Последствия просрочки выполнения работ: подрядчик остался с проектом, но без денег
Нарушая сроки выполнения проектно-изыскательских работ, подрядчик рискует остаться без оплаты, если заказчик реализует право на отказ от договора и не примет работы.
Пункт 2 ст. 669 ГК наделяет заказчика правом в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора подряда, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. Право на односторонний отказ является безусловным, т.е. не требует согласия второй стороны.
После прекращения договора заказчик вправе потребовать вернуть денежные средства, перечисленные подрядчику в счет исполнения договора (предоплату). Дополнительно могут быть заявлены требования об уплате пени за несвоевременное исполнение обязательств и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Важно! Отказаться от договора можно только до получения результата работ. |
Обратим внимание, что при рассмотрении такого рода споров суд не исследует степень готовности проектных работ, а лишь оценивает факт передачи заказчику надлежащего результата до момента прекращения (расторжения) договора.
В качестве линии защиты от такого требования подрядчик может попытаться оспорить наличие оснований для одностороннего отказа. Однако на успех можно надеяться, если только удастся доказать, что имело место встречное неисполнение обязательств.
Сделать это непросто, свидетельствует судебная практика.
Действия заказчика правомерны
Стороны заключили договор подряда на выполнение проектно-изыскательских работ. Подрядчик не выполнил работы в срок. Заказчик уведомил контрагента об одностороннем отказе от договора и заявил иск в суд о возврате предоплаты.
Подрядчик с иском, а затем и с решением суда не согласился, настаивая на том, что:
-
заказчик не предоставил все исходные данные, необходимые для проектирования, о чем подрядчик неоднократно сообщал в письменной и устной форме;
-
между сторонами имелась устная договоренность о продлении сроков выполнения работ;
-
истинная причина отказа от договора – утрата заказчиком интереса к результату работ;
-
заказчик просил в иске взыскать предоплату, тогда как суд взыскал неосновательное обогащение.
Кроме того, подрядчик заявил встречный иск об оплате фактически выполненных и переданных заказчику проектных работ.
Суд оценил правомерность действий заказчика по одностороннему отказу и пришел к выводу, что заказчик реализовал свое право: подрядчик не завершил работы в установленные договором сроки. Требования о предоставлении недостающих исходных данных были заявлены подрядчиком после истечения срока, отведенного на выполнение первого этапа работ.
Также подрядчик не смог представить доказательств того, что необходимые ему исходные данные должен был передать именно заказчик и что без них невозможно было завершить проектирование.
Результат проектных работ был передан заказчику после расторжения договора, а значит, он вправе был не принимать работы.
С учетом таких обстоятельств суд удовлетворил иск заказчика и отказал подрядчику в заявленном им требовании.
При этом кассационная инстанция указала, что суд первой инстанции правильно квалифицировал предоплату как неосновательное обогащение, возникшее в связи с расторжением договора. Применение иной нормы права не изменяет основание иска (дело № 155ЭИП214942, кассационное постановление представлено на портале court.gov.by).
В чем просчитался подрядчик
Первую ошибку подрядчик допустил еще на старте, подписав договор с нечетким распределением обязанностей сторон по получению исходных данных. Далее стороны достигли устных договоренностей о продлении сроков выполнения работ, но не закрепили это дополнительным соглашением.
Другая ошибка состояла в том, что подрядчик не сообщал о недостающих исходных данных на протяжении более чем пяти месяцев. Все это в совокупности было достаточным для удовлетворения иска заказчика.
В настоящее время у подрядчика есть проект, но на него нет покупателя. Заказчик может воспользоваться данным обстоятельством и, если интерес к получению проектной документации им еще не утрачен, согласовать новые условия сделки. Подрядчик в такой ситуации может либо уничтожить проект, либо хотя бы частично компенсировать свои издержки на его разработку.