Порядок обращения за пенсией и ведение делопроизводства по назначению пенсий
С 4 августа 2019 г. вступило в силу постановление Минтруда и соцзащиты от 08.07.2019 № 35 «О порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий», сообщает Минтруда и соцзащиты.
Постановлением утверждена Инструкция о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий.
Инструкцией комплексно регулируются организационно-технические правоотношения в области пенсионного обеспечения – начиная с обращения за пенсией, приема и рассмотрения органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, документов для назначения и выплаты пенсий, принятия правового решения и заканчивая прекращением выплаты пенсии, передачей пенсионного дела в архив.
Справочно: до вступления в силу Инструкции эти вопросы регулировались Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утв. приказом Министерства соцзащиты от 23.05.1997 № 44, и Инструкцией о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утв. приказом Министерства соцзащиты от 29.09.1998 № 85.
Инструкция детально регламентирует порядок организации работы по пенсионному обеспечению.
Обращение за пенсией
В Инструкции отражены положения ст. 75 Закона «О пенсионном обеспечении».
Заявление и документы, необходимые для назначения пенсии, подаются в управление по месту жительства гражданина:
– работающими гражданами – через работодателя;
– неработающими – непосредственно ими самими.
За граждан, которые не могут непосредственно сами обратиться за пенсией (несовершеннолетних, недееспособных), заявление и документы подают их уполномоченные представители в управление по месту жительства / месту нахождения.
Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Документы для назначения пенсии
В целях получения максимально возможной для пенсионного обеспечения информации от граждан на стадии обращения за пенсией актуализирована форма заявления о назначении пенсии. В заявлении отражаются данные о лице, обратившемся за пенсией лично, либо о его представителе, указывается выбранный способ получения пенсии, сведения, которые могут повлиять на пенсионное обеспечение (о работе, получении пенсии, прохождении службы, детях и т.п.), подробный перечень обстоятельств, о наступлении которых заявитель обязан уведомить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Документы, необходимые для назначения пенсий, объединены в отдельный, упрощенный перечень, не предусматривающий повторов (дублирования) одних и тех же документов применительно к разным видам пенсий.
В Инструкции пошагово прописан алгоритм действий работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, как на этапе приема документов, так и при их рассмотрении.
Регламентированы вопросы ведения делопроизводства, хранения действующих пенсионных дел (в т.ч. при выезде пенсионера на жительство за пределы Беларуси, при перемене пенсионером места жительства в пределах республики), хранения архивных и отказных пенсионных дел, журналов регистрации, порядка отбора документов к уничтожению и другие.