенным рейтингам Fitch Ratings Пол Гэмбл. Ключевым фактором роста является улучшение экономической ситуации в России, что постепенно улучшает спрос. При этом в Fitch отдают должное ужесточению бюджетной и монетарной политики белорусских властей. По мнению П. Гэмбла, если такая политика будет последовательной, то можно надеяться, что в краткосрочной перспективе произойдут положительные сдвиги. «Мы делаем прогноз на 2017 г. довольно осторожно, – сказал П. Гэмбл. – Показатели первых месяцев положительные, но все говорит о том, что рост будет невысоким в силу отсутствия реформ. 2018 год, возможно, станет годом большего роста, ожидаемое минимальное значение – 1%». Он добавил, что рейтинг Беларуси оказывает отрицательное воздействие на возможности получения кредитов. Однако основная проблема сейчас – не накопление долга, а выплаты в краткосрочной перспективе.
Среди негативных факторов, которые могут негативно отразиться на экономике, представитель агентства назвал невозможность соблюдать внешние обязательства, ухудшение в государственном финансировании, существенный рост госдолга. Положительный эффект возможен при снижении давления в области внешнего финансирования в сочетании с восстановлением международных резервов, улучшении среднесрочного потенциала роста за счет реализации плана структурных реформ.
Белорусские чиновники гораздо более оптимистичны. Прошлогодний спад в экономике первый заместитель министра экономики Дмитрий Крутой объясняет в основном внешними факторами – негативной конъюнктурой на нефтяном и калийном рынках, недопоставкой нефти из РФ. Тем не менее страна, по мнению Д. Крутого, продемонстрировала внешнюю и внутреннюю сбалансированность. Все необходимые для этого меры принимались: по жесткой бюджетной консолидации, балансировке платежного баланса и сжатию внутреннего спроса, сокращению директивного кредитовании. Результаты начинают проявляться: с апреля статистика фиксирует улучшение состояния экономики. Благоприятная ситуация на внутреннем валютном рынке способствовала замедлению инфляции. За 4 месяца т.г. она составила всего 2,4%, в годовом выражении – 6,3% при цели 9%, за 3 недели мая – 0,1%. Это позволяет надеяться, что по итогам года инфляция не превысит 5,5–6%, что станет рекордом за последние 15 лет. С начала года ЗВР выросли на 181 млн. USD, до 5,1 млрд. (или до 2 месяцев импорта). Впервые за последние 2 года динамика ВВП выходит в «плюс», а по итогам года возможно достижение прогнозного параметра в 1,7%, считает замминистра.
Основными драйверами роста экономики стали промышленность и экспорт. Внутреннее потребление остается довольно слабым, хотя в марте–апреле оно тоже несколько оживилось – в основном благодаря постепенному росту зарплат. Правда, реальные располагаемые доходы еще не восстановились, но «подтягиваются» и они. Д. Крутой отметил, что в структуре доходов населения, кроме зарплаты, значительна доля доходов по банковским вкладам. А поскольку они в I квартале т.г. из-за снижения ставок сократились на 17%, то и реальные располагаемые доходы не растут.
За счет внешнего спроса сбалансирована внешняя торговля, сальдо по товарам и услугам за первые 3 месяца составило почти 200 млн. USD, или 1,6% ВВП. При этом физические объемы экспорта выросли на 2,6%, а поскольку в прошлом году они тоже немного росли, несмотря на стоимостное падение, в Минэкономики уверены, что белорусские товары на традиционных рынках сохранили конкурентоспособность. В этом году улучшилась и ценовая конъюнктура, а девальвация к российскому рублю поддержала экспортеров, отметил замминистра. Реализуются правительством и меры структурного характера. Таковыми Д. Крутой считает повышение эффективности работы госпредприятий, для которых сохранились только 3 контрольных показателя (чистая прибыль, рентабельность, снижение затрат), содействие росту роли частного сектора за счет мер по улучшению деловой инициативы, модернизацию в реальном секторе, работу по привлечению инвестиций. Объемы директивного кредитования сократились с 4,8% ВВП в 2015 г. (4,8 млрд. BYN) до 2,6% в 2016-м. В текущем году оно составит всего 1,9 млрд. BYN, а в 2018-м – 1 млрд. Таким образом, целые сектора будут финансироваться на рыночных условиях. При этом за январь–апрель ставка банковского кредита составила 15,5%, что на 4,8% меньше, чем на начало года.
В свою очередь заместитель министра финансов Юрий Селиверстов заверил, что бюджетная система вносит свой позитивный вклад в стабилизацию. Проводится жесткая бюджетно-налоговая политика, бюджет адаптируется к меняющимся экономическим условиям. Удалось мобилизовывать дополнительные доходы для компенсации недостающих поступлений. Ведется работа по повышению качества управления ликвидностью и консолидации средств госорганов на едином казначейском счете. Это должно обеспечить устойчивость и среднесрочную сбалансированность бюджетов всех уровней, сохранение оптимальной налоговой нагрузки, повышение эффективности бюджетных расходов, гарантированное исполнение внешних и внутренних обязательств, сохранение госдолга на безопасном уровне, кредитование госпрограмм в объемах, не создающих риска для финансовой сбалансированности. При этом бюджет чувствителен к тому, насколько предприятия госсектора адаптировались к новым условиям хозяйствования, отметил Ю. Селиверстов. В Минфине стремятся систематизировать подходы к оказанию господдержки отраслям и одновременно восстановить налоговый потенциал госпредприятий.
В качестве аргументов, свидетельствующих о макроэкономической стабилизации, белорусские чиновники традиционно называют профицитный бюджет, замедление инфляционных и девальвационных процессов, сохранение устойчивости бюджетной системы, обещания отказа от директивного кредитования и моратория на увеличение налоговых изъятий. Однако зарубежные аналитики упорно считают, что без глубокой реформы госсектора этих мер будет недостаточно для обеспечения устойчивого роста белорусской экономики.