Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9779
EUR:
3.4566
RUB:
3.7166
BTC:
120,177.00 $
Золото:
321.35
Серебро:
3.61
Платина:
126.57
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Последний месяц года. — Что должна сделать служба охраны труда?

Конец каждого календарного года для многих работников сопровождается увеличением объема обязанностей. Не исключение и служба охраны труда.

Напомним о наиболее важ­ных мероприятиях, которые необходимо выполнить по охране труда в конце года либо начале следующего календарного года.

 

Разработать план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Наниматель обязан выделять в необходимых объемах финансовые средства, оборудование и материалы для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Такая обязанность нанимателя определена п. 8 ст. 226 ТК, а также ст. 17 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда».

Поэтому до верстки и утверждения бюджета компании на следующий год службе охраны труда необходимо подготовить предложения по профилактике производственного тра­вматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий и охраны труда, разработать план мероприятий по охране труда, а также рассчитать и согласовать с нанимателем возможные расходы.    

Советуем обращаться к Инструкции о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2013 № 111.

 

Подготовить отчет по условиям и охране труда

Форма 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) квартальная.

Ее представляют:

– юрлица, подчиненные (входящие в состав) республиканским органам госуправления и иным госорганизациям, Федерации профсоюзов Беларуси, областным (Минскому городскому) исполкомам;

– юрлица, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в госсобственности и переданы в управление республиканским органам госуправления и иным госорганизациям, областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам;

– юрлица без ведомственной подчиненности, в которых имеются рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда.

Все эти категории перечислены в п. 1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям и охране труда», утв. постановлением Белстата от 28.03.2016 № 16.

Сроки предоставления этой формы отчетности для различных организаций определены постановлением Белстата от 18.07.2017 № 70: 7-го, 12-го или 17-го числа после отчетного периода.

 

Провести паспортизацию санитарно-технического состояния условий и охраны труда

Паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда проводится ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года.

Эта норма прописана в п. 6 Инструкции по проведению паспортизации санитарно-технического со­стояния условий и охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 04.02.2004 № 11.

Паспортизация условий и охраны труда осуществляется на основании приказа по организации. В приказе определяются сроки проведения паспортизации, объекты, подлежащие паспортизации, порядок сбора и обобщения исходных данных, а так­же лица, осуществляющие эту работу.

К проведению паспортизации привлекаются работники отделов и служб (при их наличии) главного механика, технолога, энергетика, труда и заработной платы, капитального строительства, медико-санитарной части, здравпункта, других структурных подразделений организации.

Служба охраны труда оказывает методическую помощь в проведении паспортизации.

 

Направить в организацию здравоохранения список профессий работников для проведения периодических медосмотров

В октябре 2019 г. вступила в силу Инструкция о проведении обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утв. постановлением Минздрава от 29.07.2019 № 74 (далее – Инструкция № 74).

Список профессий (должностей) работников, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам, составляется в двух экземплярах с указанием результатов оценки условий труда по каждому вредному и (или) опасному производственному фактору. Один экземпляр списка остается у нанимателя, второй направляется в медицинскую организацию до 1 января календарного года, в течение которого необходимо провести работникам запланированный периодический медосмотр (п. 23 Инструкции № 74).

Напоминаем, что теперь медосмотр может проводить не только медкомиссия государственной организации здравоохранения, но и медкомиссия организации, указанной в перечне организаций, в которых могут быть созданы медкомиссии по проведению обязательных и внеочередных медосмотров (приложение 4 к Инструкции № 74).

 

Подготовить квартальную форму 4-онс

Форма утверждена постановлением Белстата от 28.07.2010 № 130 «Об утверждении формы государственного статистического наблюдения 4-онс (Минстройархитектуры) «Анкета об объекте незавершенного строительства» и указаний по ее заполнению».

Форму 4-онс представляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие инвестиционную деятельность по вложению инвестиций в основной капитал. Конкретные категории юр­лиц, обязанных предоставить анкету, а также освобожденных от такой обязанности, перечислены в п. 2 указаний по заполнении формы.

 

Пересмотреть ЛНПА по охране труда

Прежде всего обратите внимание на возможную необходимость внесения изменений в Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или инструкции по охране труда по профессиям и видам работ.

ПВТР устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утв. постановлением Минтруда от 05.04.2000 № 46.

О внесении согласованных с профсоюзом изменений и дополнений и утверждении новой редакции ПВТР необходимо издать приказ.

Новая редакция ПВТР должна быть утверждена нанимателем путем проставления в правом верхнем углу на первой странице после слова «УТВЕРЖДАЮ» подписи, долж­ности руководителя, его Ф.И.О., даты и печати организации (при ее наличии).

Процедура подготовки и принятия работодателями инструкций по охране труда описана в Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 176.

В частности, порядок актуализации инструкций установлен гл. 5 этого документа.

Инструкции по охране труда актуализируются с целью определения их соответствия действующим требованиям по охране труда и решения вопроса о необходимости их пере­смотра.

Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одно­го раза в 5 лет, а инструкций по ох­ра­не труда для профессий и работ с повышенной опасностью – не реже одного раза в 3 года.

Если в течение указанных сроков условия труда на рабочих местах и требования нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, использованных при составлении инструкции по охране труда, не изменились, то приказом по организации действие инструкции по охране труда продлевается на следующий срок, о чем делается запись: «Срок действия продлен. Приказ от _____ № ___» на первой странице инструкции по охране труда.

 

При необходимости – пересмотреть нормы выдачи СИЗ

С 25 августа 2019 г. действует новая редакция Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция № 209).

Наниматели имеют право с учетом типовых норм и положений данного документа формировать нормы организации, в которых конкретизируются требования к показателям защитных свойств и гигиеническим характеристикам средств индивидуальной защиты.

По отдельным наименованиям средств индивидуальной защиты могут устанавливаться более высокие показатели защитных свойств (дополнительные к предусмотренным в типовых нормах). Нормы организации могут содержать требования к конструктивным особенностям и стилю специальной одежды, применению логотипа (фирменного знака); нормы выдачи работникам дополнительных средств индивидуальной защиты, не предусмотренных в типовых нормах (п. 16 Инструкции № 209).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by