Поставка и неустойка
Рассмотрим вопрос о возможности взыскания неустойки в связи с поставкой товара ненадлежащего качества, если она повлекла недопоставку товара.
Ситуация: в ходе исполнения обязательств договора поставки поставщик в обусловленный договором срок поставил покупателю товар. Однако товар ввиду его ненадлежащего качества покупателем не принят, о чем в установленный срок было сообщено поставщику. Последний согласился с наличием недостатков товара и приступил к их устранению. Вследствие долгосрочности устранения недостатков товара поставщик нарушил срок поставки. В будущем поставленный с просрочкой товар соответствовал качеству, предусмотренному договором. Покупатель принял товар без замечаний. Впоследствии у покупателя возник ряд вопросов о взыскании неустойки.
Имеет ли он право взыскать с поставщика одновременно и пеню за просрочку поставки товара, и штраф за поставку товара ненадлежащего качества, которая повлекла просрочку поставки, или допускается взыскание лишь одного из перечисленных видов неустойки?
Традиционно договор поставки является одним из самых востребованных правовых механизмов упорядочения отношений между субъектами хозяйствования.
Согласно условиям договора поставки предусмотрена ответственность сторон за ненадлежащее исполнение его условий.
Так, за недопоставку товара поставщик уплачивает покупателю пеню.
За поставку товара ненадлежащего качества поставщик уплачивает покупателю штраф.
Рассматривая ситуацию, обратим внимание на разъяснение Высшего Хозяйственного Суда от 26.11.2009 № 02-43/2619 «О взыскании неустойки». Так, взыскание пени и штрафа одновременно за нарушение одного и того же обязательства возможно, поскольку это не запрещено законодательством. Вместе с тем в рассматриваемом вопросе представлена несколько иная модель взыскания неустойки. Рассмотрению подлежит не вопрос о взыскании двух видов неустойки за нарушение одного обязательства, а вопрос о том, можно ли взыскать неустойку сперва за обстоятельство, предшествующее наступлению определенных последствий, а после – и за допущение таких последствий (поставка некачественного товара послужила поводом к просрочке поставки товара в будущем).
Отметим, что конкретного ответа на данный вопрос законодательство не дает, мнения на этот счет в научных кругах расходятся, судебная практика не представлена широкой аудитории.
По мнению автора, в рассматриваемом случае необходимо учесть следующее.
В соответствии с ч. 2 п. 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 05.12.2012 № 12 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров поставки товаров» недопоставка, в частности, имеет место и в том случае, когда поставлены товары ненадлежащего качества и покупатель в установленный срок заявил требование об их замене либо устранении недостатков силами поставщика.
Во-первых, важно обратить внимание, что речь идет не просто о товаре, а о товаре ненадлежащего качества. То есть поставлен не тот товар, требования по качеству к которому предъявлены условиями договора. Фактически, нечто другое, что нельзя называть товаром – предметом поставки согласно договору.
Во-вторых, если покупатель не заявит вышеуказанные требования в соответствующий срок, то он как бы согласится с тем, что не возражает принять хоть и ненадлежащего качества, но товар. В случае если такое заявление поступит, то покупатель возразит о принятии такого товара, и поставка не состоится, а ее срок, возможно, будет пропущен.
Вместе с тем возникает вопрос: в каких случаях будет взыскиваться штраф за поставку товара ненадлежащего качества, если он является составляющим элементом просрочки поставки товара?
Как было отмечено выше, не всегда поставка товара ненадлежащего качества влечет непринятие его покупателем. Вполне допустим вариант, что покупатель примет товар, несмотря на его недостатки. В таком случае при соблюдении сроков поставки товар будет считаться поставленным вовремя.
Вместе с тем это не лишает покупателя права предъявить поставщику требование об уплате суммы штрафа в связи с поставкой товара ненадлежащего качества. Данная возможность весьма логична. Ведь приняв товар, покупатель компенсирует издержки, возникшие вследствие поставки товара ненадлежащего качества.
Таким образом, если был поставлен товар ненадлежащего качества, а покупатель в последующем и в установленный срок заявил требование об его замене либо устранении недостатков силами поставщика, вследствие чего поставщик нарушил срок поставки, то неустойку в связи с просрочкой поставки товара взыскать можно, а в связи с поставкой товара ненадлежащего качества – нет.
В случае поставки товара ненадлежащего качества в установленный срок поставки и последующего принятия данного товара покупателем взыскание неустойки в связи с поставкой товара ненадлежащего качества возможно.
Если была допущена просрочка поставки вследствие поставки товара ненадлежащего качества и в последующем был поставлен товар ненадлежащего качества, но все же принят покупателем, то возможно взыскание неустойки в связи с поставкой товара ненадлежащего качества за факт, когда товар все же был принят. В данном случае также возможно взыскание неустойки за просрочку поставки товара вследствие поставки товара ненадлежащего качества до принятия его покупателем.