Последствия принятия госрешений часто не оцениваются

Коммуникации бизнеса и власти имеют весьма неоднозначный характер. С одной стороны, госорганы консультируются с субъектами хозяйствования по некоторым вопросам, но с другой – о многих готовящихся проектах нормативных правовых актов бизнес либо вообще не знает, либо его ставят в известность на поздней стадии.
В последнем случае, как правило, проекты госрешений готовятся без оценки последствий их влияния на экономику. Поэтому проблемные вопросы нормотворческой деятельности представители делового сообщества и органов власти решили обсудить на конференции, посвященной экспертному участию бизнеса в оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов.
Диалог способствует росту бизнеса
Организаторами конференции выступили Республиканский союз промышленников и предпринимателей и Белорусская научно-промышленная ассоциация. В мероприятии приняли участие депутаты Палаты представителей, специалисты Минэкономики, Минюста, МАРТ, отраслевых министерств и концернов, Мингорисполкома.
Кроме того, конференцию посетили топ-менеджеры предприятий, руководители бизнес-союзов и ассоциаций, а также представители Совета по развитию предпринимательства и региональных советов по развитию предпринимательства.
Первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич в своем выступлении акцентировала внимание на важности диалога власти и бизнеса.
Она отметила, что регулярно проводятся заседания Совета по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме, где постоянно обсуждаются вопросы, которые важны для субъектов хозяйствования, находящихся в столице.
Результат регулярного диалога субъектов предпринимательства и власти приносит плоды, отметила Н. Лазаревич.
«У нас создано на тысячу субъектов хозяйственных больше, чем в прошлом году. Если в 2023 г. у нас частный бизнес в поступлениях налогов занимал 32%, то на сегодняшний момент – 35%, а в некоторых видах деятельности цифра доходит до 40%», – отметила представитель Мингорисполкома.
В то же время она констатировала, что иногда появляются проекты НПА, которые не в полной мере отражают интересы субъектов хозяйствования и не содержат оценки последствий на реальный сектор экономики. Поэтому такие случаи подробно рассматриваются на заседаниях Совета по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме.
В Министерстве экономики считают недостатки, связанные с нормотворческой деятельностью, важной темой.
«Для нас видится очень актуальной задача выявления пробелов институционального проектирования документов и система оценки их регулирующего воздействия», – подчеркнул заместитель министра экономики Владимир Наумович.
Ни согласований с бизнесом, ни оценки последствий
Главный недостаток «институционного проектирования» госрешений видится деловому сообществу в том, что проекты НПА во многих случаях готовятся без участия бизнеса, и оценка последствий таких документов на экономику не проводится.
Показательно, что участились случаи, когда проекты ведомственных правовых актов, непосредственно влияющих на деловую среду, не поступают даже в Совет по развитию предпринимательства (постоянно действующий консультативный орган при правительстве).
«В последнее время количество документов, которые поступают в Совет по развитию предпринимательства, сократилось», – рассказала представитель Совета, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова.
В настоящее время отраслевые ведомства в ряде случаев предпочитают обходить процедуру согласования проектов нормативных правовых актов с бизнесом.
«Сегодня в условиях, когда надо быстро принимать решение, очень часто эти документы к нам, к сожалению, не поступают. А если поступают, то у нас на рассмотрение – один-два дня», – констатировала Т. Быкова.
Кроме того, уточнила она, проекты нормативных документов нередко приходят в Совет по развитию предпринимательства уже после того, как они прошли первый круг согласования с государственными органами.
Соответственно, в таких случаях деловому сообществу вносить изменения в подготовленные проекты НПА становится очень сложно.
Наблюдения представителей делового сообщества также показывают, что многие проекты нормативных правовых актов, влияющих на условия ведения бизнеса, не только не обсуждаются на экспертном уровне на ранней стадии, но даже не проходят процедуру общественного обсуждения.
На публичное обсуждение в текущем году выносились 54 проекта нормативных правовых актов, констатировала во время конференции заместитель председателя Республиканского союза промышленников и предпринимателей Валентина Шундалова.
«Принято постановлений правительства за это же время 800, указов – 400, постановлений госорганов – более 800», – уточнила В. Шундалова.
Прямое следствие нормотворческой деятельности, когда проекты НПА готовятся непублично и без участия бизнеса, – отсутствие в обосновании должной оценки последствий влияния таких документов на экономику.
За последние пять лет лишь примерно в десяти проектах нормативных правовых актов «в обоснованиях содержалось что-то близкое к оценке регулирующего воздействия», – констатировала В. Шундалова.
Хотя согласно законодательству такая оценка должна всегда проводиться, когда НПА оказывают существенное влияние на работу бизнеса.
В тех случаях, когда такой оценки нет, субъектам хозяйствования после издания НПА становится либо сложно осуществлять предпринимательскую деятельность, либо вообще невозможно. Так, в текущем году без обсуждения с бизнесом был подготовлен проект постановления Совмина «О лицензировании импорта отдельных видов керамических изделий».
В обосновании документа сказано, что негативных последствий издания проекта госрешения «не прогнозируется». В то же время, когда документ проанализировали эксперты Республиканского союза промышленников и предпринимателей совместно с участниками рынка, они увидели порядка десяти серьезных негативных последствий.
Другой свежий пример, который вызвал резонанс в бизнес-среде, касается рекламной индустрии, а именно постановления Совмина от 30.09.2024 № 722, регулирующего порядок размещения средств наружной рекламы.
Ассоциация рекламных организаций заявляет, что документ подготовлен «без предварительной консультации с операторами наружной рекламы» и содержит нормы, «негативно влияющие на дальнейшее развитие бизнеса».
В ходе конференции исполнительный директор Ассоциации рекламных организаций (АРО) Валерий Боднарь отметил, что из-за этого документа ужесточены правила размещения объектов наружной рекламы, и на сегодняшний день подавляющее большинство рекламных конструкций, согласно оценке АРО, оказались нелегитимными.
В настоящее время представители бизнеса и власти обсуждают сложившуюся ситуацию, хотя логично, что устранять недостатки НПА нужно до их принятия.
Предложения делового сообщества
Представители делового сообщества убеждены, что для снижения негативных последствий нормативных правовых актов на экономику следует корректировать подходы к нормотворческой деятельности.
Сопредседатель, директор Бизнес союза предпринимателей и работодателей имени профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич указала на важность обсуждения проектов госрешений с бизнесом на ранней стадии.
«Члены общественно-консультативных советов по развитию предпринимательства должны иметь проекты документов, оказывающих влияние на условия ведения бизнеса, при первом круге их согласования», – отметила Ж. Тарасевич.
Чем раньше государственный и частный бизнес сможет увидеть проекты нормативных правовых актов, тем меньше будут риски негативного влияния документов на экономику, подчеркивают представители делового сообщества.
«Согласование – это анализ рисков негативного влияния нормативного правового акта. Это благое дело. Мы не получим отрицательных воздействий, если подсветим риски и примем решение, которое позволит этими рисками управлять», – заявил председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец.
Для повышения уровня проработки проектов НПА деловое сообщество предлагает скорректировать подходы к нормотворческой деятельности, и все проекты госрешений, которые оказывают влияние на бизнес, направлять на рассмотрение в Совет по развитию предпринимательства на первоначальном этапе согласования документов с госорганами.
Также деловое сообщество просит расширить состав общественно-консультативных советов при госорганах, на которых должны рассматриваться отраслевые проекты НПА, и включать туда не только представителей подведомственных предприятий, но и их конкурентов, а также представителей межотраслевых бизнес-союзов.
Министерство экономики заявляет, что государству важна всесторонняя экспертиза проектов нормативных правовых актов.
«Есть запрос у государства посмотреть сегодня на себя со стороны и вместе с бизнесом принять необходимые решения в регуляторной, административной среде», – подчеркнул заместитель министра экономики Владимир Наумович, выступая в заключительной части конференции.